.RU

Типы односоставного предложения. Способы выражения главных членов в односоставных предложениях

Николенкова Н. В.

Односоставное предложение (далее ОСП) – это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому.

По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов ДСП.

При рассказе о типах ОСП необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1. типы ОСП; 2. способы выражения главного члена в разных типах ОСП; 3. возможные различия в выражении главного члена ДСП и ОСП.

Принципиальным отличием ОСП будет наличие лишь одного независимого главного члена. Говоря о независимости мы имеем в виду его структурную несогласованность с каким-то еще членом (не так, как взаимозависимость подлежащего и сказуемого в ДСП). Строго говоря, мы должны называть главный член ОСП именно так, не применяя термины "подлежащее" и "сказуемое", но в традициях школьной программы использовать для ОСП ту же терминологию, что и для ДСП, поэтому мы позволим себе то же самое.

Классификация ОСП в первую очередь основана на форме главного члена, поэтому выделяют предложения с главным членом подлежащим и главным членом сказуемым (иногда их называют "глагольные"). Последние в свою очередь делят уже по смыслу – на личные (определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные) и безличные. Описывая отдельные типы ОСП, мы начнем с первых, где главный член имеет форму подлежащего, а потом рассмотрим по порядку все типы глагольных.

§1. Назывные односоставные предложения.

Назывные – это один из типов ОСП, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим. "Король!" - торжественно произнес мажоржом.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи:"Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь. Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола – это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.

Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и как ОСП, и как ДСП неполные:"Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла Ариэль. Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства.

. Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях:

· Непосредственного восприятия - Пожар!

· Указание –Вот лес. Вон речка.

· Достижение – Вот и тишина.

· Эмоциональная оценка – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!

Назывные предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются нераспространенными. Но встречаются и распростаненные назывные предложения, включающие в себя чаще всего определения - Тихая ночь. Именно в такие ночи русалочки любят выплывать на поверхность.

Назывные предложения редко могут оказаться частями сложноподчиненного предложения, но все же подобные примеры возможны: Вот и лето, которого так ждала русалочка.

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

Основная ошибка, связанная с определением назывного предложения, - это возможность спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с пропущенным сказуемым (такие примеры приведены выше), но и о неполных предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось лишь…дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему.

Прочитайте текст:

Ведьма спросила русалочку, что ей надо. "Ножки!" - прошептала девушка. "Ножки?" - расхохоталась ведьма. "А что ты дашь мне взамен?" - "Волшебный коралл!" - "Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!"

Перед нами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные ОСП. Но перед нами – диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполных предложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишем упражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговор приобретет следующий вид: Мне необходимы ножки…- Тебе нужны ножки/ ты хочешь иметь ножки… - Я дам тебе коралл… - Мне нужен голос/ я хочу взять голос. Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье – неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл – слово в винительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут быть рассмотрены по-разному. Мы хотели показать и, надеемся, показали вам, как внимательно следует анализировать текст при определении типа предложения.

Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (="это чепуха"), Красавица! (= "это/ она красавица"). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть СИС.

Кстати, некоторые школьники забывают о таком осложнении предложения, как обращение, в результате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните: "Ариэль, иди сюда!" - звали сестры. Здесь "Ариэль" - обращение. Назывным предложением будет такое: "Ариэль!" - представил принц свою жену. Еще раз призываем всех думать над анализируемой структурой.

Задание.

Определите, какие предложения в тексте назывные,а какие двусоставные неполные .

1. Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечной опушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал: "Документы!"

2. "Кто спал в моей кровати?" - зарычала Медведица. Тут медвежонок заглянул в свою кровать и вскрикнул: "Девочка!" "Ты кто?" - спросил он непрошеную гостью. "Машенька!" - ответила та.

3. "На улице снег!" - завизжала от восторга младшая козочка. "Где же санки?" - "Вот санки!"

4. "Какая шубка!" - воскликнула Лиса. "Надо только добавить некоторые детали", - заметил Кот. "Какие?" - "Пуговицы".

5. "Кто же все это сделал?" - "Медведь. Не беда. Скоро весна. Построим новый теремок".

6. "Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!… Вот беда!" И журавль выскочил из дома, громко крича: "Ужас! Лиса…!"

7. Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт со сливками? Кошмар!

8. Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!!

9. "Что привезти вам, дочки, из поездки?" - "Зеркальце, чтобы видеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам". – "А тебе, Настенька?" - "Цветочек аленький".

10. "А я купила тебе подарок!" - "ЧТО?!!" - "Всего-то небольшой сувенир! Пикассо!"

(в тех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите члены предложения)

§2. Определенно-личные односоставные предложения.

Определенно-личные – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 1 или 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонений.

В этих предложениях сообщается о действии, которое выполняет определенный субъект, или о признаках этого субъекта. Форма 1 или 2 лица указывает на говорящего или собеседника, а также на группу лиц, к которым принадлежит субъект. Субъект конкретен и форма глагола в составе сказуемого однозначно на него указывает, поэтому форма 1 или 2 лица местоимения оказывается лишней. Люблю наблюдать восход солнца! Расскажи мне о людях! Принесите мне воды! Хочешь помочь мне?

Предложения определенно-личные можно рассматривать и как двусоставные неполные с пропущенным подлежащим. Но в традициях школьной программы мы характеризуем их как неполные только тогда, когда они находятся в составе сложного предложения, при этом в другой его части подлежащее присутствует: "Ты не любишь людей,потому что ничего о них не знаешь!" - со слезами на глазах произнесла Ариэль. "Знаю", - грустно заметил морской царь. Вторая часть в первой прямой речи может быть охарактеризована только как неполное ДСП, где подлежащее "ты" восстанавливается из первой части. Вторую прямую речь логично описать как определенно-личное предложение, местоимение "я" там вообще избыточно.

Грубой ошибкой будет характеристика как ОСП неполного ДСП со сказуемом в 3 лице (такая ошибка встречается редко) или в прошедшем времени. Чаще всего ошибки связаны с характеристиками неполных частей, где субъектом оказывается 1 или 2 лицо:Я не узнал тебя сразу же, потому что не смог вспомнить. Форма прошедшего времени не указывает на лицо так же однозначно, как формы настоящего и будущего времени.


razdel-2-proektirovanie-soderzhaniya-obrazovaniya-osnovnogo-obshego-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo.html
razdel-2-razvitie-programmno-celevih-metodov-byudzhetirovaniya-programma-reformirovaniya-regionalnih-finansov-respubliki.html
razdel-2-soblyudenie-osnovnih-grazhdanskih-svobod-doklada-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-nizhegorodskoe.html
razdel-2-strukturnie-komponenti-urokov-buryatskogo-yazika-metodicheskaya-sistema-buryatskogo-yazika.html
razdel-2-vibiraem-strategiyu-prakticheskoe-zadanie-33-razdel-chto-v-nashih-rukah-analiziruem-vnutrennyuyu-sredu-35.html
razdel-2obrazci-form-i-dokumentov-dokumentaciya-po-otkritomu-zaprosu-predlozhenij-otkritij-zapros-predlozhenij-na.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-effektivnomu-ispolzovaniyu-energii-1-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-sistema-obsluzhivaniya-klientov-v-biznes-inkubatore-osnovi-postroeniya-biznes-inkubatorov-moskva-izdatelskaya.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-predmet-istorii-istoriya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kmdkt-2015-zhili-23-arashadai.html
  • books.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-v-red-postanovleniya-pravitelstva-novosibirskoj-oblasti-stranica-15.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursi-povisheniya-kvalifikacii-s-ispolzovaniem-tehnologij-distancionnogo-obucheniya-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-dokumentov-neobhodimih-dlya-otkritiya-turisticheskoj-vizi-v-italiyu-planirovat-datu-poezdki-neobhodimo-uchitivaya-takie-dannie-posolstvo-italii-rassmatrivaet-dokumenti.html
  • studies.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-27.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-ploshadi-slozhnoj-figuri-s-pomoshyu-metoda-imitacionnogo-modelirovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/abonenti-seti-dannie-shpori-podgotovil-student-sgutikd-gr-20-gmu-golikov-a-s.html
  • spur.bystrickaya.ru/komanda-altair-ssh-3-g-glubokoe-vitebskaya-oblast-voprosi-zadaniya-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-i-and-my-family-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-1-2-kursov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnie-disciplini-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost.html
  • tests.bystrickaya.ru/konrad-v-voprosah-vooruzheniya-i-snabzheniya-armii-shaposhnikov-b-m-mozg-armii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoreticheskie-voprosi-sravnitelnoj-anatomii-pozvonochnih-napravlenie-050100-68-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • education.bystrickaya.ru/12-razrabotka-regionalnih-programm-planov-po-ohrane-truda-regionalnij-doklad.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tradicionnie-i-netradicionnie-formi-uroka.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-rostov-na-donu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-za-2008-2009-uchebnij-god-stranica-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/interfaks-moskva-29012009-jpmorgan-planiruet-v-marte-otkrit-predstavitelstvo-v-kazahstane.html
  • university.bystrickaya.ru/fransisko-surbaran-konspekt-lekcij-po-discipline-istoriya-isskustv-i-dizajna.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-razvitie-i-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-uchebnoe-posobie-po-doshkolnoj-pedagogike-dlya-slushatelej.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-strana-v-period-pravleniya-ns-hrusheva-konspekt-lekcij-prednaznachen-dlya-studentov-zaochnoj-ochno-zaochnoj-zaochnoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/roman-gete-stradaniya-yunogo-vertera-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dovoennie-filmi-na-storone-podrostka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-zhalpi-pajdalanimdai-respublikali-maizi-bar-avtomobil-zholdari-bojinsha-avtoklk-raldarini-ozalisin-jimdastiru-turali.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskogo-kompleksa-disciplini-rabochaya-uchebnaya-programma-tematicheskij-plan-lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelej-po-discipline-himiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sverdlovskoj-oblasti-postanovlenie-ot-11-oktyabrya-2010-g-n-1475-pp-ob-utverzhdenii-oblastnoj-celevoj-programmi-stranica-22.html
  • college.bystrickaya.ru/-184-mashinist-dvigatelej-vnutrennego-sgoraniya-sekretariat-vcsps-postanovlenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-vvvedenie-v-obshuyu-psihopatologiyu-psihopatologiya-chuvstvennogo-poznaniya-gallyucinacii-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/koefficient-riskpribil-volkov-a-redaktori-perevoda-gorshkov-k-g-samotaev-i-v-shvager-d-sh-33-birzhevie-magi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-internet-resursi-u-pravitelstva-zakonchilis-znachimie-voprosi-21.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-starodub-geliogenetika-racionalnoe-zerno-astrologii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-r-gercvolf-kak-nauchit-detej-lyubit.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.