.RU

Современного Естествознания «алхимия»

РЕФЕРАТ

По Концепциям Современного

Естествознания

«АЛХИМИЯ»

Выполнил: СтаскаChe,2 СО-11

Проверила: Афанасьева Н.Б.

Череповец, 2005г.

Слово «алхимия» стало сейчас очень популярным. Обложки книг пестрят названиями «Алхимия успеха», «Алхимия финансов», «Медицинская алхимия» и т.п. Интерес к алхимии на рубеже II–III тысячелетий не случаен и не может быть объясним просто влиянием преходящей моды или следствием естественного любопытства, вызванного длительным периодом запретов на неканонические темы. По словам нобелевского лауреата И. Пригожина, «человечество достигло поворотного пункта – начала новой рациональности, в которой наука более не отождествляется с определенностью, а вероятность – с незнанием (И. Пригожин. Конец определенности. Москва-Ижевск. 2000). После триумфального развития ньютоновой механики, достигшего кульминации в работах Лапласа (лапласов детерминизм), а затем квантовой и релятивной физики, становилась все более очевидной недостаточность чисто научного познания мира. Как отмечает И. Пригожин, цитируя А. Леклерка, «в этом веке мы страдаем от разделения естествознания и философии» (а также психологии, добавим мы). Именно поэтому интерес к алхимии вполне закономерен, так как именно в ней преодолено разделение Духа и Материи.

До недавнего времени в науке существовал упрощенный взгляд на алхимию как на предшественницу современной химии. Роль алхимии в развитии человеческой культуры, философии и религии рассматривалась очень мало.

Однако подлинное возрождение алхимии в широких кругах научной общественности – от физиков-теоретиков до психологов – произошло благодаря деятельности выдающегося ученого ХХ столетия, создателя аналитической психологии Карла Г. Юнга, который, по образному выражению Марии-Луизы фон Франц (ученица Юнга, всемирно признанный специалист в области психологии алхимии), “практически откопал алхимию из навозной кучи прошлого” (М.-Л. фон Франц. Алхимия. Санкт-Петербург, 1997).

Вначале Юнг увидел в алхимии лишь прототип своей психологии бессознательного. Однако дальнейшие его исследования (а им он посвятил более 10 лет) привели к созданию универсальной теоретико-философской системы. Наиболее полное ее выражение содержится в замечательном произведении Юнга “Синхронистичность: принцип акаузальной связи”, опубликованном в 1952 году в сборнике “Интерпретация природы и психе” совместно с работой знаменитого физика-теоретика В. Паули. Этот факт замечателен не только тем, что в одном сборнике соединились идеи ученых, занимающихся, на первый взгляд, диаметрально противоположными отраслями знания, но еще более тем, что столь различные подходы ведут к одним и тем же выводам.

С точки зрения традиционной европейской науки, в которой Дух и Материя не имеют точек соприкосновения, такая конвергенция идей кажется парадоксальной, тем не менее, она совершенно естественна для алхимика. Чтобы понять это, следует обратиться к истокам алхимии.

Алхимия является, по-видимому, древнейшей из известных нам наук, так как, согласно европейской традиции, ведет свое начало от египетского бога Тота (в греческой традиции - Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего)), принесшего на Землю Знание около 12 тысяч лет тому назад. Алхимическое знание тщательно охранялось египетскими жрецами от непосвященных и передавалось только посвященным (адептам), одним из которых был, например, греческий философ Пифагор.

После завоевания Египта римлянами это знание (известное в то время как Герметическая Философия) было унаследовано неоплатониками и гностиками. Последние, во многом определившие формирование основных положений зарождающегося христианства, придали алхимии тот вид, который определил ее развитие на ближайшие полтора тысячелетия и в котором она известна нам по уцелевшим средневековым манускриптам.

Именно алхимия явилась тем “связующим мостиком, соединившим гностиков и неоплатоников с современностью и, тем самым, прошлое с настоящим” (К. Г. Юнг. Психология и алхимия. М.: Рефл-бук, 1997).

Итак, что же такое алхимия и каковы ее цели? Прежде всего, алхимия – это не наука в современном смысле этого слова, а искусство. Искусство трансмутации. Объектом естественных наук является материя; гуманитарных – идеи, объектом же алхимии – ни то, ни другое порознь, а только симбиоз материи и духа, то, что их объединяет, их связь. По этой причине не существует чисто материальной или чисто духовной алхимии, и поэтому, например, для алхимика IV в. н. э. Зосимы было естественно назвать свой трактат “О составе воды и добродетели”.

Основная задача алхимии - “Освободить Дух через Материю и Материю - через Дух” (Ф. Шварц. Алхимия и духовная эволюция. В сб. “Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995). Отсюда понятно принципиальное различие между химией и алхимией. Химия, как и другие естественные науки, основана на наблюдении и действует от внешнего (явления) к внутреннему (сущности). Такая логика научного мышления (Гипотеза - Эксперимент - Теория) ведет свое начало от основоположника современной науки Френсиса Бэкона (Ф. Бэкон. Великое восстановление наук. Соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1972). Алхимия же подходит к явлениям от внутреннего к внешнему, т. е., от сути к ее проявлению. При таком понимании становится очевидной связь алхимии с даосизмом (китайской алхимией) и интегральной йогой Шри Ауробиндо (Шри Ауробиндо. Синтез йоги. М.: Алетейя, 1992).

Несмотря на различие подходов, алхимия все же включает в себя химию, так как также занимается, в конечном счете, преобразованием одних веществ в другие. Это обусловлено и исторически: химия вышла из алхимии, но путем десакрализации материи. Иными словами, химия имеет дело с “бездушной” материей, тогда как для алхимика все одухотворено, даже минералы или металлы. Поэтому алхимическое знание основывается на умении привести наши внутренние вибрации в гармонию с внутренними вибрациями объекта, который мы стремимся познать.

Современному читателю все это может показаться забавным анахронизмом, однако это далеко не так. Похоже, что чем глубже становится уровень понимания природных процессов, тем более ощутимой становится связь современной науки не только с идеями античных натурфилософов, но и с еще более глубокими пластами человеческой культуры, в частности, с мифологией.

Именно этим объясняется интерес ученых к мифам (Г. Бонди. Гипотезы и мифы в физической теории. М., 1972), размышления о том, является современная космология наукой или мифом (H. Alfven. Cosmology: myth or science? - In: Cosmology, history and theology. N.Y., L. 1977), а также проблемы разграничения науки, философии и мифологии. Становится очевидным, что разобщенность физики и психологии, достигшая своей кульминации в ХХ веке, является фактором, тормозящим дальнейшее развитие науки (М. Д. Ахундов. Концепции пространства и времени: Истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982).

В этой связи примечателен спор между Максом Планком и Альбертом Эйнштейном. Эйнштейн считал чудом, что теории, создаваемые лишь на бумаге, подтверждаются экспериментально. Планк возражал на это тем, что, создавая теории, мы проверяем их экспериментально, а затем вносим в нее необходимые поправки. Поэтому между теорией и экспериментом существуют диалектические расхождения, с помощью которых мы постепенно приходим к новой теории, учитывающей экспериментальные данные и уточненную модель. Однако в этом споре оба ученых не учитывали существование бессознательного, так как при построении модели ученый неизбежно руководствуется бессознательным.

Это убедительно показано в упомянутых работах Юнга и Паули, которые ввели понятие смыслового поля. Это поле духовно-информационное, в нем существуют идеи, мысли, знание прошлого-настоящего-будущего. С материальными полями оно связано через принцип синхронистичности и через психе . Последнее частично существует в материальном теле, частично сливается со смысловым полем через бессознательное.

Таким образом, идеи современной науки созвучны идеям алхимии, чем и объясняется возрождение интереса к ней. Занимаясь разработкой новых идей, трудясь над их воплощением, мы изменяемся и сами. Алхимик, занимаясь трансмутацией, стремится и к трансмутации своего собственного “Я”, к преобразованию в Сверх “Я” (вспомним Ф. Ницше с его стремлением преодолеть “человеческое, слишком человеческое”, с его идеей Cверхчеловека). Тогда становится понятной основная цель алхимиков - “Освободить Дух через Материю и освободить Материю через Дух”.

Эта цель достигается в Великом Делании , цель которого троякая:

1. Получение Философского Камня (Lapis Philosophorum).

2. Получение универсального растворителя (Alcagest).

3. Получение эликсира Жизни (Elixir vitae).

Философский камень позволяет осуществить превращение несовершенных металлов в совершенный металл, золото; несовершенные минералы - в алмазы.

Алкагест способен растворить любое вещество, что позволяет использовать его для удаления примесей из любого тела.

Эликсир Жизни излечивает от всех болезней, продлевает человеческую жизнь.

Алхимики считали, что Великое Делание совершается в трех планах, в трех мирах: в материальном, человеческом и божественном. В материальном мире мы также имеем троицу: серу и меркурий философов, а также соль, образующих единую материю и порожденных первоматерией. В человеческом мире этому соответствуют: тело, душа и дух, объединенные понятием “Человек”. В божественном мире три ипостаси Святой Троицы составляют Единого Бога.

Поэтому алхимики говорили, что троица заключена в единице, а единица - троична.

В процессе Великого Делания алхимик действует, таким образом, в трех планах, производя в материальном мире трансмутацию менее совершенных материалов в более совершенные; в человеческом (в том числе и личностном) – моральное совершенствование, а в божественном - созерцание Божества в его Славе. Вот почему успех Великого Делания был возможен только для высоконравственного человека, занятие Великим Деланием для человека с нечистыми помыслами не только невозможно, но и бессмысленно. Во втором значении понимают Великое Делание и китайские алхимики, которые считали, что получение Философского Камня совершается в теле человека. Средневековые европейские алхимики говорили: “Великое Делание есть у вас и с вами, находя его в себе, где оно находится постоянно, вы его имеете всегда, где бы вы ни были”.


sostav-prestuplenij-iznasilovaniya-i-dezertirstva.html
sostav-prestupleniya.html
sostav-sekcii-vospitaniya-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-i-molodezhi-federalnogo-ekspertnogo-soveta-minobrazovaniya-rossii.html
sostav-zayomnogo-kapitala-i-mehanizm-ego-privlecheniya.html
sostavitel-n-p-lihushina-versiya-0-ot-01-04-2010-stranica-11.html
sostavitel-n-p-lihushina-versiya-0-ot-01-04-2010-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/upravlenie-zapasami-na-predpriyatii-strojservis-chast-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-26.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2016-zhili-29-surdeg-146-batis-azastan-oblisi-kmdgn.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-oblozhku-nomerov-russkogo-izdaniya-zhurnala-energiya-i-harakter-mi-vinosim-razlichnie-fragmenti-kartini-ieronima-bosha-sadi-zemnih-naslazhdenij-kotoraya-po-na-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/dvuhzerkalnaya-parabolicheskaya-antenna-krugovoj-polyarizacii-po-sheme-kassegrena.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-proizvoditelnosti-truda-otrasli-zhivotnovodstva-chast-12.html
  • school.bystrickaya.ru/logicheskie-paradoksi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-53-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-020400-biologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-na-2010-2011-uchebnij-god-uchitel-klyagina-larisa-rudolfovna.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sposobi-osmisleniya-pravovoj-realnosti-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/smi-i-ih-rol-v-politicheskoj-sisteme-zarubezhnih-gosudarstv.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-37-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ix-zhizn-zvezd-karl-sagankosmosevolyuciya-vselennoj-zhizni-i-civilizacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolichestvo-smi-v-utverzhdennom-spiske-ro-partii-35-dannie-na-12-00-chasov-07-fevralya-2012-goda-plani-ro-partii.html
  • university.bystrickaya.ru/fahretdinov-halil-sagdeevich-kazanskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-p-semenov-tyan-shanskij-puteshestvie-v-tyan-shan-v-1856-1857-godah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-uchet-i-audit-uchebnoe-posobie-stranica-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4laboratornaya-rabota-4issledovanie-dvuhobmotochnih-trehfaznih-transformatorov-pri-nesimmetrichnoj-nagruzke.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-bogi-gelov-keltskaya-mifologiya-enciklopediya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-otchet-otdeleniya-filosofii-obrazovaniya-i-teoreticheskoj-pedagogiki-za-2008-god-chast-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-14-28-fevralya-2006-g-n-33-ob-utverzhdenii-instrukcii-o-poryadke-realizacii-vzimaniya-podohodnogo-naloga-s.html
  • turn.bystrickaya.ru/pereyaslavl-zalesskij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ting-v-manile-ting-pobeditel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-urovnya-zhizni-naseleniya-tverskoj-oblasti-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/9liniya-eto-potomstvo-vidayushegosya-proizvoditelya-na-protyazhenii-neskolkih-pokolenij-otlichayusheesya-ot-drugih-zhivotnih-etoj-zhe-populyacii-opredelennimi-priznakami.html
  • write.bystrickaya.ru/gennadij-mihajlovich-e-i-tabachenko-otvetstvennaya-za-vipusk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorizaciya-i-manipulyaciya-v-processah-upravleniya-chast-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/carevna-lebed-programma-po-formirovaniyu-izobrazitelnoj-deyatelnosti-doshkolnikov-v-studii-detskogo-tvorchestva.html
  • report.bystrickaya.ru/intellektualnogo-potenciala-predpriyatiya-e-v-loginova-ekaterinburg-v-v-kozlov-yaroslavl.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-struktura-oop-magistrov-po-disciplinam-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-kompyuternih-rabot-sredi-detej-yunoshestva-i-studencheskoj-molodezhi-cifrovoj-veter-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakaz-specifikaciya-na-kompleksnoe-tehnicheskoe-obsluzhivanie-inzhenernih-sistem-i-informacionnih-kommunikacij-zdanij-ugibdd-mvd-po-rt-stranica-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-po-ispolneniyu-obshenacionalnogo-plana.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-yuridicheskih-disciplin-etnicheskie-konflikti-v-epohu-globalizacii-obshee-i-osobennoe-psihologiya-pedagogicheskogo-obsheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-vlasovoj-a-p-na-zasedanii-mezhvedomstvennoj-komissii-po-provedeniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.