.RU

Системный анализ во внешней политике

В наши дни ни одна серьезная политологическая книга не обходится без употребления слов "системный подход", "системный анализ", независимо от того, действительно ли удалось построить систему для решения поставленной проблемы. Вместе с тем уже накоплены достаточный опыт и материал, чтобы вычленить определенные правила построения системы

Прежде всего объект исследования должен сам по себе представлять систему, тогда возможно и применение к этому объекту принципов системного анализа. "Исходным пунктом всякого исследования является представление о целостности изучаемой системы..." - автор уже в начале работы должен располагать единой моделью объекта исследования. Иначе в конце работы можно обнаружить, что "фрагментарные результаты", выполненные на различных ступенях программы, не могут быть согласованы и не дают целостной картины.

Представляется, что более конкретно принципы системного подхода можно рассмотреть на примере внешней политики США в отношении СССР. А заодно и проверить некоторые гипотезы. Если строить здание системы внешней политики, то ее первый "этаж" - средства: политические, экономические, военные, идеологические. Каждое из этих средств имеет свою структуру: теоретическое обоснование деятельности, материальное обеспечение, цели, в той или иной степени соответствующие общему замыслу. Второй "этаж" - теории, доктрины, цели внешней политики; третий - персоналии; четвертый - социально-политические теории. Это здание системы находится в среде - меняющемся мире. В отличие от естественных систем, которые функционируют вне времени, система внешней политики функционирует в определенном историческом пространстве, увязана с определенными людьми и идеями, которые они проводят в жизнь, делая политику.

Рабочее видение системы внешней политики в отношении СССР можно представить следующим образом.

Система внешней политики США - это целостная взаимосвязанная структура иерархических элементов, способная адаптироваться к окружающей среде или изменять ее в соответствии с заложенным в ней потенциалом. Элементы системы:

социально-политические теории, господствовавшие в США в тот или иной временной интервал, объяснявшие развитие Советского Союза;

"образ" - совокупность стереотипов мышления (клише) в сознании американского общества о Советском Союзе (его создании, политической системе, внутренней и внешней политике) - пропагандистский феномен, созданный политиками) идеологией, насаждаемый средствами массовой информации;

"советская угроза" (имидж, стереотип) - меняющаяся часть "образа" Советского Союза, использовалась политическими лидерами американского общества для оправдания соответствующей политики;

персоналии - политико-академический комплекс, участвующий в формулировании и проведении внешней политики США; цель - предвосхищение результата деятельности;

теории, доктрины внешней политики - составная часть политической идеологии, показывающая, каким образом использовать средства для достижения внешнеполитических целей;

средства (политические, экономические, военные, идеологические) - материальные и духовные ресурсы общества, используемые государством для достижения внешних целей; внешняя политика;

деятельность государства с использованим политических, экономических, военных, идеологических средств за достижение внешнеполитических целей;

борьба государства за создание благоприятных условий функционирования и развития социально-политической системы данного общества;

мотив деятельности системы - изменение среды, создание благоприятных условий для функционирования и развития внутренней системы.

Парадигма - обобщенное представление о системе и среде. Графически это выглядит так:

Среда - меняющийся мир, как поле деятельности США с использованием политических, экономических, военных и идеологических средств. Изменение политической карты мира меняло соотношение сил в политике, экономике, военной сфере, идеологии.

В природе, животном мире взаимодействие системы и среды однозначно. Для такой системы, как супердержава США, среда - это поле для активного влияния. Советский Союз так же активно воздействовал на окружающий мир. С 1917 г. развитие этого окружающего мира, по мнению части интеллектуальной общины, участвовавшей в формировании внешней политики США, было неблагоприятным с точки зрения американских интересов: сначала от капиталистического мира отпала одна шестая часть суши, затем Восточная и Юго-Восточная Европа, потом Китай и Юго-Восточная Азия, затем "розовой" становится значительная часть Африканского континента, потом Куба. Если этому не противодействовать, США останутся в своем государстве-крепости, а исходя из различных теорий процветание и демократия в США возможны только при условии расширения их влияния в окружающем мире.

Социально-политические теории

Исторический опыт, накопленный в США, обобщен в различных теориях и доктринах. Здесь необходимо остановиться на некоторых особенностях американского развития. Территория принадлежит переселенцам из Европы и Азии. Коренных жителей переселенцы или уничтожали, или загоняли в резервации. Аборигены так и не смогли приспособиться к индустриализму. Феодальных отношений, как в Европе, не было. Было рабство, отмененное в ходе Гражданской войны. Итогом геноцида индейцев и захвата территорий, принадлежавших соседям США, стала теория "подвижной границы". Европейские державы, имевшие колонии в этой части света, были заняты войнами, а индейские племена не оказывали серьезного сопротивления. США получили плодороднейшие земли, богатые минеральными ресурсами, что служило толчком к развитию сельского хозяйства, а затем и промышленности. Другой теорией, которая подпитывала внешнюю политику США, была идея "предопределения судьбы" или "явного предначертания". Официально признанная в середине XIX века, она "оказывала влияние на умы государственных деятелей Северной Америки".

Американский историк С-Бемис утверждал: "Предопределение судьбы представляет широко и глубоко распространенное среди америанцев убеждение, что явным предначертанием республики было распространение ею на всем континенте Северной Америки посредством мирного процесса и путем силы республиканского примера и принципов правления". Дж.Куинси Адаме считал американский экспансионизм таким же проявлением закона природы, как то, что Миссисипи течет к морю, и "абсурдом с физической, политической и моральной точек зрения существование в Северной Америке территорий, не принадлежащих США"

И либеральная, и консервативная части американского общества считали, что условием сохранения политической системы и избавлением от кризисов , может служить активная внешняя политика. Эти бродившие идеи и настроения связал с потребностями дня историк Ф.Тернер, который предложил наиболее приемлемую концепцию в начале XX в., где тезис об американской "подвижной границе" связывался с возможностью избежать экономических кризисов. Средства для осуществления этой концепции американские политики в послевоенное время нашли в доктринах "открытых дверей", "сдерживания" коммунизма и т.п.

После второй мировой войны в американской общественно-политической мысли развилось несколько направлений исследования, которые образовались на стыке нескольких дисциплин. Наиболее быстро развивающимся междисциплинарным направлением была советология. Многоплановость исследований определялась самим объектом внимания - Советским Союзом, потребовавшим усилий политологов, социологов, экономистов, военных и представителей других отраслей знания.

Интерес к исследованиям, связанным с Советским Союзом, побуждался не только информационным голодом, но и вполне определенными намерениями правительства США, которое в послевоенные годы находилось в процессе поиска действенной политики, основной целью которой было сокрушение Советского Союза. Видимо поэтому исследования политической социологии, а советологии в особенности, были направлены не столько на выяснение объективных сторон феномена, сколько на поиски уязвимых мест противника для нанесения ему поражения.

Политические теории воспринимают и отражают социальный заказ, но не непосредственно от власть имущих, а через сложный механизм привлечения их носителей к выработке политического курса, удовлетворения материальных интересов, участия во власти и т.п. Здесь, как нам кажется, есть мост между социально-политическими теориями и концепциями внешней политики, которые и определяют характер использования средств внешней политики для достижения сформулированных целей людьми у вершины пирамиды власти.

По периодам доминирование социально-политических теорий вполне определено: тоталитаризм - в первом (1947 г. - начало 60-х годов), индустриализм

- во втором (с начала 60-х до второй половины 70-х) и в третьем - возвращение к первому (с конца 70-х до начала 90-х годов).

Образ, имидж, стереотипы во внешней политике

В понятие "образ" входит совокупность черт, характеристик, объективно определяющих его, тогда как в понятие "имидж" наряду с объективными характеристиками могут входить и те, которые, мягко говоря, домысливаются, приписываются объекту. Имидж - это такое отображение воспринимаемого явления, "при котором ракурс восприятия умышленно смещается, умышленно акцентируется восприятие определенных сторон явления"; кроме того, между самим явлением и имиджем существует "разрыв в достоверности" Стереотип - это упрощенное, заранее принятое представление, характерное для сферы обыденного сознания. Как правило, стереотип формируется наслоениями от воздействия пропаганды, чаще не проверяется собственным опытом и несет яркую эмоциональную окраску. Стереотипы нередко определяют поведение и принятие решений политического лидера в условиях недостаточной информативности, отсутствия времени для прояснения ситуации и т.д.


problema-formirovaniya-grazhdanskogo-obshestva.html
problema-hristianstva-i-kulturi-v-tradicii-otechestvennoj-duhovnosti-mneniya-gipotezi-aspekti-metodologii-issledovaniya.html
problema-izbiratelnogo-prava-v-sovremennoj-rossii.html
problema-kaspiya.html
problema-lica-i-maski-v-maksimah-laroshfuko-k-probleme-igrovoj-poetiki.html
problema-metoda-rossijskogo-nalogovogo-prava-kak-samostoyatelnoj-otrasli-prava.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-s-dzara-sov-kand-yurid-n.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-gans-sele-ot-mechti-k-otkritiyu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/puti-razvitiya-rossii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-8-vodnie-proceduri-381-osnovnie-mehanizmi-vliyaniya-vodi-na-chelovecheskij-organizm.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-kachestva-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennaya-ritualnaya-magiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chaste-izmenilo-ej-dvazhdi-ee-razgadali-i-predali-i-v-oboih-rasskazat-nashim-chitatelyam-net-nichego-mifologicheskogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-na-temu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-politologiya-specialnost-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-gosudarstvennogo-pozharnogo-nadzora-glavnogo-upravleniya-mchs-rossii-po-respublike-bashkortostan-protokol-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-4-zagovor-aleksandr-dyuma-graf-monte-kristo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-masati-elektrolittk-dissociaciyalanu-teoriyasi-trisinan-ishildara-anitama-beru-asiettern-tanip-blu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-11-klassi-20112012-uchebnij-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-tehnicheskih-rabotnikov-vuzov-izdatelstvo-moskovskogo-gosudarstvennogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-mezhdunarodnom-polozhenii-i-osnovnih-zadachah-kommunisticheskogo-internacionala.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-tupik-na-tretem-fronte-dannogo-toma.html
  • urok.bystrickaya.ru/press-reli-z-posolstva-respubliki-tadzhikistan.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prioritetnie-napravleniya-programmi-razvitiya-napravleniya-razvitiya-soderzhanie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-h-20-iyulya-1944-g-i-ego-posledstviya-gejnc-guderian.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-russkoj-literaturii-zhurnalistiki-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-tezisi-dokladov-56-j-nauchnoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-roznichnie-bankovskie-elektronnie-uslugi-vvedenie-v-bankovskie-elektronnie-uslugi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nikitenko-z-n-kniga-dlya-uchitelya-k-uchebniku-anglijskogo-yazika-dlya-3-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • tests.bystrickaya.ru/krug-polnomochij-specialnoj-gruppi-tehnicheskih-ekspertov-po-bioraznoobraziyu-ostrovov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sudebnie-oshibki-winword-leksikon.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rezhim-naibolshego-blagopriyatstvovaniya-v-ramkah-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-vto-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-31-anzhelika-s-sostradaniem-vzglyanula-na-podrostka-kotorogo-ohrannik-chyu-golovu-pokrivalo-nekoe-podobie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sluchaj-imada-elavara-majkl-bejdzhent.html
  • urok.bystrickaya.ru/priem-detej-metodicheskie-rekomendacii-i-materiali-dlya-starshih-vospitatelej-sostavitel-viruchaeva-i-m.html
  • bystrickaya.ru/zemletryaseniya-chast-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-kafedra-istorii-zhurnalistiki.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliografiya-vospominaniya-o-shtejnere.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/selskoe-hozyajstvo-lesnoe-hozyajstvo-ohota-ribnoe-hozyajstvo-byulleten-novih-postuplenij-15-28-fevralya-2011-goda.html
  • klass.bystrickaya.ru/bejnshtejn-evgeniya-vladimirovna-uchitel-istorii-obshestvoznaniya-mbou-shkola-internat-2-kandidat-pedagogicheskih-nauk.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izgotovlenie-otlivok-v-peschanih-formah-konspekt-lekcij-po-teme-materialovedenie-dlya-specialnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/okudzhava-b-sh-tvorchestvo-bulata-okudzhavi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.