.RU

Русский Космизм - часть 5

Так выясняются некоторые возможные пути, ведущие к постепенному преображению приро­ды человека: это и создание долгоживущего поколения, и обретение автотрофности, постепенного самосозидания, и регуляция природных, космических сил и стихий, и всеобщее исследование, гигантский опыт, направленный на достижение бессмертия.

МЕТАМОРФОЗА ЛЮБВИ

В деле преображения природы мира и человека, может быть, самым трудным станет отнятие у природы ее главного оружия, ее высшего оправдания, того механизма, каким она обеспечивает свой прогресс и который в силу этого окружила наибольшей привлекательностью: половой раскол, воспроизведение человеческих особей путем полового рождения. Тут и самая сласть для природ­ного существа, и корень его неизбежной погибели для очистки места плоду этой страсти. Как писал В.С.Соловьев: "Само собой ясно, что, пока человек размножается как животное, он и умирает как животное". И еще: "Пребывать в половой раздельности значит пребывать на пути смерти". Здесь Соловьев вслед за Федоровым ставит задачу творческой метаморфозы половой любви, задачу, может быть, наиболее диковинную, но и существенную в дальних горизонтах активно-эволюцион­ного, ноосферного идеала.

Соловьев развивал идеи христианского активизма, богочеловечества, тесного объединения божественной и человеческой энергий в деле избавления мира от законов "падшего" материального естества и ввода его в эволюционно высший, нетленный, соборно-любовный тип бытия, Царствие Божие. Развивал эти идеи во многом параллельно Федорову, но значительно более отвлеченно-метафизически, без конкретной проектики последнего.

Человек располагает специфической энергией огромной мощи, которая в настоящее время расхо­дуется прежде всего на воспроизведение его как природного существа. Стремление одухотво­рить, использовать для созидательных целей эротическую энергию, силу любви не раз возникало в мечте и мысли людей. "Любовь, так же как и мысль, в ноосфере будет пребывать в состоянии неизменного роста. Избыток увеличивающихся энергий любви перед все уменьшающимися потреб­ностями размножения людей будет каждый день становиться все очевиднее. Это означает, что эта любовь, в своей до конца очеловеченной форме, имеет своей целью выполнять функцию гораздо более широкую, чем простой призыв к размножению".

Рождение, половой раскол, эрос, смерть сцеплены нераздельно, и претензия на бессмертную жизнь требует своей последовательной логики. Задачу преодоления слепого полового рождения, транс­формации эротической энергии Федоров ввел в план преобразовательно-космической практики, план построения преображенного порядка бытия. Воскрешение - фундаментальный "антиприродный" акт, обратный рождению. Темная, бессознательная родотворная энергия должна быть претворена, сублимирована в светлую, сознательную творческую энергию, направленную на познание мира, его регуляцию, воссоздание утраченной жизни. Федоров неоднократно подчерки­вал, что он не просто отрицает плотскую любовь, что привело бы к аннигиляции силы эротической энергии. Он различает отрицательное и положительное целомудрие. Отрицательное целомудрие внутренне противоречиво; оно далеко не достаточно, это лишь "борьба оборонительная", которая не дает настоящих положительных результатов, а при своей абсолютизации приведет лишь к самоубийству человеческого рода. Отрицательному аскетизму Федоров противопоставляет "творческий процесс, воссоздание своего организма, заменяющее питание" (у Вернадского это автотрофность), отрицательному целомудрию - положительное, которое требует действительно пол­ной мудрости, в смысле полного обладания своими силами и энергиями мира, идущими на воссоз­дание умерших, преображение и их, и себя. В любви, подчеркивает Соловьев, происходит действи­тельное перенесение "центра личной жизни" в другого, оба любящих восполняют друг друга своими качествами, создавая вместе более богатое единство; истинная любовь предполагает обязательное равенство любящих; наконец, всем в любви известна идеализация предмета любви - живое и конкретное прозревание абсолютного содержания его личности и ее убеждение. Эти качества любви вовсе не нужны для простого размножения, увековечения чреды все таких же природно ограничен­ных, более-менее улучшенных и ухудшенных существ. "Если смотреть... на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не прейдя ни в какое дело (т.к. деторождение не есть собственное дело любви)". Существующие качества любви предстают как некие задатки для восстановления в человеке идеального образа Божия, созидания из двух существ какого-то высшего единства. "Осуществить это единство или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, это и есть собственная ближайшая задача любви".

Высшую задачу любви Соловьев, как и Федоров, выводит к "общему делу" борьбы со смер­тью, увековечивания и преображения высшей ценности - личности, наконец, к Делу возвращения всех сознательных и чувствующих жертв природного порядка за все время его господства, т.е. воскре­шение всех умерших. "Человек, достигший высшего совершенства, не может принять такого недос­тойного дара; если он не в состоянии вырвать у смерти всю ее добычу, он лучше откажется от бессмертия". У Федорова задача направления извращенного порядка природы в неприродный, бессмертный тип бытия ставится как конкретное дело: победа над временем осуществление принципа сосуществования вместо последовательности, обретается в воскрешении; победа над пространством - путем достижения "полноорганности", способности безграничного перемещения в пространстве, "последовательного вездесущия". Соловьев выражается намного более туманно: "Победить эту двойную непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сообраз­ную внутреннему всеединству идеи - вот задача мирового процесса".

"Действительно спастись, т.е. возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истин­ной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми", стремясь к идеалу совер­шенного всеединства, где торжествует та нераздельность всех и их личностная неслиянность, та равноценность частей и целого, общего и единичного, которая составляет, по Федорову, проектив­ный для человеческого общества идеал Троичного божественного бытия. Без знания конкретных федоровских проектов включения космической среды в любовно-преобразовательную деятельность человечесва (расселение человечества в космосе, регуляция космических явлений и т.д.) следующее заявление Соловьева также оборачивается довольно туманной фразой: "Но для полного их (различных форм разделения людей.) упразднения и для окончательного увековечивания всех индивидуальностей, не только настоящих, но и прошедших, нужно, чтобы процесс интеграции перешел за пределы жизни социальной, или собственно человеческой, и включил в себя сферу космическую, из которой он вышел". "Сила же этого духовно-телесного творчества в человеке есть только превращение или обращение внутрь той самой творческой силы, которая в природе, будучи обращена наружу, производит дурную бесконечность физического размножения организмов".

Искусство - модель творения жизни и, как всякая модель, есть лишь схематическое, искусст­венное предварение. Некое волнение, волну организма художник неудержимо стремится вынести вовне, за­печатлеть материальными средствами, закрепить во внешней среде. В творчестве выражается потребность расширения себя за пределы своей природно ограниченной формы; искус­ство - греза о новом теле, расширенном и вечном. Сюда же мы присоединим и взгляд Федорова на искусство как попытку мнимого воскрешения. Мыслитель выводил начало искусства из погребаль­ных обрядов, отпевания, попытки удержать облик умершего в живописном или скульптурном изображении, т.е. восстановить его хотя бы мнимо, искусственно, и эта потребность - в бесконечно усложнившемся виде, от эпического искусства, длинного предания о героических деяниях наших предков, до современных форм - проникаетвсе искусство: ту кристаллизацию текучих, преходящих жизненных форм в прекрасные и вечные, то воскрешение и запечатление бывшего и жившего, то творческое прощупывание новых форм жизни, которое происходит в нем. Искусство - прообраз воскреситель­ного акта, и даже самого его типа реализации: творческое созидание вместо рождения (сублимация эротической энергии в искусстве), наконец, восстановление жизни как бы "из себя", рождение из се­бя наших отцов и матерей (в искусстве из себя, из волнений организма конструиру­ется новая форма).


o-merah-po-realizacii-poslaniya-glavi-gosudarstva-narodu-kazahstana-ot-6-fevralya-2008-goda-povishenie-blagosostoyaniya-grazhdan-kazahstana-glavnaya-cel-gosudarstvennoj-politiki.html
o-meropriyatiyah-po-podgotovke-i-provedeniyu-kurortnogo-sezona-stranica-3.html
o-metafizike-perebora-andrej-makarevich.html
o-mezhdunarodnom-kommercheskom-arbitrazhe.html
o-morkovi.html
o-nashem-syurrealizme.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ryadi-dannih-informatika.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-g-nezhnov-psihologo-pedagogicheskie-orientiri-proektirovaniya-doshkolnoj-obrazovatelnoj-programmi-4-6-j-godi-zhizni.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-gora-ili-rasshifrovka-tori.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-fizika-bbk-2231-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2007-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-vse-o-doklade-slajdi-vse-o-referate-pamyatki-i-rekomendatelnie-spiski.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnoj-disciplini-sdm-05-02-preobrazovanie-signalov-specializirovannaya-podgotovka.html
  • writing.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-menedzhmente.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-obrazovatelnoj-oblasti-obrazovatelnaya-programma-mbdou-detskij-sad-37.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svoj-doklad-mne-hotelos-bi-nachat-so-statistiki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pasport-proekta-pereosnashenie-programma-razvitiya-centra-detskogo-yunosheskogo-tehnicheskogo-tvorchestva-ohta-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/situaciya-5-v-internete-ti-chitaesh-molodyozhnie-novosti-o-chyom-v-nih-soobshaetsya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-raskruchivalsya-mahovik-privatizacii-chubajs-na-vashi-golovi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-cerkvi--namereniya-molitvi-svyatogo-otca-na-2003-god-novosti-39.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/processor-k1810vm89-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/52funkcionalnie-trebovaniya-k-ogir-yuridicheskih-lic-metodika-obsledovaniya-pilotnih-federalnih-vedomstv-4-analiz.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-ulica-dobrih-rebyat-shevale-darmantal-dyuma.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-predmet-kontrakta-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/runa-sobstvennosti-vhode-povestvovaniya-rassmatrivayutsya-nekotorie-voprosi-teologii-yazicheskih-uchenij-i-istorii-skandinavskih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-statistike-na-primere-statisticheskih-dannih.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozniknovenie-konkurencii-mezhdu-investicionnimi-proektami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/advokati-dostavili-hodorkovskomu-udovolstvie-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-2-7-iyunya-2008-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-dlya-8-b-klassa-odnosostavnie-predlozheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-socialno-ekonomicheskom-razvitii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sertifikaciya-uslug-na-zheleznodorozhnom-transporte.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-21-bravo-bis-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya-i-tehnologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-programmnogo-kompleksa-po-ocenke-povedeniya-produktov-deleniya-v-kontejnmente-pri-avariyah-na-aes-s-vver.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-soglasovano-s-uchebnim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergej-yurenen-sin-imperii-sergej-yurenen-sin-imperii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-dobroti-po-rasskazu-vg-rasputina-uroki-francuzskogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-tyutora-voloshina-a-s-rostov-na-donu-2007.html
  • write.bystrickaya.ru/frenk-kapra-kniga-iz-serii-100-velikih-rasskazivaet-o-samih-znamenitih-v-mire-rezhisserah-teatra-i-kino.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opredelenie-poetiki-teoriya-literaturi-poetika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-avtomatika-i-sistemotehnika-upravlenie-dannimi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kropotkin-petr-stranica-30.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.