.RU

Рис. 1. Основные этапы макропроектирования ИСБИО «Наукоград» - Методологические основы создания интегрированных...



Рис. 1. Основные этапы макропроектирования ИСБИО «Наукоград»

ЗПР – задачи принятия решений; ДЦ – дерево целей; ММ – математическая модель

Используя общие принципы программно-целевого планирования, разработан метод выделения из множества поставленных целей спектра приоритетных направлений, от решения которых в первую очередь зависет создание ИСБИО «Наукоград». Для каждого уровня дерева целей ИСБИО «Наукоград» составляется матрица расчета коэффициента относительной важности элементов этого уровня. Форма такой матрицы приведена в табл. 1.

^ Таблица 1

Матрица расчета коэффициента относительной важности

Критерий

Вес критерия

^ Элементы уровня l







1

2



j



n



q

vll

vl2



vlj



vl n



q

vll

vl2



vlj



vln



q

vll

vl2



vlj



vln



















q

vll

vl2



vlj



vln







rl1

rl2



rlj



rln

где q – вес -го критерия относительно других (выражен в долях единицы), vlj – относительный вес (оценка), определяющий насколько важен j-й элемент l-ого уровня для удовлетворения -го критерия, rlj – коэффициент относительной важности j-го элемента уровня l.

Для достижения однородности результатов вводятся два нормализующих условия:

 n

q 1 и  vlj 1.

 j1

Значение коэффициента относительной важности rlj рассчитывается как

 ___ ___ __

rlj =qvlj, j =1, n; l = 2, m; = ,  .



Условия нормализации для веса критериев и элементов l-ого уровня также требуют, чтобы сумма коэффициентов относительной важности элементов этого уровня равнялась единице:

n

rlj =1.

j 1

При определении значений q и vlj необходимо исходить из следующего. Чем больший вес будет присвоен критерию, тем больше его значимость в оценке j-го элемента; vlj определяется несколько иначе: насколько важен j-ый элемент l-го уровня для удовлетворения  критерия. Величины q и vlj матриы расчета коэффициентов относительной важности определяются экспертным путем. Основным преимуществом предложенного метода является возможность количественной оценки в виде коэффициентов относительной важности всех элементов – стратегических направлений работ, составляющих дерево целей. Путем экспертной оценки на основе сформулированных критериев выделяются приоритетные задачи, от решения которых в первую очередь зависит построение ИСБИО «Наукоград».

В соответствии с предложенными этапами макропроектирования ИСБИО «Наукоград» (блок 3, рис. 1) диссертантом обоснована необходимость классификации множества задач построения таких систем как предпосылка для выбора адекватных методов их решения. Исследована совокупность существующих методов и выделены их классы. В качестве основного критерия классификации задач и методов использовался признак структурированности (степень формализации). Как правило, в структурированных (формализуемых) задачах в отличии от эвристических задач удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Для ориентации при выборе некоторой области методов решения конкретных задач разработана схема соответствия между классами задач макропроектирования ИСБИО «Наукоград» и используемыми для их решения методов.

^ В третьей главе «Информационная модель макропроектирования ИСБИО «Наукоград» и методология комплексной оценки качества направлений деятельности субъектов интеграции» обосновано представление реального объекта исследования – ИСБИО «Наукоград» в виде информационной модели, описана методология оценки качества и методы оптимизации основных и вспомогательных процессов (направлений деятельности) субъектов интеграции.

Общая схема информационной модели макропроектирования ИСБИО «Наукоград» представлена на (рис. 2).


^ Рис. 2. Общая схема информационной модели

макропроектирования ИСБИО «Наукоград»


В состав такого объединения входит множество элементов A= {1,2,...i,...n} (субъектов) интеграции – совокупность библиотек и информационных служб различных классов (табл. 2).


Таблица 2. Общая характеристика элементов различных классов

^ Класс подмножества Сj

Наименование элемента

Количество

(ед.)*

Объем фондов
(млн. ед. хр.)*

C1

^ Национальные (государственные) библиотеки и библиотеки федерального уровня

10

120

C2

Библиотеки Российской Академии наук

280

60

C3

^ Федеральные органы НТИ и научно-технические библиотеки

22

40 – 50

C4

^ Научно-технические библиотеки, справочно-информационные фонды и информационные центры различных министерств и ведомств

7 тыс.

60 – 80

C5

Библиотечная сеть высшего и среднего специального образования

3 тыс.

4

C6

^ Централизованные библиотечные системы, универсальные и специализированные библиотеки

65 тыс.

900

C7

Библиотеки общего (школьного) образования

55 тыс.

_

C8

^ Библиотеки, информационные службы различных коммерческих структур

_

_

*приведены ориентировочные сведения о количестве организаций и объемах фондов

~ 130 тыс.

~ 1300 – 1500


Каждый элемент Сj класса характеризуется следующими компонентами: профилем Pi , совокупностью различных групп признаков Ki, информационной инфраструктурой Ii.

Профиль элемента отражает виды деятельности организации и тематическую область интересов различных категорий пользователей. С учетом характеристик построенного профиля разрабатывается стратегия развития сферы информационных услуг и продукции субъекта интеграционного взаимодействия.

Обобщенная схема последовательности проектирования профиля любого элемента приведена на рис. 3. Объединенный профиль строится аналогично на основе профилей каждого элемента и отражает совокупный спектр информационного сервиса ИСБИО «Наукоград».



^ Рис. 3. Обобщенная схема последовательности построения профиля

элемента ИСБИО «Наукоград»

Совокупность признаков элементов. Для выделения основных групп показателей деятельности библиотек и информационных служб – членов ИСБИО «Наукоград» автором, с учетом специфики объекта и предмета диссертационного исследования, использована классификация (табл. 3), применяемая в теории интеграции экономических структур.

^ Таблица 3. Группы признаков и их обозначения

№ признака ( L)

Признаки

Обозначения, Kil

1.

Юридический статус элемент

i1

2.

Непередаваемые

i2

3.

Передаваемые признаки




3.1.

Восстанавливаемые признаки при взаимодействии элементов между собой или с внешней средой

i3

3.2.

Признаки одних элементов, дополняющие идентичные признаки других элементов

i4

3.3.

Признаки одних элементов, дополняющие множество признаков других элементов

i5

4.

Нейтральные признаки

i 6

Kil = { i1, i2, … i6}, где верхний i-й индекс указывает на принадлежность элемента к Cj классу, а нижний индекс – номер признака.

Такая классификация служит ориентиром для анализа процессов взаимодействия библиотек и информационных служб наукоградов и образования на этой основе ИСБИО «Наукоград». По признаку юридического статуса рассматриваемые элементы отличаются один от другого совокупностью характеристик, определенных юридическими документами (наименование организации, статус, адрес и др.).

К непередаваемым признакам элементов (показателям) отнесены те необходимые признаки, без которых организация не сможет обеспечить выполнение возложенных на нее библиотечно-информационных функций: недвижимость, штат сотрудников (интеллектуальные ресурсы), фонды научно-технической литературы, спектр предоставляемых информационных услуг и др.

Передаваемые признаки (восстанавливаемые и дополняющие) элементов характеризуются возможностью их предоставления другим элементам, что может значительно расширить совокупность показателей деятельности и изменить количественные и качественные характеристики субъектов интеграции.

Группа нейтральных признаков при взаимодействии субъектов интеграции не влияет на изменение их характеристик, но может служить ориентиром для подготовки и принятия решений о развитии направлений деятельности библиотек и информационных служб наукоградов.

^ Формирование информационной инфраструктуры ИСБИО «Наукоград» базируется на комплексе разработанных методов, включающем выбор технологий подготовки электронных ресурсов, выделение с учетом информационных потребностей пользователей спектра отечественных и зарубежных баз данных и создание распределенного фонда научных журналов.

^ Метод оценки и выбора технологий создания электронных информационных ресурсов основан на теории случайных процессов, позволяющей определить в любой момент времени t среднюю численности элементов (математическое ожидание mk (t)) в каждом Ek состоянии (технологическом процессе) исследуемой системы S. Представлен некоторый технологический процесс подготовки электронных продуктов в виде графа как система S, состоящая из совокупности однородных элементов, каждый из которых может быть в любом из n состояний (узлов графа): E1, E2, …Еп (рис. 4). В качестве состояний рассматриваются различные технологические операции, а в качестве элементов – обрабатываемые документы.



δ1


Рис. 4 Граф состояний технологического процесса

Состояние системы в любой момент времени t определяется численностью xk(t) (числом элементов) в каждом Ek состоянии. А ее математическое ожидание mk (t) характеризует среднюю численности этого состояния. Для каждого узла указывается интенсивность потока kn, переводящего один элемент из k-го состояния в n-ое, а δ1, δ2….δn – интенсивность документального потока, поступающего в систему S на обработку. Интенсивность перехода kn не зависит от численности состояния, если все элементы обрабатываются сразу, не образуя очередь. Если в Ek состоянии образуется очередь, то время, которое пробудет элемент в этом состоянии, зависит от величины очереди. В этом случае λkn определяется следующим образом:




где Mkn – производительность одного оператора (обработка одного документа за единицу времени), занятого на k-й технологической операции; N – число операторов, занятых на k-й технологической операции. Исследование случайного процесса, протекающего в системе S, сводится к определению математического ожидания mk (t). Непосредственно по графу (рис. 3) составляются и решаются дифференциальные уравнения, число которых равно числу состояний.





При этом задаются начальные условия: интервал моделирования (T), шаг интегрирования, средняя производительность одного оператора (Mkn), интенсивность пополнения документального потока (δi).

По результатам моделирования строится график зависимости средней численности элементов в узлах графа от времени (рис 5).



^ Рис. 5. График зависимости численности элементов в любом из n состояний системы S

Изменение начальных условий позволяет определить «узкие места» технологических процессов, оценить множество различных технологий (альтернатив) и выбрать наилучший вариант из них.

^ Метод оценки и выбора необходимого для различных категорий пользователей спектра отечественных и зарубежных баз данных основан на использовании положений теории статистических решений. Из универсального множества (xy) зарубежных и отечественных баз данных, поставляемых на информационный рынок, выделяется некоторая область возможных альтернатив x в= F on (x y). По совокупности принятых критериев k = {1, 2, … j … n} каждая альтернатива с помощью экспертов оценивается значением . В общем виде семейство таких альтернатив с соответствующими оценками представляется в виде матрицы решений ||||.. Матрица решений |||| дополняется еще одним столбцом из наименьших оценок ij (x) каждой строки. В соответствии с оценочной минимаксной функцией выбираются те варианты, в строках которых стоят наибольшие значения этого столбца. Таким образом выбранные варианты, на наш взгляд, практически исключают риск, что соответствует позиции «крайней осторожности». Такой подход к оценке и выбору баз данных, соответствующих информационным потребностям пользователей ИСБИО «Наукоград», позволяет сформировать те информационные ресурсы в электронной форме, которые могут обеспечить современный уровень качества сервиса для содействия в реализации научных программ и проектов, выполняемых учеными и специалистами наукоградов.

^ Метод создания распределенного фонда научных журналов основан на решении многокритериальной статической детерминированной задачи с элементами наукометрического анализа. На оси ординат номограммы (рис. 6) откладывается нарастающая стоимость (S) годовой подписки журналов и показатель информационной ценности (P) этих первоисточников, определяемый либо как количество статей по конкретной тематике, либо как отношение (выраженное в %) этого количества к общему числу публикаций в комплекте данного журнала. На оси абсцисс откладывается кумулятивное число релевантных публикаций (Q) из журналов. Кроме того, на этой же оси отмечаются журналы (L), упорядоченные по убыванию содержащихся в них профильных статей. Далее строятся кривые зависимости кумулятивной стоимости подписки журналов (S) от кумулятивного числа публикаций из них (кривая 1), а также показателя информационной ценности от их порядкового номера (кривая 2). Точка A или некоторая область в окрестности этой точки, где производная


обозначает граничное значение ассигнований на приобретение научных журналов.




^ Рис. 6 Номограмма выбора вариантов подписки на научно-технические журналы при

различных объемах финансирования и показателях их информационной ценности

В зависимости от степени влияния взаимодействующих элементов различных классов на изменение набора их признаков и характеристик выделены три виды взаимодействий:

– нейтральное взаимодействие (в этом случае взаимодействие носит информационный характер без изменения признаков элементов);

– обменное взаимодействие (при таком виде взаимодействия изменяется набор признаков, что позволяет повысить эффективность информационного обслуживания взаимодействующих элементов);

– интеграционное взаимодействие элементов (между этими элементами устанавливаются постоянные связи на основе взаимных обязательств, что приводит к образованию ИСБИО «Наукоград»).

Для создания организационно-функциональной структуры и управления ИСБИО «Наукоград обосновано использование вертикальной и горизонтальной интеграции. В зависимости от того, на решение каких первоочередных проблем проектирования или эксплуатации ИСБИО «Наукоград» будут направлены денежные средства, определено три способа вертикальной интеграции:

– вертикальная интеграция на основе выделения потенциальными субъектами интеграции определенной доли денежных средств (авансированный капитал) для проектирования и ввода в эксплуатацию ИСБИО «Наукоград.

– вертикальная интеграция элементов различного класса на базе заключенных контрактов, что создает благоприятные условия для воспроизводства информационной продукции и развития услуг на основе единой согласованной системы управления технологическими процессами;

– вертикальная интеграция в виде виртуального объединения ресурсов (информационных, финансовых, интеллектуальных, материальных) на основе вложения капитала на создание эффективных сетей связей между участниками объединения, в рамках которого реализуются новые возможности информационного рынка.

Результаты проведенного диссертантом исследования свидетельствуют, что для разработки методологии комплексной оценки уровня качества библиотечно-информационной деятельности субъектов интеграции целесообразно использовать концептуальные модели менеджмента качества, наиболее известные в мировой практике: SERVQUAL, Balanced Scorecard, European Foundation for Quality Management Excellence Model - EFQM EM, Benchmarking и др.

В то же время подчеркнута необходимость индивидуального подхода к определению перечня индикаторов и совокупности критериев комплексной оценки качества для каждого субъекта интеграции с учетом миссии и стратегических целей ИСБИО «Наукоград». Методологические аспекты оценки качества ИСБИО «Наукоград» представлены в виде структурной схемы (рис. 7), отображающей взаимосвязь основных смысловых разделов: теоретические аспекты оценки качества, методы оценивания, анализ информационно-потребительской ситуации, типовой перечень индикаторов и соответствующих критериев комплексной оценки деятельности субъектов интеграции.



^ Рис. 7. Структурная схема оценки качества ИСБИО «Наукоград» (фрагмент)

Реализация предложенной методологии комплексной оценки качества деятельности ИСБИО «Наукоград», включает следующие основные этапы:

– формирование множества потенциальных пользователей ИСБИО «Наукоград» и определение представительной выборки респондентов;

– разработку анкеты «Оценка пользователями (персоналом) качества различных видов деятельности субъектов интеграции» и анализ полученных данных по каждому критерию соответствующих индикаторов качества;

– расчет частных и интегральных индексов качества деятельности субъектов интеграции;

– построение графических схем оценок минимального, воспринятого и максимального уровней качества различных видов деятельности субъекта интеграции;

– выделение области удовлетворительного уровня качества различных видов деятельности субъектов интеграции по каждому направлению;

– выделение спектра основных и вспомогательных процессов (направлений деятельности) субъектов интеграции, не обеспечивающих с точки зрения пользователей и персонала минимальный уровень качества и оптимизация этих процессов на основе выбора класса задач и методов их решения.

Для каждого критерия (j=1,N) различных индикаторов рассчитывается значение частного индекса минимально приемлемого (удовлетворительного) уровня качества Ipij min и максимального (ожидаемого пользователем) уровня качества

I
Ipij min = Pij - Eij min и Ipij max = Pij - Eij max
pij max по формулам:


где Pij – значение воспринятого пользователем уровня качества информационно-библиотечной деятельности j-го критерия i-го индикатора;

Eij min – значение минимально приемлемого (удовлетворительного) для пользователя уровня качества информационно-библиотечной деятельности j-го критерия i-го индикатора;

Eij max – значение максимального (ожидаемого пользователем) уровня качества информационно-библиотечной деятельности j-го критерия i-го индикатора.

На осях графической схемы (рис. 8) отмечаются усредненные значения воспринятого, минимального и максимального уровней качества, оцененных респондентами. Это позволяет определить область удовлетворительного уровня качества совокупности исследуемых направлений деятельности субъектов интеграции по каждому критерию различных индикаторов ИСБИО «Наукоград».



Рис. 8. Графическая схема оценок качества различных видов

деятельности субъекта интеграции


Кроме того, отрицательные усредненные значения индекса ожидаемого уровня качества по исследуемым критериям позволяют выделить процессы, не обеспечивающие с точки зрения различных категорий пользователей или персонала минимальный уровень качества.

^ В четвертой главе «Проектирование ИСБИО «Обнинск»: апробация и реализация предложенных концепций и методов» представлены результаты внедрения разработанных теоретических основ и методов построения такой системы в наукограде Обнинск. На основе предложенной нами методологии макропроектирования определено универсальное множество стратегических направлений, представленных в виде дерева целей. Значимость этих целей оценивалась с помощью расчета коэффициента относительной важности по формуле:


где


 – номер критерия, q – вес -го критерия относительно других критериев (выражен в долях единицы), vlj

metodi-regulirovaniya-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-chast-3.html
metodi-regulirovaniya-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-nacionalnim-bankom.html
metodi-resheniya-zadachi-o-ryukzake.html
metodi-siska-kniga-predstavlyaet-soboj-nauchno-prakticheskij-sbornik-avtori-raboti-kotorih-zdes-predstavleni.html
metodi-sterilizacii.html
metodi-svarki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-kompleksnoj-bezopasnosti-v-xxi-veke-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-proekta-rabota-nad-proektom-eto-poisk-novih-form-metodov-prepodavaniya-istorii-po-teme-vozniknovenie-islama-arabskij-halifat-i-ego-raspad.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-tehnologii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-1-ispanskie-sootvetstviya-russkomu-glagolu-svyazke-ispanskij-yazik-dlya-ikursa.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-nepovtorimij-suverennij-mir-detstva-zhivushij-po-svoim-vechnim-zakonam-hranyashij-bescennie-relikvii-proshlogo-s-a-shmakov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-rasskazu-m-zoshenko-ne-nado-vrat-6-klass.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-o-tom-gde-ya-nahozhus-i-kak-najti-i-uderzhat-komfortnoe-mesto-pod-solncem-segodnya-zavtra-i-vsegda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-2-cena-kontrakta-25-mln-rublej-federalnaya-celevaya-programma-razvitie-farmacevticheskoj-i-medicinskoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-11-vvedenie-v-predmet-psihologiya-i-pedagogika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnostej.html
  • university.bystrickaya.ru/gollandskij-kapriz-03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ustanovke-i-primeneniyu-seriya-mp-140-na.html
  • report.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-02122006-00000-boris-grizlov-monitoring-smi-2-4-dekabrya-2006-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klevec-evuo-vgu-im-pm-masherova-vitebsk-provodimoj-v-ramkah-programmi-tempus-iv-vitebsk-6-8-oktyabrya-2010.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sposobi-zashiti-prava-sobstvennosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-aprel-2009-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-7-edinstvennaya-tema-poezii-zamechatelnij-vo-vseh-svoih-raznorodnih-proyavleniyah-poeta-issledovatelya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ulica-krupnih-kapitalov-chetvertyu-chasa-pozzhe-delo-o-polku-igoreve.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stiven-r-kovi-stranica-25.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-podgotovki-gimnazicheskogo-uchitelya-vzaimodejstvie-shkola-vuz.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/liniya-preemstvennosti-peredachi-obeta-posvyasheniya-v-monahi-sinyaya-letopis-istoriya-buddizma-v-tibete.html
  • studies.bystrickaya.ru/ispolzovanie-pishevih-dobavok-pri-proizvodstve-myasnih-polufabrikatov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-vospitatelnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekta-zelenij-dom.html
  • turn.bystrickaya.ru/ozdorovlenie-podrastayushego-pokoleniya-odna-iz-prioritetnih-zadach-v-sisteme-vospitaniya-i-obrazovaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mashinostroenie-proizvodstvennoe-obedinenie-minskij-traktornij-zavod.html
  • write.bystrickaya.ru/etot-nomer-zhurnala-posvyashen-170-letiyu-uchrezhdeniya-obrazovaniya-belorusskaya-gosudarstvennaya-ordenov-oktyabrskoj-revolyucii-i-trudovogo-krasnogo-znameni-selskohozya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-5-istoriya-stran-vostoka-v-novoe-vremya-fakultet-istoricheskij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-deklaraciya-posle-prodazhi-avtomobilya-chasto-zadavaemie-voprosi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskaz-a-p-chehova-dama-s-sobachkoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-doklad-vibori-13-marta-2011-goda-i-sostoyanie-politicheskoj-sistemi-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g-stranica-23.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossiya-v-18-veke-chasov-domashnee-zadanie-data-provedeniya-mir-v-drevnosti-8-chasov.html
  • student.bystrickaya.ru/29-osnovnie-zakonomernosti-razvitiya-rebenka-v-rannem-vozraste-predmet-zadachi-i-metodi-vozrastnoj-psihologii.html
  • urok.bystrickaya.ru/preemstvennost-soderzhaniya-doshkolnogo-i-shkolnogo-obrazovaniya-po-formirovaniyu-grazhdanstvennosti-u-detej-vipusk-1-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.