.RU

Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации (Рособразование)

Министерство образования и науки РФ

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогической психологии

Курсовая работа

Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры

Исполнитель:

Сидельникова Анастасия Игоревна,

студентка 4 курса

Научный руководитель:

Журавлев Дмитрий Николаевич,

кандидат педагогических наук

Ростов, 2009


Содержание

Введение

Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка

1.1 Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов

1.2 Проблема развития личности подростка с позиций социальной психологии

1.3 Понятия «СМИ» и «Культура»

1.4 Социализация личности подростка в условиях современности

1.5 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы

1.5.1 Телевидение

1.5.2 Чтение литературы

Вывод по главе 1

Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка

2.1 Постановка целей и задач исследования, описание работы

2.2 Описание исследования

Вывод по главе 2

Заключение

Список использованной литературы и источников:

Приложение 1

Приложение 2


Введение

Сегодня актуальность проблем воспитания молодого поколения обусловлена системным кризисом российского общества, в результате которого современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей.

Диагностика и анализ характера и направленности трансформации, происходящей с ценностями современной российской молодежи, приобретает особую актуальность в свете последствий воздействия современных информационных технологий. Становление первого постсоветского поколения российской молодежи проходит в условиях ограничения политически контролируемого и направляемого компонента социализации, место которого занимают такие силы воздействия, как телевидение и Интернет. Реформированные российские СМИ становятся каналами воздействия на молодежь образцов массовой культуры, закрепляющих потребительские установки. Опосредованное восприятие мира формирует у молодежи ложные ценности и неспособность к самостоятельному принятию решений, что тем самым осложняет интеграционное поведение молодого поколения. А это приводит к искажению понимания нравственных законов.

Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывают обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа особенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностей молодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.

Исследования нравственных ценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научных дисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики. Проблемы социального взаимодействия и социализации членов общества разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.


Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка

1.1 Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов

В Советском Союзе и в современной России проблема развития личности подростка и его социализации широко изучается многими психологами и педагогами.

В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологические основы науки о человеке, стала социальная ситуация, условия развития. Эта идея была заимствована из философии К. Маркса[1] , который показал, что человек как личность формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям. Л.С. Выготский[2] , следуя идеям социализации К. Маркса, отмечал основные особенности подросткового возраста: на этом этапе подросток открывает свое Я, оформляет мировоззрение. Л.С. Выготский выделил важное новообразование — рефлексию, которая определяет развитие личности подростка.

Необходимость изучения марксистского представления о человеке как совокупности производственных отношений, о бытии человека в мире была обоснована в 1934 году С.Л. Рубинштейном[3] . С.Л. Рубинштейн отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию», С.Л. Рубинштейн в то же время придавал определяющее значение внутренней позиции самого человека.

Проблема развития личности в рамках подходов Л.С. Выготского в дальнейшем разрабатывалась А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Элькониным и другими. А.Н. Леонтьев[4] стремился отдифференцировать понятия индивид и личность: первое отражает генотипическое образование, второе — социально-историческую сущность человека. А.Н Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При этом А.Н. Леонтьев обсуждал еще одно принципиальное положение о том, что внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Направление исследования личности, разрабатываемое Л.С. Выготским и его последователями, определило основные идеи развития и бытия личности через систему следующих понятий: 1 — «социальная ситуация развития»; 2 — «Я»; 3 — «мировоззрение»; 4 — «рефлексия»; 5 — «становление личности». В последующие периоды психология личности развивается с учетом обозначенных понятий.

В контексте возрастной психологии, рассматривая развитие личности в общественных условиях, социальной ситуации развития, отечественные психологи выделяют потребность подростка в общении со сверстниками. В качестве ведущей деятельности для подросткового возраста называется интимно-личностное общение. Д.Б. Эльконин[5] , М.Ю. Кондратьев[6] , В.А. Аверин[7] выделяют такие «ядерные» компоненты, как интимно-личностное общение со значимыми другими.

Е.А. Леванова[8] , рассматривая особенности развития личности подростков, заключает, что важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношений, расположение товарищей, их оценка.

Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова[9] в свое время выделили особую характеристику подросткового возраста — «чувство взрослости». Это чувство выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться к ними. «Чувство взрослости» выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм. Этот феномен утвердился в возрастной психологии и психологии личности.

Давая характеристику подросткового возраста, психологи выделяют социальные потребности этого возраста: потребность в общении и обособлении.

1.2 Проблема развития личности подростка с позиций социальной психологии

Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности и ее формированию остается монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в, детском возрасте», вышедшая 15 лет назад[10] . В ней был обобщен богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан превосходный критический анализ воззрений на психологию личности в зарубежной и отечественной науке. Отдавая должное трудам советских психологов, характеризующим условия и процесс развития различных сторон и качеств личности ребенка, Л.И. Божович приходила к неутешительному выводу:

«Однако личность ребенка как некоторое единое целое (выше она справедливо критиковала смешение личности с индивидуальными особенностями человека. — А.П.), ребенок, как субъект психической деятельности, оказывается до сих пор еще очень мало изученным. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в советской психологии до сих пор нет достаточно разработанной, единой концепции личности и ее формирования. Общие для всей советской психологии марксистские положения о личности разными советскими авторами по-разному интерпретируются, систематизируются и обобщаются. Понятие личности, хотя и постоянно употребляется, но недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще». Приведенное утверждение Л.И. Божович[11] перекликается с мыслью Л.С. Выготского о том, что для детской психологии «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ее развития». К сожалению, и в последующие после появления книги Л.И. Божович годы положение не изменилось сколько-нибудь существенно.


spasateli-na-motociklah-gazeta-argumenti-i-fakti-na-donu-21092011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-22-sentyabrya-2011-g.html
spaso-yakovlevskij-dimitriev-monastir.html
spbgu-prikazom-rektora-marina-shishkina-otstranena-ot-dolzhnosti-dekana-zhurfaka.html
specialisti-obsheobrazovatelnaya-programma-tip-osnovnoe-obshee-obrazovanie-prodolzhitelnost-obucheniya-na-stupeni.html
specializirovannie-mashini-dlya-pogruzki-i-vigruzki-sh-gruzov-lekciya-1.html
specialnaya-chast-voprosi-i-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-klinicheskuyu-ordinaturu-po-programme-infekcionnie-bolezni.html
  • composition.bystrickaya.ru/on-s-riskom-dlya-zhizni-pereplil-atlanticheskij-okean-ne-ispugalsya-ni-zhari-ni-bur-ni-plohogo-haraktera-truslivih-matrosov-on-otkril-ameriku-hotya-i-dumal-chto-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-010809-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-ochnoj-formi-obucheniya-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/franko-russkie-kulturnie-svyazi-mifologiya-drevnyaya-i-sovremennaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/starodubcev-va-reshenie-kvorum-est.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/memleket-kepldk-bergen-za-kmeg-turali.html
  • tasks.bystrickaya.ru/19zadachi-dlya-samostoyatelnogo-resheniya-udk-53075-aamarko-izbrannie-voprosi-kinematiki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kostroma-pyushaya-administraciya-kostromskoj-oblasti-informacionnij-obzor-materialov-interneta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-prednaznachen-dlya-rukovoditelej-specialistov-organov-upravleniya-obrazovaniem-rukovoditelej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-obshestvennosti-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/06-04-2005-mert-gotovit-zakonoproekt-ob-inostrannom-uchastii-v-vpk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-po-razvitiyu-neftegazovogo-sektora-v-respublike-kazahstan-na-2010-2014-godi-astana-2010-god.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-9-zakon-protivopolozhnosti-neprelozhnih-zakona.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-tehnologiya-lekastvennih-form-i-galenovih-preparatov-dlya-studentov-specialnosti-tehnologiya-farmacevticheskih-preparatov.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-istorii-nauki-vvedenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/formi-rozvitku-virobnichih-sistem.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-vidvizheniya-i-sostava-spiskov-politicheskih-partij-associacii-golos-po-rezultatam-dolgosrochnogo-nablyudeniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-s-grisheva-chleni-komissii-stranica-5.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vstrechayushiesya-prepyatstviya-svyatitel-ioann-maksimovich-iliotropion-2010.html
  • school.bystrickaya.ru/filosofiya-xvii-veka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saratovskij-finansovo-tehnologicheskij-tehnikum.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-fizike-nauka-kovala-pobedu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-zimnnih-karpat.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhim-obucheniya-doklad-mou-suksunskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-shimkente-sostoyalsya-seminar-innovacionnij-podhod-k-poliyazichnomu-obrazovaniyu-odarennih-detej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-zacheta-po-discipline-vklyucheni-v-rabochuyu-programmu-po-discipline-razdel-ii-uchebno-metodicheskogo-kompleksa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-e-andreeshev-2011-goda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-s-solovev-ideya-sverhcheloveka.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rf-ot-12052009-g-537-k-podrazdelu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vavilon.html
  • report.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo.html
  • school.bystrickaya.ru/forma-11-prilozhenie-k-aukcionnoj-zayavke-ot-2008-g-aukcionnaya-dokumentaciya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-napravlenie-270100-68-stroitelstvo.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-brachnoe-povedenie-antonov-a-i-medkov-v-m-a72-sociologiya-semi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strah-pod-mikroskopom-tribuna-irina-timofeeva-11122008-047-str-10-novosti-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-v-gorode-moskve-v-ramkah-turinskogo-processa-v-sootvetstvii-s-rekomendaciyami-evropejskogo-fonda-obrazovaniya-efo-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-32.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.