.RU

Рав Ицхак Зильбер - страница 4


МИКЕЦ

Недельная глава “Микец” (“По прошествии”) начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.

В годы изобилия Йосеф готовил запасы зерна на годы наступающего голода, а когда наступил голод — стал продавать зерно.

Кроме Египта, голод поразил еще три страны: Финикию, Аравию и Палестину (Палестина — прибрежная местность в Эрец-Исраэль, где в городах Ашкелон, Ашдод, Гат, Экрон и Аза жили филистимляне).

Йосеф, как сказано в Мидраше, проявил большую смелость — ослушался Паро! Когда стали приходить за зерном люди из других стран, Паро запретил продажу: вдруг самим не хватит! Йосеф сказал: Нельзя допустить, чтобы люди умирали с голоду; надо продавать им зерно, но по определенным правилам.

И вот Йосеф издал приказ:

1. Покупатель не имеет права прислать вместо себя раба, за зерном должен прийти кто-то из членов семьи.

2. Перепродавать купленное зерно запрещается.

3. Покупатель обязан указать свое имя, имя отца и имя деда.

Основная цель, которую преследовал Йосеф третьим приказом, — увидеть братьев, узнать, что делается в семье. Он ежедневно проверял списки покупающих зерно и, наконец, дождался. От одних ворот доложили: был Реувен, сын Яакова, от других — был Шимон, бен Яаков, и т.д. Десять братьев приехали за зерном, а Биньямина — младшего, последнего сына любимой Рахели, Яаков боялся послать: как бы и с ним чего-нибудь не случилось.

“И пришли братья Йосефа, и поклонились ему лицом до земли. И увидел Йосеф братьев своих и узнал их, и притворился перед ними чужим и говорил с ними сурово. И сказал им: Откуда вы пришли? И они сказали: Из земли Кнаана, чтобы купить еду. И узнал Йосеф своих братьев, а они его не узнали. И вспомнил Йосеф сны, которые снились ему о них (что они поклонятся ему. — И.З.), и сказал им: вы соглядатаи, высмотреть наготу земли (тайные объекты. — И.З.) пришли вы. И они сказали ему: Нет, господин мой, — твои рабы пришли купить еду. Мы все сыновья одного человека, честные мы, [никогда] не были твои рабы соглядатаями. И он им сказал: Нет, вы пришли высмотреть наготу земли. — А они сказали ему так: [Нас] двенадцать, твоих рабов, мы братья, дети одного человека в земле Кнаана. И вот младший с отцом сегодня, а одного нет. И сказал им Йосеф: Об этом я и говорил вам, сказав, что вы соглядатаи. Этим будете испытаны: [клянусь] жизнью Паро, что не выйдете отсюда, разве что если придет ваш младший брат сюда. Пошлите одного из вас, и возьмет вашего брата, а вы будете под арестом. И будут проверены ваши слова, правда ли это. А если нет, [клянусь] жизнью Паро, что вы соглядатаи. И взял их под стражу на три дня. И сказал им Йосеф на третий день: Вот это сделайте, и будете жить, Б-га я боюсь. Если честные вы, один брат останется под стражей, [где] вы были, а вы идите, отвезите купленное для [утоления] голода семей ваших. И младшего брата привезете ко мне. Так оправдаются ваши слова, и не умрете. И они поступили так” (42:6-20).

Возникает вопрос: почему Йосеф не сообщил отцу за столько времени, что он жив? Зачем он устроил весь этот спектакль с братьями, обвинив их в шпионаже, а когда пришел Биньямин, то зачем еще и подбросил в его мешок кубок, чтобы задержать его, обвинив в воровстве?!

Баалей hа-тосафот говорят: когда братья продали Йосефа, они наложили херем на того, кто об этом расскажет. Но сам Йосеф, казалось бы, мог подать отцу весточку и успокоить его? Правда, будучи рабом, а потом находясь в тюрьме, он был лишен такой возможности. Но когда он стал практически царем?

Дело в том, что Йосеф не хотел рассказывать отцу, что братья его продали (он не сделал этого и тогда, когда Яаков пришел в Египет). Слишком живо представлялась Йосефу эта тяжелая картина. Вот Яакову сообщают, что сын его цел и невредим. Старшие братья — Йеhуда, Шимон и Леви — краснеют и белеют. Яаков просит их рассказать правду — ведь они сами показали ему окровавленную рубаху Йосефа. Братья начинают бормотать что-то невразумительное, стараются реже заходить к отцу в дом, избегают его. Йосефу ясно виделись последствия всего этого — слабеют связи в семье Яакова, уменьшается влияние Яакова на внуков. А это — зло намного большее, чем даже слезы Яакова о Йосефе.

И Яаков двадцать два года не знал правды о Йосефе и узнал ее лишь перед смертью (это знание было дано Яакову свыше).

Однако Йосеф не считал, что молчание решает все вопросы. Что делать, чтобы отец так не страдал? И Йосеф находит решение. Б-г показал ему сон о том, что ему поклонятся одиннадцать братьев, и второй — что и отец поклонится вместе с ними. Значит, так будет. И произойдет это именно в такой последовательности. Увидев десятерых братьев, Йосеф взволновался: сон начинает сбываться! Надо ускорить события! Надо кого-то из братьев задержать, пока не придет одиннадцатый. И он решает задержать Шимона, того, кто бросил его в яму. Это будет Шимону некоторым искуплением за грех. Но вот пришел Биньямин, и все одиннадцать братьев поклонились Йосефу. Первое предсказание исполнилось. Теперь надо задержать Биньямина — тогда, наверно, придет отец, и сам Б-г покажет Йосефу развязку.

Почему братья продали Йосефа? Как могли сыновья, ученики и воспитанники Яакова совершить такой ужасный поступок?

Тора рассказывает нам, что привело их к этому.

Яаков подарил Йосефу нарядную шерстяную рубашку, выделив, таким образом, мальчика своим вниманием. Он хотел поощрить Йосефа, который успешнее, чем все остальные братья, усваивал все то, чему Яакова научили Шем, Эвер и Ицхак. Они знали много историй и поучений; ко времени потопа Шему, сыну Ноаха, исполнилось девяносто семь лет, так что он успел многому научиться у старейшего тогда человека в мире — Метушелаха, который, в свою очередь, двести сорок три года прожил при Первом человеке — Адаме. По этой цепочке было передано немало завещанных Б-гом правил поведения, и Шем был глубоко осведомлен в тонкостях исполнения семи мицвот, заповеданных человечеству Всевышним через Адама и Ноаха. Шем и Эвер были пророками, у них были свои школы, куда приходили учиться все, кто этого хотел. Но, говорят мудрецы, в том-то и состояла ошибка Яакова — нельзя выделять никого из детей, чтобы не вызвать зависть у других. Это — одна из причин.

Вторая причина — Йосеф сообщал отцу обо всех неправильных по его мнению поступках братьев. Братья же считали его сплетником. А что происходило в действительности?

Йосеф полагал, что отцу должны быть известны ошибки сыновей, чтобы он мог их воспитывать. Однажды Йосеф сказал Яакову, что подозревает братьев в разврате. Был ли у него повод сказать так? Разные люди приходили к братьям покупать молоко и шерсть, среди них и девушки. И, возможно, по глупости одна как-то сказала: “Ох, милые друзья, как я соскучилась по вас, давно мы не виделись”. Если бы Йосеф слово в слово передал отцу услышанное, то Яаков все понял бы правильно. Но он просто сказал, что подозревает братьев в разврате.

Еще один пример. Кто-то из сыновей — Реувен или Шимон — как-то прикрикнул на детей Билhи или Зилпы: “Что медлишь, давай поскорее!” А Йосеф сказал отцу, что братья относятся к детям Билhи и Зилпы как к рабам.

Третья причина — сны. Йосефу снится, что одиннадцать снопов (братья) поклонились ему, и он рассказывает об этом сне. С точки зрения братьев это значит, что Йосеф “спит и видит”, как сделает их своими рабами. А потом Йосеф рассказывает еще и о сне, в котором не только братья, но и отец вместе с ними кланяется ему. Тут братья не выдерживают. По их мнению, в семье растет деспот, мечтающий поработить и их, и отца, и этим разрушить всю семью Яакова. А им было известно, что от детей Яакова произойдет великий народ. Надо спасать будущее народа. Шимон и Леви считали, что Йосефа надо убить, а Йеhуда говорил, что Йосефа нужно продать. И лишь спустя двадцать два года, когда братья сами попали в беду, когда они увидели, что никому из покупателей зерна не задают никаких вопросов, а их посадили в тюрьму и обвиняют в шпионаже, они поняли, что есть за ними вина и что это — вина перед братом: “Мы видели беду души его, когда он умолял нас, и не слушали. Потому постигла нас эта беда” (42:21). И осознали свою вину окончательно, когда Йосеф признался им, что он — их брат, когда он кормил все их семьи и ни разу не напомнил о прошлом. Тогда их стала мучить совесть, и мучила долго...

Йосеф сказал братьям после смерти Яакова: “Б-г замыслил это (продажу Йосефа в рабство. — И.З.) к добру, чтобы ... сохранить жизнь многочисленному народу. И ныне не страшитесь — я буду кормить вас и ваших детей. И утешал их и говорил [слова, входящие] в их сердца” (50:20-22).

Приход семьи Яакова в Египет и долгое пребывание его потомков в этой стране — первый галут в истории евреев. Порожден он враждой между братьями.

Эти “дела отцов” повторились в судьбе “детей” во времена Второго Храма, когда два брата — Гиркан и Аристобул, оспаривавшие друг у друга престол Иудеи, обратились за разрешением своей распри к римлянам. Это позволило Риму впервые ввести войска в Иудею якобы для урегулирования конфликта, что в конце концов привело к разрушению Храма и изгнанию евреев.

Вражда между евреями неизменно приводила к пагубным последствиям для народа. И наоборот, единство евреев всегда было источником спасения и удачи.

ВАИГАШ

Итак, Йосеф намерен задержать у себя Биньямина с тем, чтобы, осуществляя свой пророческий сон, поскорее встретиться с отцом. Но братья об этом и не догадываются. Они в ужасе. Что станет с отцом при известии об аресте младшего сына? Недельная глава “Ваигаш” (“И подступил”) продолжает изложение беседы Йосефа с братьями. Развитие ее драматично. Йеhуда умоляет Йосефа, чтобы тот согласился взять его — Йеhуду — рабом вместо Биньямина.

Эта напряженная сцена очень выразительно изображена в Мидраше.

Когда Йеhуда сердился, глаза его наливались кровью, волосы на груди над сердцем прокалывали рубашку. Он горячо убеждал Йосефа: Что воду носить, что дрова колоть, что прислуживать — куда до меня Биньямину! Йеhуда говорил все громче, и еще немного — взялся бы за меч. Но чем больше кричал и кипятился Йеhуда, тем больше нравилось это Йосефу. Он видел, как глубоко сожалеет Йеhуда о сделанном.

Что такое раскаяние?

Человек раскаялся, если в повторившейся ситуации не повторяет дурного поступка.

Ситуация повторяется: Яакову угрожает утрата второго сына Рахели. Йеhуда просит об одном: взять его рабом вместо Биньямина. А ведь Йеhуде за сорок, и у него трое детей! Очевидно, что теперь он готов отдать жизнь за брата. И Йосеф решает — пора признаться. Он говорит: “Йеhуда, ты солгал, что один из твоих братьев умер. У секретной службы Египта есть сведения, что он жив и находится в этом здании”. И пошел Йосеф с Йеhудой по дворцу, а братья — следом. Подходит он к одной из комнат и зовет: “Йосеф, сын Яакова, выходи!” Братья глядят — никто не появляется. А Йосеф уже в другой комнате. Подходят братья — опять та же сцена. Йосеф и говорит им: “Что вы смотрите? Я — Йосеф!” И сразу “вышла у них душа”. А Йосеф подозвал братьев поближе и стал их успокаивать.

Йосеф сказал братьям: “Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами. Ибо уже два года голод на земле, и еще пять лет, когда ни пахоты, ни жатвы. И послал меня Б-г перед вами, чтобы оставить вас на земле и поддерживать в вас жизнь для спасения великого. И ныне, не вы послали меня сюда, но Б-г! И Он поставил меня отцом у Паро, и господином во всем его доме, и правителем над всей землею Египта. Поспешите и взойдите к отцу моему, и скажите ему: Так сказал твой сын Йосеф: Поставил меня Б-г господином над всем Египтом. Низойди ко мне, не задержись. И поселишься ты на земле Гошен, и будешь ты близок ко мне, ты и твои сыновья, и сыновья твоих сыновей, и твой мелкий и крупный скот, и все, что у тебя. И я довольствовать буду тебя там, ибо еще пять лет голодных, — чтоб не обнищать тебе и твоему дому, и всему, что у тебя. И вот, глаза ваши видят, и глаза моего брата Биньямина, что [это] мои уста, говорящие с вами. И расскажите моему отцу о всей славе моей в Египте и обо всем, что вы видели, и поспешите и приведите отца сюда. И пал он на шею Биньямину, брату своему, и заплакал; и Биньямин плакал на его шее. И целовал он всех братьев своих и плакал на их [груди]. А после того говорили его братья с ним” (45:4-15).

Сказав “глаза ваши видят, и глаза моего брата Биньямина”, Йосеф дает понять братьям: “Так же, как нет у меня обиды на Биньямина, который непричастен к продаже, так нет у меня обиды и на вас”. А слова “это мои уста, говорящие с вами” указывают на то, что до сих пор Йосеф говорил с братьями через переводчика, а теперь — на священном языке иврите. Йосеф снабдил братьев повозками и припасом на дорогу и, кроме того, подарил каждому по костюму, а Биньямину — триста серебряных монет и пять костюмов.

Казалось бы, Йосеф повторяет ошибку Яакова, который подарил ему особую рубаху, наделавшую столько бед. Ведь он дает братьям повод для зависти! Талмуд сообщает слова р. Биньямина бар Йефета: Йосеф намекает этим Биньямину, что будет у него в последующих поколениях великий потомок (Мордехай), который получит в дар из рук царя пять одеяний. Как сказано в Мегилат Эстер (8:15): “И Мордехай вышел от царя в царском одеянии из голубой шерсти и белого [цвета], и в большом золотом венце, и в мантии льняной, и в пурпурной Шодежде]”, т.е. стих называет пять одеяний.

Спрашивает Виленский гаон: “Хорошо. Пусть пять одежд, что Йосеф дарит Биньямину, — это символ будущего. Но ведь сейчас-то получается, что одному он дает больше, чем другим! Разве Талмуд не предупреждает нас: да не выделит человек никогда одного из своих сыновей, ибо это — причина зависти, из-за нее Йосеф был продан и мы попали в Египет?” (Шабат, 10б).

И отвечает: “Йосеф дал Биньямину пять недорогих костюмов. Все вместе они стоили не больше, чем один из костюмов братьев. Так что обиды тут никакой, а есть только намек”.

Основание для такого ответа мы находим в самой главе. Как известно, полное написание слова в Торе, например с буквой “вав” для обозначения звука “о”, говорит о большей важности, полноте предмета. Так, пока Эфрон не взял денег у Авраhама, его имя Тора пишет с “вав” , но когда он взял у Авраhама деньги, и немалую сумму — четыреста монет, сам он упал в цене, и имя его написано без “вав” (см. 23:8, 10, 13, 14, 16). Об одежде Биньямина написано — без “вав” (это слово можно прочесть и как единственный костюм), об одежде же братьев написано с “вав”, что указывает на ее большую ценность.

Почему и за что Йосеф дал Биньямину триста монет? Известный цадик р. Меир Йехиэль из Островцов говорит: Йосеф рассуждал так — нас двенадцать сыновей. Все мы обязаны обслуживать отца. Значит, на каждого приходится по тридцать дней в году. Двадцать два года я не мог ухаживать за отцом. Но я не хочу потерять права на эту заслугу. Слава Всевышнему, у меня есть деньги, вот я и уплачу тому, кто работал вместо меня. Работали одиннадцать братьев, двадцать два разделить на одиннадцать — получается два, т.е. каждый из братьев работал за меня два месяца. Но кому платить? Тем, кто знал о продаже? Кто допустил ее? Не продавайте — не придется отрабатывать! Биньямин к продаже непричастен. В те времена работнику за его труд платили пять монет в день, значит, Биньямину за два месяца, т.е. за шестьдесят дней работы, полагается триста монет.

И Яаков со всей своей семьей “спустился” в Египет. Поселились они в земле Гошен.

А голод продолжался. В конце главы рассказывается о том, как Йосеф с ним справлялся.

В первый год голода Йосеф продавал зерно за деньги. Но через год деньги у покупателей иссякли. Во второй год Йосеф кормил все население в обмен на скот. Люди сдавали лошадей, ослов, коров, мелкий скот и брали за это зерно. Но вот и скота не стало. Пришли люди к Йосефу: “Кончилось у нас и серебро, и стада... не осталось [ничего], только наше тело и наша земля. Зачем нам умирать на глазах у тебя, и нам, и нашей земле? Купи нас и нашу землю за хлеб, и мы будем рабами Паро. И дай семян, и будем жить, не умрем, и земля не запустеет” (47:18-19).

Ответил им Йосеф: “Вот я купил вас сегодня и вашу землю для Паро. Вот вам семена, и засевайте землю. А когда снимете урожай, то пятую долю (государственный налог) дадите Паро, а четыре доли вам для посева и для еды...” (47:23-24).

“И установил это Йосеф законом до сего дня (до момента, когда была записана Тора. — И.З.) на земле Египта: [давать] Паро пятую часть” (47:26). Иначе говоря, Йосеф позаботился о том, чтобы крестьянский налог не превышал пятой доли урожая. Интересно, где еще рабы получали такую долю 3500 лет тому назад?! Причем земля-то ведь государственная, они только пользуются ею, а сами они рабы. Любой из нас был бы не прочь, чтобы все налоги вместе не превышали двадцать процентов дохода. Так и напрашивается сравнение с колхозным строем в самом “передовом” обществе 20-го века, в котором мы еще так недавно жили!

ВАЙХИ

В недельной главе “Вайхи” (“И жил”) рассказывается о последних днях нашего праотца Яакова. Яаков взял с Йосефа клятву не хоронить его в Египте, а перенести в Хеврон и похоронить там, в пещере Махпела, рядом с Авраhамом и Ицхаком. Он благословил детей, пророчески предсказав каждому его будущее. Йосеф выполнил наказ отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль. Его сопровождала вся семья Яакова, все слуги Паро и все старейшины Египта со всадниками и колесницами. Перед смертью Йосеф тоже взял с сынов Израиля клятву, что когда Б-г вспомнит о них, т.е. освободит их из египетского рабства, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль.

“И приблизились дни Исраэля (Яакова. — И.З.) к смерти, и позвал он своего сына Йосефа и сказал ему: Я прошу тебя, если я нашел милость в твоих глазах, положи, пожалуйста, руку под мое бедро (т.е. поклянись святостью союза Б-га с Авраhамом, знаком чего является обрезание — это близко к бедру. — И.З.), и сделай мне истинную милость, не хорони меня в Египте. И я лягу с моими отцами (т.е. душа моя будет с ними в мире ином. — И.З.), и вынесешь меня из Египта, и похоронишь, где они похоронены. И сказал он: Я сделаю по слову твоему. И сказал Яаков: Поклянись мне! И Йосеф поклялся ему” (47:29-31).

Непонятно, зачем Яакову надо было брать клятву с такого верного и преданного сына, как Йосеф. Разве просьбы отца (последней просьбы!) недостаточно?

Долго я этого не понимал и мучился этим вопросом, пока не произошел один случай, многое мне объяснивший.

В Казани был у меня друг по фамилии Мазур, очень достойный, умный, добрый человек, бывший подрядчик. Было ему без малого девяносто. Он жил вместе с женой у сына, профессора Бориса Львовича Мазура, специалиста по лечению туберкулеза (существует разработанная им “теория синей палочки”). Сын очень уважал отца. И вот мать профессора умерла. Так как Бориса Львовича, хорошего врача и отзывчивого человека, очень ценили, то выразить ему соболезнование пришли все, кому он оказывал помощь: масса сотрудников госбезопасности, служащие горкома и обкома партии, работники университета и т.д. Когда я вошел в дом, яблоку негде было упасть. Говорили приблизительно следующее: “Дорогой Борис Львович, ваше горе — это наше горе, мы похороним вашу маму с почестями, как подобает”. Тут же одели ее, как принято у русских, приготовили место на кладбище.

Надо сказать, что отец и мать профессора были глубоко верующими людьми. В первые часы после смерти матери профессор был растерян и подавлен, а когда пришел в себя, то побоялся возразить, что хотел бы похоронить мать по еврейским законам: ведь за это снимут с работы, исключат из партии. Нас, знакомых из еврейских семей, собралось десять человек, мы пошли на похороны, но невозможно было пройти через толпу даже для того, чтобы прочесть “Кадиш”. Все, что мне удалось сделать по еврейскому обычаю, — это накануне похорон, глубокой ночью, когда все ушли, привести женщину, которая обмыла покойницу и надела на нее льняные тахрихим (под одежду). Я не мог смотреть на искаженное горем лицо старика. Он все твердил: “Ицхак, я-то знаю, какая она была праведница. И чтобы ее хоронили не по-еврейски?!” И старик дал мне бумагу, попросив, когда придет час, передать ее в руки его сыну. Там было написано: “Мой дорогой сын Борис! Ты знаешь, что всю жизнь я живу по законам еврейской веры. Единственная просьба к тебе — когда умру, позови евреев, и пусть сделают все по еврейским законам”.

Теперь представим себе: Яаков умер. Поспешно явились все министры и говорят: “Дорогой Йосеф, мы приготовили место для твоего отца рядом с главным жрецом Египта!” Поди объясни им, что даже земля Египта противна Яакову и он хочет быть похоронен в Эрец-Исраэль. Вот Яаков и взял с Йосефа клятву, чтобы тот мог на нее сослаться. Так оно и вышло.

“И прошли дни его (Яакова. — И.З.) оплакивания, и говорил Йосеф придворным Паро так: Если обрел я милость в ваших глазах, то прошу, чтобы вы сказали во услышание Паро так: Мой отец связал меня клятвой, сказав: Вот я умираю. В моей могиле, что я выкопал для себя в стране Кнаан, там похоронишь меня. — И теперь я пойду, и похороню отца, и вернусь. И сказал Паро: Иди и похорони отца, как он связал тебя клятвой” (50:4-6). Другими словами: если бы не взял отец с тебя клятвы, я бы не разрешил. Мидраш говорит, что Паро хотел было сказать: ничего страшного не случится, если ты и не выполнишь клятву, данную отцу, но потом сообразил, что тогда Йосеф может позволить себе не выполнять клятвы, данные Паро, клятвы не разглашать государственные секреты.

Продуманность действий Яакова подсказывает нам, насколько это важно— хоронить умерших как положено у евреев. Мы видим, какое большое значение придавали этому наши предки Авраhам и Яаков.

Тора дает несколько заповедей о том, как следует поступать с телом мертвого человека. Его надо похоронить в земле, и похоронить в тот же день (как сказал Б-г Адаму: “ибо прах ты, и в прах возвратишься”— 3:19). Тело нельзя оставлять на ночь, кроме как для воздаяния ему почестей — например, ради приезда детей покойного. И даже человек, совершивший особо тяжкое преступление, приговоренный по закону Торы к казни и потом — к минутному повешению, должен быть похоронен в земле в этот же день.

Так Йеhошуа, ученик Моше, поступил с пятью царями, напавшими на евреев и потерпевшими поражение. Он похоронил их до захода солнца (Йеhошуа, 10:27).

Нельзя хоронить тело в цинковом гробу, а если хоронят в деревянном, надо сделать в нем отверстия.

Ни в коем случае нельзя извлекать какую-то пользу из мертвого тела (снимать волосы, вырывать зубы и т.п.)

Нарушение заповеди хоронить в земле — очень большой грех. И столь же большой грех — сжечь тело человека. Именно за этот грех Б-г сурово покарал моавитян. “Так сказал Г-сподь: за три преступления Моава [Я промолчал бы], но за четвертое не отвращу Я [гнева] от него; за то, что пережег он в известь кости царя Эдомейского. И пошлю Я огонь на Моав, и пожрет он дворцы Керийота; и погибнет Моав в сумятице и грохоте, под рев рога. И истреблю Я судью из среды его, и всех сановников его перебью [вместе] с ним, — сказал Г-сподь” (Амос, 2:1-3). Безусловно, лучше похоронить родного человека далеко от дома, не имея возможности потом посещать его могилу, чем кремировать тело.

Не хоронят рядом людей, бывших при жизни врагами. Не хоронят грешника рядом с праведником. По закону, где бы евреи ни жили, у них должно быть свое отдельное кладбище.

Сам я, находясь в лагере, все время думал: “Ой, не хочу, чтобы меня зарыли здесь, хочу быть похороненным среди евреев на еврейском кладбище”. Как я ни старался отвлечься от этих мыслей, никак не мог, они не давали мне покоя. Потом от родных и от многих знакомых я слышал, что те же мысли одолевали их в эвакуации, в 1941-45 годах, когда они жили в чужих краях, в местах, где нет еврейского кладбища.

Не раз и не два в жизни меня тайно вызывали к себе знакомые и со слезами просили, чтобы, когда они умрут, я позаботился об их похоронах, т.е. помог похоронить их как положено у евреев. Были среди них люди, о которых я никогда бы не подумал, что они захотят этого.

Несколько слов о последних благословениях Яакова. Благословляя Йеhуду, Яаков сказал: “Не отойдет жезл [власти] от Йеhуды и законодатель из потомков его” (49:10).

Как известно, по приказу Б-га пророк Шмуэль помазал на царство Давида (семья Давида — из колена Йеhуды), и Б-г обещал роду Давида вечность: “И сделаю вечным потомство его, и престол его — как дни неба” (Тhилим, 89:30). Т.е. так же, как еврейскому народу обещана вечность и возвращение в свою страну, точно так же обещано, что род Давида не исчезнет, не будет уничтожен. Придет время, когда во главе народа встанет царь из этой семьи, и он соберет всех евреев в Эрец-Исраэль и построит Третий Храм — это и есть время прихода Машиаха.

Благословение Яакова о “законодателе из потомков его” означает, что из колена Йеhуды выйдет много “властителей дум” еврейского народа, т.е. талмидей хахамим, духовных руководителей. Оно осуществляется со всей очевидностью. Во времена судей народ возглавлял глубокий знаток Торы судья Отниэль бен Кназ — потомок Йеhуды. Во времена Второго Храма и сотни лет потом славились учеными многие поколения семьи hилеля (“Сказал р. Леви — есть книга родословия в Йерушалаиме, в которой написано: hилель происходит от Давида” — Мидраш раба, Брешит, 98:8). Р. Йеhуда а-Наси, записавший мишнайот, — представитель седьмого поколения семьи hилеля. Раши, Рамбам, Абраванель, Маhараль из Праги — все они потомки Йеhуды, из семьи Давида.

Что же касается первой части благословения, то в Израиле, и в Америке, и в Марокко есть семьи, сохранившие точные предания о том, что они происходят из семьи Давида. Я сам видел родословные, восходящие к Давиду. От потомков этих семей придет к нам Машиах.

ШМОТ

Вторая книга Торы “Шмот” (“Имена”) рассказывает о пребывании потомков Яакова в Египте, продолжавшемся 210 лет. Последние 116 из них были годами самого жестокого и мучительного рабства. Но Всевышний помнил о Своем союзе с Авраhамом и чудесным образом вывел измученный народ из страны, где его угнетали.

Целый год вождь евреев Моше от имени Всевышнего требовал у фараона отпустить их, но тот уступил только после того, как Б-г обрушил на его страну десять казней, последняя из которых — смерть всех первенцев египтян. Было это в 2448 году от сотворения мира.

Чудом перейдя Красное море, евреи (603.550 мужчин в возрасте от двадцати лет и старше, не считая женщин и детей) пришли в Синайскую пустыню. Здесь произошло величайшее событие в истории этого народа и всего человечества: евреи получили Тору, учение о роли человека в мире.

Началом получения Торы было оглашение десяти заповедей у горы Синай (книга “Шмот”), а завершением — благословение, которое Моше дал евреям в день своей смерти и вписал в Тору (последняя книга Пятикнижия — “Дварим”).

Книга описывает чудеса, сопровождавшие пребывание евреев в пустыне, и завершается рассказом о постройке переносного Храма (мишкан, оhель моэд, или Шатер свидетельства). В этом святилище Всевышний говорил с Моше, и здесь коhаним, еврейские священники, совершали служение Б-гу.

ШМОТ

Первая недельная глава книги “Шмот” также называется “Шмот” (“Имена”). В ней рассказывается о дальнейшем пребывании евреев в Египте после смерти Йосефа и его братьев.

При жизни сыновей Яакова египтяне относились к евреям с уважением. Изменения начались после их смерти.

“И умер Йосеф, и все братья его, и все то поколение. А сыны Израиля плодились... и размножались и окрепли очень и очень, и наполнилась земля (Египта. — И.З.) ими. И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа” (1:6-8).

Пока евреи вели себя, как подобает евреям, их уважали. Но вот выросло новое поколение, которое рассуждало примерно так: “Мы живем в самой прогрессивной стране в мире. Почему нам не быть такими, как все цивилизованные люди?” Многие из евреев перестали делать обрезание — “будем, как египтяне”.

И тогда египтяне стали их ненавидеть!

Это странное, иррациональное явление наблюдалось в нашей истории не раз. Именно в тех странах, где ассимиляция происходила наиболее активно, наиболее силен был и антисемитизм. Вспомните Германию времен Гитлера. Не провожу аналогий между жизнью наших предков в Египте и нашим с вами непосредственным прошлым, но все, сказанное в Торе, касается каждого из нас лично.

“Сказал фараон народу своему: ...народ сынов Израиля больше [числом] и сильнее нас. Давайте исхитримся (придумаем, как поступить. — И.З.) [против] него, чтобы он не умножился, а то, если случится война, он примкнет к нашим врагам...” (1:9-10).

“И заставили египтяне сынов Израиля трудиться до изнурения. И сделали горькой их жизнь, [принуждая их к] тяжелой работе с глиной и кирпичами и ко всякой работе в поле...” (1:13-14).

Египетские власти создали специальные трудовые лагеря, чтобы оторвать мужчин от семей и тем самым обречь еврейский народ на постепенное вымирание. В мидраше “Шмот раба” описывается, каким образом это было сделано.

Власти объявили по всей стране, что, так сказать, в интересах укрепления Египта необходимо завершить строительство ряда важных государственных объектов. И разумеется, от населения ждут, что все в патриотическом порыве дружно посвятят один день выполнению великой задачи (работая безвозмездно). В этом “субботнике” должны были принять участие и сам фараон, и его министры. Действительно, фараон целый день таскал кирпичи с таким усердием, что никому бы и в голову не пришло увильнуть от благородного дела под каким бы то ни было предлогом. А к концу дня “выяснилось”, что работу завершить не удалось и придется потрудиться еще. То же повторилось и назавтра; в конце концов власти назначили египетских бригадиров, под началом которых продолжали работать евреи. Затем евреям было сказано: “Вы живете далеко от места работы и тратите много времени и сил на дорогу. Государство идет вам навстречу и построит жилье рядом со стройкой”. Так евреев оторвали от жен и детей, причем семьи остались без всяких средств к существованию. Затем последовал приказ акушеркам: “Когда будете принимать роды у евреек, смотрите... если это сын, умертвите его...” (1:16), “...каждого новорожденного мальчика бросайте в реку” (1:22).

“Но боялись повитухи Б-га и не делали так, как говорил им царь египетский, и оставляли детей в живых. И призвал царь Египта повитух и сказал им: Почему вы делали это и сохраняли жизнь младенцам? — И сказали повитухи фараону: Ведь не как египетские женщины еврейки, они сами себе повитухи. Прежде чем придет к ним преемница, они уже родили. — И благоволил Б-г повитухам, и множился народ, и окрепли они очень” (1:17-20).

В Талмуде рассказывается, что акушерки не только спасали детей, рискуя жизнью, но старались, используя свои знакомства, помогать нуждающимся роженицам, принося им еду.

Интересны предания о еврейских женщинах в Египте. Несмотря на то, что мужья находились на тяжелых работах и ничего не зарабатывали для семьи, в семьях не было ни одного случая аборта. Наоборот, женщины старались иметь детей, и побольше. Рожали тайно, где-то в поле, а детей прятали. И вдобавок женщины ловили рыбу, которой кишел тогда Нил, и приносили мужьям, чтобы как-то помочь им. Неизвестен ни один случай брака с египтянином.

Женщины эти были настоящими героинями, и благодаря им еврейский народ сохранился в то тяжелое время.

В награду за Б-гобоязненность Всевышний “создал им (повитухам. — И.З.) дома” (1:21). Что это значит? Б-г дал этим замечательным женщинам, матери и дочери — Йохевед и Мирьям — достойное потомство: у одной из них, Йохевед, матери Аhарона — будущего первосвященника и родоначальника коhаним, родился еще один сын — будущий вождь еврейского народа Моше. Все его потомки по мужской линии — левиим. О Мирьям же Талмуд говорит, что от нее произошла семья Давида.

Завершается глава тем, что Моше по велению Всевышнего явился к фараону и потребовал у него отпустить еврейский народ из Египта для служения Всевышнему. В ответ на это фараон усугубил и без того тяжелое положение евреев в стране.

“И сказал Г-сподь Моше: “Теперь увидишь, что Я сделаю с Паро, ибо (от Моей. — И.З.) крепкой руки он отпустит их, и крепкой рукой он изгонит их из своей страны” (6:1).


razrabotka-meropriyatij-po-rasshireniyu-rinka-sbita-produkcii.html
razrabotka-meropriyatij-po-uluchsheniyu-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-opk-na-primere-oao-zio-podolsk.html
razrabotka-metodiki-provedeniya-uroka-prakticheskogo-obucheniya-hudozhestvennoj-obrabotke-materialov.html
razrabotka-metodov-ocenki-vliyaniya-klimaticheskih-i-meteorologicheskih-faktorov-dlya-sozdaniya-sistemi-profilaktiki-patogennih-meteotropnih-reakcij-u-bolnih-s-zabolevaniyami-serdechno-sosudistoj-sistemi.html
razrabotka-mikroprocessornoj-sistemi-upravleniya-na-osnove-mikroprocessornogo-komplekta-1883-robotom.html
razrabotka-modulya-proverki-diapazona-ishodnih-dannih-i-nahozhdeniya-nomera-pervogo-simvola-v-stroke.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/i-obekti-dendrologii-ponyatie-o-zhiznennoj-forme-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/samoanaliz-urokov-istorii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-programma-korrekcionnoj-raboti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obrazovaniya-municipalnogo-obrazovatelnogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/oj-istorii-i-izuchayushaya-istoriyu-i-sovremennoe-sostoyanie-avtokefalnih-i-avtonomnih-pravoslavnih-cerkvej-kak-samostoyatelnaya-disciplina-ona-nachala-formirovatsya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-primernij-perechen-voprosov-k-zachetu-i-k-ekzamenu-po-vsemu-kursu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-lxxxvi-kniga-o-raznoobrazii-mira.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referatov-po-aktualnim-temam-okazaniya-neotlozhnoj-pomoshi-i-skoroj-medicinskoj-pomoshi-na-dogospitalnom-etape.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-politicheskaya-elita-i-liderstvo-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-rekomendovano-sibirskim-regionalnim.html
  • college.bystrickaya.ru/13-buddizm-i-specifika-ego-transformacii-uchebnoe-posobie-kniga-pervaya-filosofiya-drevnego-mira-taganrog-2010.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-diplomnogo-proektirovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-rukovoditelya-centra-indijskih-issledovanij-shaumyan-t-l-o-nauchnoj-komandirovke-v-indiyu-i-makao-knr-dlya-uchastiya-v-mezhdunarodnih-nauchnih-konferenciyah-s-17-11-po-11-12-2009-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-bolonskogo-tipa-informacionnij-byulleten-11.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-5-semasiologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomika-organizacij-napravlenie-521600-ekonomika-specialnost-060400-finansi-i-kredit-vtoroj-i-tretij-uroven-visshego.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avstralijskaya-pegaya-stranica-13.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-knigi-v-obyazatelnom-poryadke-dolzhni-imet-upakovku-stranica-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-v-ivashkovskaya-zav-kafedroj-prikladnoj-makroekonomiki.html
  • desk.bystrickaya.ru/oformlenie-i-soderzhanie-referata-po-klinicheskoj-farmakologii-metodicheskie-rekomendacii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedaniya-soveta-po-razvitiyu-informacionnogo-obshestva-v-respublike-severnaya-osetiya-alaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/mchs-rf-pomozhet-v-dostavke-tel-pogibshih-v-aviakatastrofe-v-karelii-k-mestam-pogrebeniya-informacionnoe-agentstvo-interfaks-22062011.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vnutrifirmennoe-planirovanie-deyatelnosti-predpriyatiya-v-sovremennih-usloviyah-na-primere-kp-kurortnih-uslug-otdih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/merime-p-otziv-o-novelle-p-merime.html
  • knigi.bystrickaya.ru/robota-z-sistemoyu-kompas.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-istoriya-turizma.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vhode-vstrechi-bili-obsuzhdeni-tekushie-voprosi-i-perspektivi-raznoplanovogo-tadzhiksko-amerikanskogo-sotrudnichestva.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-obshih-gumanitarnih-i-estestvenno-nauchnih-disciplin-kafedra.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-19-kak-formirovat-individualnij-stil-klassnij-rukovoditel-v-rossii-stranici-istorii.html
  • writing.bystrickaya.ru/kognitivno-geograficheskoe-izuchenie-regionalnih-politicheskih-processov-kniga-rasprostranyaetsya-besplatno.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-i-muhin-lunnaya-afera-ssha.html
  • essay.bystrickaya.ru/drugaya-istoriya-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-informacionnaya-sistema-upravleniya-zags-kabineta-ministrov-respubliki-tatarstan-priznana-luchshim-resheniem-po-sozdaniyu-sistem-kollektivnoj-obrabotki-informacii.html
  • school.bystrickaya.ru/gorod-v-zemle-vknige-rasskazivaetsya-o-zhizni-znamenitogo-nemeckogo-arheologa-genriha-shlimana-o-raskopkah-troi.html
  • literature.bystrickaya.ru/egipet-e-primamval-praotcite-arch-1.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-operativno-rozisknaya-i-chastnaya-detektivnaya-deyatelnost.html
  • klass.bystrickaya.ru/almati-ekonomika-zhne-statistika-akademiyasi-almatinskaya-akademiya-ekonomiki-i-statistiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.