.RU

Применение методов наблюдения, массового опроса, контент-анализа в исследованиях сми

Факультет журналистики Московского Государственного Университета.

Реферат

На тему:

Применение методов наблюдения, массового опроса, контент-анализа в исследованиях СМИ.

Корнетовой Л. В., 311 гр.

2001г., Москва.

Существуют несколько методов сбора информации. Традиционно они подразделяются на три группы: опрос (анкетирование, интервьюирование и т.д.), изучение документов (контент-анализ и др.) и наблюдение, эксперимент.

Выбирая тот или иной метод, необходимо учитывать следующее: цель, конкретные задачи, которые будут решаться при сборе информации, тип объектов изучения, доступность источников информации, имеющиеся в распоряжении исследователей материальные, людские ресурсы, сроки сбора информации и - самое главное - необходимую степень надёжности и достоверность информации. Помимо того, у каждого метода существует своя специфика.

"К методам опроса относят анкетирование - заочный опрос с помощю анкеты и интервьюирование - очный опрос посредством интервью"[1] . Интервью - это прямое взаимодействие с респондентом. Поэому это наиболее гибкий, оперативный вариант сбора информации. По специфике своего жанра интервью может быть любым - от строго регламентированного программой, временем и характером общения до свободного обмена мнениями. Чаще всего применяют стандартизированные интервью, проводимые по одинаковому вопроснику, по одинаковой программе, с одинаковыми условиями поведения интервьюера в процессе интервью. Во-первых, благодаря этому информация, полученная в ходе интервью, будет легко поддаваться анализу. Во-вторых, процесс сбора информации в случае его стандартизированности значительно упрощается и результаты менее субъективны.

Экспресс-опросы проводят либо на улице, либо по телефону. Для проведения уличных опросов можно выбирать именно то время и место (например, непоздний вечер, оживленный перекресток в определенной части города), где, по рассчетам социологов, должны попадаться именно те люди, чье мнение нужно для проводимого исследования. Соответственно, вопросник для уличных опросов должен быть составлен кратким, максимально понятным языком и лёгок для заполнения на ходу. В уличных опросах целесообразно использовать "закрытый" тип вопросов. Не меньше, чем для уличных опросов, "закрытые" вопросы подходят для телефонных опросов. К сожалению, в нашей стране звонок от незнакомого человека, как правило, воспринимается довольно настороженно: обычно "не свои" звонят по какому-нибудь не особо приятному поводу. Поэтому человеку, учавствующему в проведени "телефонного" социологического исследования, необходимо обладать не только завидным обаянием и умением убеждать, но и обладать анкетой, где все вопросы четкие, понятные, не требуют длительных раздумий - легко воспринимаются на слух. И совсем хорошо, если вопросов не очень много.

Мне довелось отвечать по телефону на анкету примерно полчаса подряд, отвечая на вопросы очень быстро. Налицо правильная постановка "закрытых" вопросов: думать не приходилось. Но большая часть опрашваемых наверняка не обладали моим терпением. Это - следствие неправильно построенной анкеты, т.е. ее излишняя длина. Наверняка что-то можно было не спрашивать.

Составляя вопросы, социолог должен понимать:

А) Почему данный вопрос включён в вопросник?

Б) Почему он сформулирован именно таким образом?

В) Почему поставлен именно на это место?

Разработку вопросов можно назвать наболее трудной и ответственной частью всей работы социолога. Вопросник должен отвечать следующим требованиям:

1. Соотнесенность с темой

2. Доступность

3. Нейтральность

4. Приемлимость, деликатность

5. Должен отвечать требованиям формальной логики

6. Быть оптимальным по размеру.

7. Содержать необходимые пояснения[2] .

Собственно вопросы можно разделять по структуре. Бывают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Первое подразумевает ответ "да-нет" или другой набор вариантов ответа. Полузакрытый вопрос - это когда помимо вариантов ответа респондент может сам добавить что-то еще. Как нам рассказывали на лекциях по курсу "менеджмент PR", подобный вариант вопросов наиболее "дружелюбен": людям нравится, что они могут написать что-то самостоятельно или выбрать вариант ответа. Открытый вопрос - это когда респондент отвечает полностью самостоятельно. Вопросы бывают разными по характеру запрашиваемой информации или по порядку расположения закрытий. Контрольные вопросы призваны просто проверить, насколько разбирается человек в той теме, о которой его в дальнейшем предполагается расспросить. Разумеется, это делается не прямо, путем осторожных, косвенных вопросов Примерно та же функция - у отсеивающих вопросов. Если тема опроса такова, что людям неудобно отвечать на прямо поставленные вопросы, следует воспользоваться проективной техникой: что-то вроде "посоветовали бы вы своему приятелю поступить на эту работу?"

По построению вопросника вопросы могут строиться "воронкой", то есть постепенно переходить от простых к сложным. В этом случае человек постепенно включается в тему. "Перевернутой воронкой" называется построение вопросника по принципу "обобщения" - от конкретных - к общим.

Документы, необходимые для контент-анализа можно разделить на виды: по способу фиксирования информации (документы рукописные, печатные, кино- и фотоплёнки, магнитные ленты, видеозаписи), по типу авторства (личные и общественные), по статусу (официальные и неофициальные), по способу получения документа исследователем (естественно существующие в обществе и "целевые", т.е. созданные по заказу исследователя), по степени близости к эмпирическому материалу (первичные, непосредственно отражающие события, и вторичные, построенные на основании уже имеющихся документов, переработке первичной информации). Считается, что первичные данные надёжнее вторичных, а официальные документы надёжнее неофициальных.

"Контент-анализ - качественно-количественный метод анализа социальной информации[3] ". Контент - анализ необходим, когда невозможно судить о текстах без суммарных показателей, без статистического их описания и т. д. Процедуру контент-анализа можно описать так:

1. Определение категорий анализа. Например, "сфера действительности".

2. Определение элементов содержания. Например, "транспорт".

3. Определение единиц измерения. Это могут быть строки, абзацы, страницы. Скорей же всего сейчас это знаки.

4. Выяснение количества упоминаний[4] .

Таким образом, проводя контент-анализ, исследователя прежде всего интересуют количественные характеристики текста. Среди категорий анализа могут также выступать:

- темы изучаемых материалов

- их география

- цели материалов

- ожидаемые реакции на них

- соотншение фактографического и обобщающе-проблемоного характера

- сведения об авторах

- временные изменения в тематике

- и т.д.

На мой взгляд, контент-анализ дает наиболее объективные результаты из всех видов исследования. Наиболее же субъективный метод исследования - наблюдение.

"Наблюдение - метод сбора информации при непосредственном восприятии объекта"[5] .

Применяя этот метод сбора информации, следует учитывать, что наблюдатель всегда субъективен. Кроме того, если он, будучи в непосредственной близости от наблюдаемых людей, испытывает на себе их реакции, вызывает реакции, которых не было бы без его участия. Проверить полученную информацию практически невозможно: люди редко поступают абсолютно идентично, и вообще "в одну реку не войдешь дважды. Поэтому этот метод сбора информации лучше всего применять в таких исследованиях, которые не требуют репрезентативности данных, а также в тех случаях, когда информация не может быть получена никакими иными методами.

В зависимости от положения наблюдателя различаются наблюдение невключённое (неучаствующее), когда он находится вне наблюдаемого им объекта, и включённое (участвующее), когда наблюдатель становится в той или иной степени частью наблюдаемого объекта. Для описания социальной атмосферы наиболее подходит невключённое наблюдение, когда социолог только фиксирует акты поведения людей со стороны, не вмешиваясь ни во что. В журналистике гораздо чаще применяется включённое наблюдение: что-то вроде "журналист меняет профессию".

Методы сбора информации изначально различаются степенью надёжности. Я уже упоминала об этом, когда описывала метод изучения документов , а при интервьюировании, например, на это качество накладывается двойная субъективность: источника информации и интервьюера.

Внешние действия, поведение людей более целесообразно изучать с помощью наблюдения или эксперимента. Фактические данные, разного рода показатели, справочные сведения - с помощью документов. Посредством контент - анализа документов можно получить картину отношений, предпочтений. Разные варианты реакций, поступков, действий можно проверить с помощью экспериментов.

Список использованной литературы:

1. И.Д. Фомичева, "Контент-анализ рекламы: возможность применения метода". Ж-л "Вестник", серия "Журналистика", 1991 г., №3.

2. "Журналистика и социология". Под ред. Фомичевой И.Д., Ордена "Знак Почета" изд. Московского университета, 1995 г, Москва

3. А. И. Верховская "Социологические методы работы с редакционной почтой", Издательство Московского университета, 1984 г., Москва.


1. "Журналистика и социология". Под ред. Фомичевой И.Д., стр. 89.

[2] "Журналистика и социология". Под ред. Фомичевой И.Д., стр. 92


themes-in-a-farewell-to-arms-essay.html
theory-of-metal-passivation.html
thomas-hobbes-essay-research-paper-thomas-hobbesintroductionthomas.html
three-kings-day-essay-research-paper-a.html
ti-put-k-poznanyu-mne-otkril-i-v-gracheva-put-trudnoj-chesti-i-dobra.html
tides-essay-research-paper-lunar-tidesthe-moon.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-shkoli-1-stupeni-publichnij-otchetnij-doklad.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-deyatelnosti-federalnoj-sluzhbi-finansovo-byudzhetnogo-nadzora-na-2009-god-meropriyatie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testi-dlya-kontrolya-ostatochnih-znanij-po-kursu-tema-1.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-obshie-trebovaniya-k-organizacii-i-provedeniyu-obespecheniya-provedeniya-ekologicheskogo-kontrolya-i-monitoringa-obekta-1204-g-pochep-bryanskoj-oblasti.html
  • books.bystrickaya.ru/citata-na-etom-pole-ratnoj-chesti-ih-podvig-zhiv-nepovtorim-i-vechen-metodiko-bibliograficheskie-materiali-dlya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-21-forma-naklejki-osnovnih-dannih-diplomnogo-proekta-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-zashite-vipusknih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-biologii-v-11-m-klasse-po-teme-sovremennij-etap-evolyucii-cheloveka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-bazovie-processi-praktiki-gumanitarnogo-obrazovaniya-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-programma-dmitrovskij-kreml-borisoglebskij-monastir-pereezd-v-sergiev-posad-istoriya-i-arhitektura-troice-sergievoj-lavri-poseshenie-hramov.html
  • student.bystrickaya.ru/1-2-ob-utverzhdenii-programmi-po-razvitiyu-gorno-metallurgicheskoj-otrasli-v-respublike-kazahstan-na-2010-2014-godi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-osnovi-investicionnoj-matematiki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/the-first-letter-of-the-call-is-e-like-echo-or-england-or-equador-v-sidorov-eu1sa-shkola-nachinayushego-operatora.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-avstralijskoj-delegacii-mezhdunarodnoe-soveshanie-rabochih-grupp.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stanislav-grof.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-nastavleniya-po-organizacii-fizicheskoj-podgotovki-v-organah-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-v-visokih-yuzhnih-shirotah-mechta-o-priklyuchenii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-proizvedenij-aleksandr-viktorovich-kostyunin-petrozavodsk-09-10-2009-g-soderzhanie-rukavichka-rasskaz.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-prikladnaya-gidrodinamika-specialnost-oop.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-kriminalistiki-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-sportivnoj-trenirovki-chast-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-dosrochnih-i-povtornih-ekzamenov-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-911-klassov-v-mou-gimnazii-59.html
  • report.bystrickaya.ru/ivpedagogicheskij-personal-ou-kolichestvennie-harakteristiki-otkritij-doklad.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sto-velikih-arheologicheskih-otkritij-stranica-2.html
  • bystrickaya.ru/v-buryatii-opredelena-strategiya-razvitiya-fizkulturi-i-sporta-v-barnaule-rekonstruiruyut-sportkompleks-rubin-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-bejdevind-pravila-plavaniya-i-svyazi-182-obshie-svedeniya-182-pravila-preduprezhdeniya-stolknoveniya-sudov-na-more.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-izdatelstvo-moskva-stranica-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-upravlenie-kak-organizacionnaya-deyatelnost-kompleks-po-discipline-teoriya-upravleniya-specialnost.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slavyanskie-i-obshekulturnie-simvoli-v-pesennom-tekste-na-materiale-tekstov-pesen-gruppi-kalinov-most.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-napravleniya-220200-.html
  • spur.bystrickaya.ru/master-klass-na-domu-stranica-17.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-obrazovatelnie-dostizheniya-obuchayushihsya-zadachi-vse-usiliya-pedagogicheskogo-kollektiva-napravit-na-dostizhenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-9-osnovnie-napravleniya-dvizheniya-firmirazrabotka-strategii-predpriyatiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-b-muravev-filosofiya-religii.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-v-a-otmette-nomer-pravilnogo-otveta-v-blanke-otvetov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.