.RU

Причины и условия возникновения социологии

Причины и условия возникновения социологии

(курсовая работа)

Оглавление

Введение

Глава I. История становления социологии

§ 1. Зарождение социологии: предыстория (от мифологии до Нового времени)

§ 2. Становление социальной науки

Глава II. Вклад Огюста Конта в историю социологии

§ 1. Учение Огюста Конта

§ 2. Место Огюста Конта в истории социологии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Завершается время активного становления социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса. Осмысление истории позволяет более профессионально формировать представления о том, что такое социология. Изучаемые тексты производят хорошее впечатление, но и не умалчивают о негативном.

Степень разработанности темы . Изучение истории социологии не стоит на месте. Так, в этой области можно выделить исследования Г.С. Баразговой, Ю.Г. Волкова, Н. Гоберна, А.Б. Гофмана, И. Громова, А.И. Кравченко, В.П. Култыгина, А. Манкевича, И.В. Мостовой, В. Семенова, В.А. Ядова и др., раскрывающие ее основные тенденции и причины.

Объектом научного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся при формировании и становлении социологии в историческом процессе.

Предметом исследования выступает специальная литература, научные статьи и монографии, выявляющие особенности и условия возникновения социологии.

Цель работы - проследить этапы формирования, а также причины и условия возникновения социологии в историческом процессе.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

проследить развитие социологии от мифологии до Нового времени;

проанализировать наиболее значимые положения учения Огюста Конта, определив тем самым его место в истории;

выявить причины становления социальной науки XVIII в.;

раскрыть причины, по которым Огюст Конт ввел новое понятие и выделил социологию из социальной физики;

рассмотреть основные методы, которые мыслитель предложил использовать в социологии;

Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании зарождения социологии, излагаются узловые моменты и систематические повороты социально-философского опыта, выявляющего основное развитие исследуемой проблематики.

Положения, выносимые на защиту:

1. На формировании новоевропейского мышления, которое сопровождается дифференциацией процесса познания и знания и формированием науки независимо от философии, зарождается ядро нефилософских социальных наук об обществе. В результате ставится проблема границ, взаимоотношений традиционной философии и науки, социальной философии и социальной науки.

2. Главные интересы в научном познании общества отделяются от философской сферы в период Нового времени. На этом пути зарождения социальной науки появляется ее новая отрасль, новый способ изучения мира - социология. Она формируется как естественное следствие всего предшествующего.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные выводы и идеи могут быть использованы исследователями данной проблематики и в дальнейшем процессе изучения развития социологии.

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. История становления социологии § 1. Зарождение социологии: предыстория (от мифологии до Нового времени)

Историко-философский процесс возникновения и становления социологического знания занимает длительный период. При этом обращение к философии как первой форме теоретического знания неизбежно сталкивает нас с проблемой предфилософского уровня познания. [2] Тем более что сами представители философии пренебрежительно относятся к своим предшественникам, недооценивая их действительных достижений. В частности, такой подход прослеживается в выступлениях против мифологии представителей античности, рассматривающих ее как инструмент художественно-сказочного творчества поэтов-теологов. [3] Однако на самой архаической ступени развития человечества всякое концептирование носило мифологический характер. Поэтому изучение зарождения социального познания обусловливает потребность обратиться к донаучной ступени человеческого познания - проблеме мифа.

Мифология сегодня воспринимается как главный многофункциональный феномен символической формы первобытной культуры. Данная раннеисторическая форма знания конструирует иерархическую модель мира без разделения его на видимый и невидимый, реальный и идеальный. Мифолого-художественное познание выражает мир через призму кровнородственных связей и понимает окружающую действительность как огромную родовую общину. [4]

В мифах, с одной стороны, отражались магия, обряды, суеверия и т.п., а с другой - нравственные нормы, социальные опыт и память. Эти представления о мире консервируются религией и составляют мистико-религиозную картину мира, безраздельно господствующую в мифолого-художественном сознании первобытного человека. Замкнутость мифологической системы подтверждалась циклическими изменениями в природе, обесценивающими историческое время и свидетельствующими о неизменности и повторяемости всего в мире.

Являясь бессознательно-художественной переработкой действительности, миф включен в язык реальной жизни. Так, социальная функция мифологии заключается в ее житейско-практической эффективности, выражаемой в поддержании определенного природного и социального контроля и порядка в архаическом обществе ритуально-магическими средствами. Мифологическое мышление функционирует на коллективно-бессознательном чувственном уровне (который включает символический характер воображения), использующем образы. Это уровень живого созерцания как исходного человеческого отношения к миру, взаимодействия с близкой сферой действительности. [5]

В условиях первобытного общества распространение и усвоение внетеоретического знания, мифолого-религиозного мировоззрения, также используется в реальной жизни. Они осваиваются с принятием образа жизни, через овладение навыками и умениями практической деятельности, и, наконец, через включение индивида в социальную жизнь после обрядов инициации уже как зрелой личности.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. происходит переход от каменного века к веку металла. В благоприятных природных условиях Древнего Востока (Шумеро-Вавилония, Египет, Индия, Китай) начинается разложение первобытного и зарождение раннеклассового общества с азиатским способом производства. В этих условиях происходит разделение труда, социальная дифференциация и развитие неравенства, образуются народности и государства, экономические, правовые, социально-политические и др. виды общественных отношений. В общественно-исторической практике и в процессе познания возрастает качество и роль аналитической деятельности, абстрактного мышления. Об этом свидетельствует появление идеографического письма, развитие в нем логограмм, отражающих смысловую (повествовательную) сторону языка и связанных со звучащим словом. Это привело к тому, что письменность отделяется от условной живописи и становится основным средством закрепления, передачи и переработки знания, требующим определенной интеллектуальной работы. [6]

Появление письменности, позволяющей излагать мысли в повествовательной форме, создает принципиально новую ситуацию общения. Изменяются информационные и коммуникационные возможности: формируется визуально-графическая организация информации фиксированными знаковыми системами.

В III-II вв. до н.э. создаются новые социокультурные возможности для развития духовных способностей человека, расширяется область отношения к действительности - эстетического, этического, религиозного и др. рода. В частности, письменный язык обособляется от племенных и местных диалектов. С помощью абстрактных и сложных понятий развиваются логические рассуждения, аналогии, отвлечения, сложные рассуждения, придающие знаниям определенную систему: появляется эзотерическое знание и создается предел его понимания. Для преодоления данных и других трудностей требуется определенная грамотность как результат длительной подготовки и занятий умственным трудом. Формируется система образования как особая форма создания и распространения информации учителем и усвоения ее учеником через беседу, урок, текст, учебник, и т.п. В мифологии вычленяются искусство, политеистическая религия, которая обретает теологизированную форму и выступает как мистико-религиозные теокосмогонии. В них идея космоса (упорядоченности) переносится с природы на государство. Теперь мифологическое сознание как "народное знание" становится преградой на пути раннеклассовой государственности и должно быть заменено на новое, отвечающее формирующемуся образу жизни и картине мира. В результате государственно-религиозного влияния на народные массы формируется новый тип сознания - религиозный, ставший традиционным для доиндустриальной цивилизации. И хотя он сам еще полон суеверий, но разрушает мифологию: миф перестает быть самостоятельной формой сознания и подвергается теологизированному переосмыслению.


starshij-doshkolnij-vozrast-obsheobrazovatelnaya-programma-mou-nazarovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkol-gruppa.html
startyor-naznachenie-ustrojstvo-i-princip-raboti.html
stati-filosofskogo-i-esteticheskogo-soderzhaniya-stranica-13.html
stati-o-sostoyanii-razrabotki-federalnih-norm-i-pravil-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoj-energii.html
stati-v-izdaniyah-rekomendovannih-vak-kationnaya-polimerizaciya-13-pentadiena-i-izoprena-v-prisutstvii-kataliticheskih.html
staticheskie-metodi-protiv-virtualnih-metodov.html
  • tests.bystrickaya.ru/massovaya-kultura-i-ee-vliyanie-na-sovremennogo-cheloveka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-voprosi-po-uchebnomu-kursu-obshaya-ekologiya-bakalavrskaya-programma-kafedra-sistemnoj-ekologii-ekologicheskogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-pravopolusharnie-simultanno-nediskretnie-i-levopolusharnie-sukcessivno-diskretnie-sposobi-obrasheniya-s-informaciej.html
  • report.bystrickaya.ru/i-pedagogike-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-s-prisvoeniem-dopolnitelnoj-kvalifikacii-svishe-1000-chasov.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan-na-2005-2010-godi-stranica-20.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-razvitiya-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-v-rf.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-filosofskij-i-metodologicheskij-aspekti-federalnie-programmi-3-znachenie-informacionnih-i-kommunikacionnih-tehnologij.html
  • studies.bystrickaya.ru/joahim-verdin-zhizn-bez-edi-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhak-berzhe-chudesnoe-oruzhie-tretego-rejha.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihoseksualnoe-razvitie-podrostkov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-uchastie-v-respublikanskom-konkurse-bibliotechnij-vestnik-karelii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-stupen-nachalnoe-obshee-obrazovanie-1-4-klassi-obrazovatelnaya-programma-mou-licej-32-g-belgoroda-na-2010-2011.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obem-svedenij-dlya-informirovaniya-izbiratelej-o-kandidatah-v-deputati-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-psihosocialnie-tehnologii-organizacionnogo-konsultirovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/akcept-otvet-o-prinyatii-uslovij-oferti-kotorij-dolzhen-bit-bezuslovnim-brak.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predki-karla-bryullova-bili-vihodcami-iz-severnoj-germanii-ego-praded-georg-bryullov-v-1773-g-pereehal-v-rossiyu-i-stal-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/3-obshestvo-kak-sistema-31-socialnie-obshnosti-literatura-ko-vsemu-kursu-s-razbieniem-po-temam.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-n-bulgakov-i-g-v-florovskij-dva-puti-recepcii-svyatootecheskoj-tradicii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-sfere-finansov-i-investicij-doklad-o-zakonodatelnoj-deyatelnosti-tyumenskoj-oblastnoj-dumi-tretego-soziva-2002-2006-gg.html
  • notebook.bystrickaya.ru/httpfocus-in-uadefault-aspxparticleid10438.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodologiya-i-metodi-prinyatiya-resheniya-chast-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhvuzovskaya-kafedra-obshej-i-vuzovskoj-pedagogiki-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-osnovi-pedagogicheskogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mou-sosh-8-g-otradnij-geneticheski-modificirovannie-produkti-vchera-segodnya-zavtra.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-proektirovaniya-10-11-klass.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vii-mezhdunarodnom-konkurse.html
  • letter.bystrickaya.ru/municipalnoe-uchrezhdenie-stavropolskaya-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel3-raschet-sootvetstviya-uslovij-na-pravo-primeneniya-ponizhennogo-tarifa-dlya-uplati-strahovih-vznosov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-1-rabota-s-tekstom-zadanie-sochinenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tatari-kazahstana-v-1970-1999-gg-istoriko-demograficheskij-aspekt-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4gumanitarnie-nauki-ekonomicheskie-nauki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-kommentarii-k-zakonam-zhkh-vstupivshih-v-silu-s-01-01-2011g-predstoyashie-izmeneniya-v-zakonodatelstve-zhkh-planiruemie-k-prinyatiyu-v-2011-godu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-3-istochnik-finansirovaniya-kontrakta-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2011-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.