.RU

Познание мира

Министерство Образования Российской Федерации

Читинский Горный техникум

РЕФЕРАТ

тема:«Познание мира»

Выполнил: ______________

______________

Чита – 2004

Содержание

1. Познание как предмет философского анализа…………………………3

2. Зарождение гносеологической проблематики в антич­ной философии………………………………………………………………….5

3. Новое время: эмпиризм или рационализм?...............................................8

4. Гносеологическая проблематика в русской философии……………….11

Список литературы……………………………………………….………….12

1. Познание как предмет философского анализа

Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознан­ное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании чело­века, который в своей деятельности отражает, идеально вос­производит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный прежде всего обществен­но-исторической практикой процесс приобретения и разви­тия знания, его постоянное углубление, расширение и со­вершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъ­екта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание и его изучение не есть нечто не­изменное, раз навсегда данное, а представляет собой «нечто диалектическое», развивающееся по определенным законам. Они имеют длительную историю, истоки которой ухо­дят в древнюю философию. На каждом из этапов своего развития знание есть резюме истории познания, квинтэссен­ция всех форм человеческой деятельности, в том числе и прежде всего — чувственно-предметной (практики).

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека — а если может, то каким имен­но образом — давно интересовал людей. Подавляющее боль­шинство философов и ученых утвердительно решают воп­рос о том, познаваем ли мир. Однако существует такое уче­ние, как агностицизм (от греческого agnostos— непознаваемый), представители которого отрицают (полно­стью или частично) принципиальную возможность позна­ния объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предме­ты, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя представлять его как кон­цепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведётся не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действи­тельности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обна­ружить в самых различных философских системах. Поэто­му, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, призна­вал познаваемость мира, разработал диалектическую тео­рию познания, указывая на активность субъекта в этом про­цессе. Однако он толковал познание как развитие, самопоз­нание мирового духа, абсолютной идеи.

В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не полу­чили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпае­мость, границы познания, невозможность полного постиже­ния вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломле­ние в органах чувств и мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т. п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-пред­метной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознавае­мой вещи-в-себе» не остается места.

В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в воз­можности его познания, либо не сомневаясь в этом, останав­ливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»). А именно понимают процесс познания как «зряшное отрицание», а не как диалектическое (с удер­жанием положительного). Такой подход неизменно приво­дит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно «мысля­щий») в определенном смысле способствует преодолению заблуждений в достижении истины.

2. Зарождение гносеологической проблематики в антич­ной философии.

В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в. до н. э.— IIв. н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе по­знания и др. Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противополож­ность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию н познанию. Чтобы постигнуть природу каждого отдельного предме­та, нужно уметь приложить общий закон. Поэтому многоучености, которая «уму не научает», Гераклит предпочитает «единое знание всего». Исходя из того, что мышление при­суще всем, что всем людям дано познавать самих себя и размышлять, он считает, что человеческий, субъективный логос (т. е. познание) имеет все возможности быть в согла­сии с объективным логосом.

Зеион Элейский пытался выразить реальное движение в логике понятий, в связи с чем подверг скрупулезному анали­зу противоречия (апории), возникающие при попытке мыс­лить движение. Знаменитые апории Зенона («Дихотомия», «Ахилл», «Стрела» и «Стадий») не утратили своего значения и для современной науки, развитие которой связано с разре­шением многообразных противоречий, возникающих при ото­бражении в познании объективного процесса движения.

Заметными фигурами в истории гносеологической и ди­алектической мысли были античные софисты — Протагор, Горгий и др. Они привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере острых и бескомпромиссных споров и стремлением найти тонкие ходы мысли. Античная софисти­ка при всей своей неоднозначности, субъективизме и «игре слов» имела целый ряд рациональных моментов. К их чис­лу можно отнести: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречии и типич­ных ошибок; стремление развить гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер; попытка с помощью такого мышления «разъесть как щелочь» все ус­тойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, язы­ка в познавательном процессе и т. п.

Сократ выдвинул на первый план диалектическую при­роду познания как совместного добывания истины в процес­се сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода и нрав­ственности.

Рациональное содержание философии Платона — его ди­алектика, изложенная в диалогической форме, т. е. диалек­тика как искусство полемики. Он считал, что бытие заклю­чает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания. По­скольку, согласно Платону, любой предмет, любая вещь в мире «есть движение», и познавая мир, нам следует по не­обходимости, а не по прихоти и субъективному произволу изображать все явления как процессы, т. е. в становлении и изменчивости.

Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие, инструмент) познания. Его логика но­сит двойственный характер: она положила начало формаль­ному подходу к анализу знания, но одновременно Аристо­тель стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательно логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах позна­ния он видел формы и законы бытия.

Важную роль в процессе познания Аристотель отводил ка­тегориям —«высшим родам», к которым сводятся все осталь­ные роды истинно-сущего. При этом он представил категории не как неподвижные, а как текучие, дал систематический ана­лиз этих существеннейших форм диалектического мышления, считая их содержательными формами самого бытия.

Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания, Аристотель сформулировал ряд методологических требований к последнему: необходимость рассмотрения явлений в их изменении, «раз­двоение единого»— представленное им не только как закон объективного мира, но и как закон познания, принцип при­чинности и др. Заслугой Аристотеля является также го, что он дал первую обстоятельную классификацию софистиче­ских приемов — субъективистских, псевдодиалектическнх ходов мысли, свидетельствующих лишь о мнимой мудрости, уводящей познание на путь заблуждений.

Оценивая в общем античную (точнее — древнегрече­скую) философию и гносеологию, следует указать на то, что для них были характерны целостность взгляда на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактно-метафизиче­ского расчленения природы. Последняя рассматривалась в универсальных моментах единства всех ее сторон, во всеоб­щей связи и развитии явлений. Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного созерца­ния, а не развитого теоретического мышления.

3. Новое время: эмпиризм или рационализм?

Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской фило­софией XVII—XVIII вв., в которой гносеологическая про­блематика заняла центральное место. Ф. Бэкон — основопо­ложник материализма и экспериментальной науки этого времени считал, что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко всем остальным, ибо они содержаг в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). При­зывая усиливать крепость ума диалектикой, он считал, что распространенная в его время логика — искаженная схола­стами аристотелевская формальная логика — бесполезна для открытия знаний.. Ставя вопрос о новом методе, об «иной логике», Ф. Бэкон подчеркивал, что новая логика — в отличие от чисто формальной — должна исходить не толь­ко из природы ума, но и из природы вещей, не «измышлять н выдумывать», а открывать и выражать то, что совершает природа, т. е. быть содержательной, объективной.


rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami-uchastnikami-v-sootvetstvii-so-statej-19-konvencii.html
rassmotrim-eti-etapi-kompleks-po-discipline-upravlencheskie-resheniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-vkursa-.html
rasstavanie-f-e-dzerzhinskij-vsegda-legche-otkatit-chem-chtoto-podpisat.html
rasstrojstva-serdechnoj-deyatelnosti.html
rastenievodstvo-bibliograficheskij-ukazatel-izdanij-komi-nauchnogo-centra-uro-rossijskoj-akademii-nauk-2001-2005-gg.html
rastenievodstvo-chast-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/desyat-dnej-schastya-tur-s-otdihom-na-ozerah-yuzhnoj-moravii-i-na-more-v-italii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskoe-i-politicheskoe-razvitie-egipta-v-period-pravleniya-muhammeda-ali-v-rossijskoj-obshestvenno-politicheskoj-misli-xix-v-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkij-konspekt-lekcij-dlya-inostrannih-studentov-vseh-form-obucheniya-harkov-hnagh-2006-stranica-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-naro-fominskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-5-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tridcatiletie-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/duhovnaya-kultura-bulgarskogo-emirata-literatura-sistema-obrazovaniya-nauchnie-znaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/46-trebovaniya-k-bezopasnosti-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-raboti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavlen-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-prikaz-751-ot-21.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-12-tema-podcarstvo-nizshie-rasteniya-obshaya-harakteristika-vodoroslej-laboratornaya-rabota-stroenie-spirogiri.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-informacionnogo-rabotnika-nauch-red-r-s-gilyarevskij-v-a-minkina-spb-professiya-2005-s-522-527.html
  • literatura.bystrickaya.ru/selin-d-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/2-189-00-378-00-100-velikih-muzeev-mira-ionina-n-a-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/reklamnaya-deyatelnost-partii-edinaya-rossiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomi-laureatov-i-uchastnikov-konkursov-informaciya-o-gosudarstvennih-i-municipalnih-nagradah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-metodicheskie-ukazaniya-dlya-prepodavatelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prokurorskij-nadzor-dlya.html
  • institut.bystrickaya.ru/stalin-posvyashenie-volhva-annotaciya.html
  • studies.bystrickaya.ru/chukovskij-kornej.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-uspeha-v-zhizni-programma-mou-shkoli-internata-8-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni.html
  • student.bystrickaya.ru/14-bolshoj-grom-dzhejms-bollard.html
  • books.bystrickaya.ru/e-poryadok-provedeniya-aukciona-e-yu-zahmatov-chleni-edinoj-komissii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-programme-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-fakulteta-tehnologicheskogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-20.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sjlem-otbasi-msheler-slteme-artiova-termekbaeva-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/problema-sovokupnogo-predlozheniya-denezhnaya-massa-osnovnie-denezhnie-agregati.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-testovih-zanyatij-v-2010-g-po-programme-menedzhment-marketingovih-kanalov-i-logistiki-proizvodstvennogo-predpriyatiya-po-podrazdelu-35-2-menedzhment.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/modernizaciya-ekonomicheskih-sistem-opit-i-perspektivi.html
  • student.bystrickaya.ru/16-ispitanie-koncevih-vivodov-obmotki-statora-turbogeneratora-serii-tgv.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-instrument-dlya-perednih-shejnih-plastin-mediko-tehnicheskie-trebovaniya-na-postavku-medicinskogo-oborudovaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-2-e-izdanie-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-sochineniyu-visokopreosvyashennejshago-innokentiya-mitropolita-moskovskago-i-kolomenskago-kn-3-put-v-carstvie-nebesnoe-lti-patshalha-ilse-kayakan-ul-jeple-vl.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritie-gribovarochnih-punktov-reshenie-mostovskogo-rajonnogo-ispolnitelnogo-komiteta-25.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-po-ugolovnomu-pravu-na-temu-neostorozhnost-i-eyo-vidi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoj-posobie-po-kursu-otechestvennaya-istoriya-tema-rossiya-v-pervoj-chetverti-xix-veka-proekti-politicheskih-reform-i-ih-osushestvlenie-perm-2003-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchite-anglijskij-yazik-na-bajkale.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatost-vipusknikov-kraevih-gosudarstvennih-byudzhetnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-2011-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.