.RU

Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью




Азарова Е.А. - кандидат психологических наук, доцент РГПИ ЮФУ

Татарова М.Н. - руководитель клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная»


Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

Актуальность исследования обусловила выбор темы дипломного исследования: «Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью»».

Объект исследования – подростки 13-14 лет в количестве 73 человек

Предмет исследования – особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

^ Цель исследования – изучение особенностей представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

Гипотеза исследования: особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью будут отличаться от представлений о смысле жизни подростков, не страдающих таковой.

На основании объекта и предмета, исходя, из цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

^ Теоретико-методологической основой исследования являются:

-психологические, педагогические, философские, социологические, богословские теории и концепции, отражающие основные подходы к понятию, содержанию и сущности смысла жизни (Л.И.Божович, Н.А.Бердяев, Л.Карсавин, Д.А.Леонтьев, В.Соловьев, Е.Трубецкой, В. Франкл, Э.Фромм). Концепции возрастного развития человека (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, М.В. Гамезо, К. Левин).

-Теория социальных представлений С. Московиси и зарубежные работы, выполненные в русле данной теории (Ж.Абрик, В.Дуаз, Д.Жоделе);

- Работы отечественных ученых, выполненные в русле теории социальных представлений, (К.А. Абульханова-Славская, Т.П. Емельянова, А.И. Донцов, Г.М. Андреева, Т.В.Бобрышева, О.А.Гулевич, Н.В.Долгова, А.В.Овруцкий, Л.А.Паутова, И.Г.Сизова и др).

- разработки в области контентанализа в русле работ Г.Лассуэлла, Б.Берельсона, Ч.Осгуда, а также труды отечественных исследователей, в частности Е.А.Таршиса , Аверьянова др.

- исследования феномена зависимости в области психологии, психиатрии, психотерапии, социологии, криминологии, права, педагогики (И. Ильин, Ю.Антонян, С.Ениколопов, К.Зорин, Е.Айвазова, В.Д. Менднлнвич, К.Янг, Егоров А.Ю, и др.).

-теории аддиктивного поведения, изложенные в трудах Б.С. Братуся, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Н.П. Фетискина;

-труды современных авторов, исследующих формирование медиакультуры (Д.Е. Григорова, Е.С. Полат, А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, И.Ф. Сибгатуллина);

-психологические концепции онтогенетических особенностей подросткового возраста (Кон И.С., Дубровина И.В., Мухина В.С. и др.)

^ Методы исследования: теоретический анализ и синтез психологических, педагогических, философских, социологических, богословских теорий и концепций, отражающих основные подходы к понятию, содержанию и сущности смысла жизни. Монографическое изучение, сравнительный анализ, интерпретация; метод опроса с помощью тестирования, контентанализ; математическая обработка осуществлялась с помощью компьютерной программы статистической обработки данных SPSS 13.0 (описательная статистика, позво­ляющая охарактеризовать и воспроизве­сти в виде таблиц и рисунков дан­ные эмпирического исследования; U-критерий Манна – Уитни, хи-квадрат).

Методический инструментарий исследования:

  1. Тест К. Янг (перевод В.А. Лоскутовой)

  2. Методика мини-сочинение «В чем для меня смысл жизни?».

  3. Методика СЖО Д.А.Леонтьева

База исследования. Исследование проводилось на базе Дома творчества. В исследовании приняли участие подростки (13-14 лет) в количестве 73 человек.

^ Теоретическая значимость и научная новизна исследования: изучение особенностей смысла жизни у интернет-зависимых подростков.

Практическая значимость. Результаты, полученные в процессе исследования, могут использоваться при проведении лекционных и практических занятий в рамках общей психологии и психологии личности в образовательных учреждениях, в качестве материала-ориентира при составлении методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов, для проведения семинаров, бесед, собраний с родителями и учителями в средних образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

^ Апробация результатов исследования:

  1. Подготовка и проведение лекционного занятия на факультете лингвистики и словесности, отделение иностранных языков (1 курс), на тему: «Формирование личности и проблема смысла жизни»

  2. Размещение результатов исследования в «Педагогической гостиной» Марины Татаровой на сайте ЮФУ/

На этапе теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы изучили на основе интегративного подхода понятие смысла жизни, аддикции, в частности интернет-аддикции, особенности подросткового возраста и причин и условий возникновения интернет-зависимости в подростковом возрасте, что позволило нам создать теоретико-методологическую базу дальнейшего эмпирического исследования.

Далее на первом этапе эмпирического исследования мы на основании данных, полученных по результатам данной методики - теста К.Янг (в адаптации Лоскутовой В.) все респонденты были условно разделены на 2 основные группы исследования: 1 группа – «здоровые» (40 человек) и 2 группа – «пограничные» (33 человека). В первую группу вошли респонденты, набравшие по тесту на интернет-зависимость не более 49 баллов, т.е. обычные пользователи интернета, которые в состоянии контролировать себя. Они проводят в интернете времени не более 2 часов в неделю. Во вторую группу исследования вошли респонденты, набравшие от 50 до 79 баллов, т.е. пользователи, у которых есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Что подразумеваем в данном случае под чрезмерностью пребывания в Интернете - это время более 12 часов в неделю, т.е. 2 и более часа в день. Во вторую группу попали подростки, которые проводят в Интернете более 4 часов в день. По сути две группы резко разделились по хронологическому признаку – до 2 часов , и от 4 часов. Зона 2 часа очень зыбкая поэтому всех, кто указал, что проводят времени в Интернете 2 часа мы отнесли в первую группу.

На втором этапе, мы использовали тест мини-сочинение «В чем для меня смысл жизни?» с целью изучения представлений о смысле жизни у испытуемых.

В результате проведенного анализа на втором этапе, были получены следующие данные, которые мы расположили по принципу убывания и математическая обработка данных позволила сказать, что значимые различия в представлениях о смысле жизни у подростков с разным уровнем инетрнет-зависимости, выявлены по следующим смысловым категориям: «образование», «работа», «карьера», «межличностные отношения, близкие и друзья», «материальные блага» и «разное». Следовательно, мы можем предположить, что для «здоровых» подростков смысл жизни заключается в получении образования и карьерном росте, чтобы в дальнейшем не испытывать материальных затруднений. В тоже время, для подростков с пограничной формой интернет-зависимости смысл жизни, в большей степени заключается в ценности межличностных отношений, в близких и друзьях.

На основании проведенного анализа на втором этапе исследования можно сказать о том, что такое смысл для двух групп наших респондентов.

1 группа – смысл жизни заключается в получении хорошего образования, высоко оплачиваемой работе, чтобы ни в чем не нуждаться, быть материально обеспеченным человеком. После карьерного роста завести семью, детей, обеспечить им хорошую жизнь, чтобы они ни в чем не нуждались. Быть нормальным человеком, достойно встретить старость, всего добившись в жизни.

Как видно в определении, построенном на основе смысловых конструктов сочинений, доминирует материальная составляющая жизни.

2 группа – смысл жизни в создании хорошей, крепкой, любящей семьи, в воспитании детей хорошими людьми, в помощи родным, близким людям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Смысл жизни во взаимопонимании с друзьями, в творчестве, самореализации, любви.

Как видно в определении, построенном на основе смысловых конструктов сочинений, доминирует эмоционально-личностная составляющая жизни.

В тесте Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», нами были использованы результаты по 3 шкалам: «Цели в жизни» (психологическое будущее), «Процесс жизни» (психологическое настоящее) и «Результативность жизни» (психологическое прошлое).

Нам было интересно посмотреть, каким образом подтверждается направленность респондентов, выявленная по результатам мини-сочинения, объективными результатами методики СЖО. Поскольку мы можем говорить о направленности в будущее респондентов 1 группы, и направленности на настоящее респондентов 2 группы, то мы и взяли только эти шкалы из методики СЖО, и мы провели статистическую обработку данных и помощью U-критерия Манна-Уитни.

«здоровые» подростки в большей степени ориентированы на будущее, в то время как, подростки с «пограничной» формой интернет-зависимости – на настоящее.

В целом можно констатировать то, что результаты методики СЖО подтвердили разницу в представлениях о смысле жизни подростков из двух экспериментальных групп.

Т.е., те дети, которые проводят в Интернете в социальных сетях 12 часов и более отличаются направленностью на сегодняшний день, на эмоционально-личностную сторону жизни и представляют смысл жизни в создании хорошей, крепкой, любящей семьи, в воспитании детей хорошими людьми, в помощи родным, близким людям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Смысл жизни во взаимопонимании с друзьями, в творчестве, самореализации, любви.

Подростки из группы респондентов, которые проводят в интернете, в социальных сетях, менее 2 часов, отличаются направленностью в будущее, в их жизни доминирует на настоящий момент прагматично-рациональный компонент, что можно объяснить определенными установками воспитания, доминантой материальной стороны жизни. Смысл жизни в их представлении на сегодняшний день это получение хорошего образования, высоко оплачиваемая работа, чтобы ни в чем не нуждаться, быть материально обеспеченным человеком. После карьерного роста завести семью, детей, обеспечить им хорошую жизнь, чтобы они ни в чем не нуждались. Быть нормальным человеком, достойно встретить старость, всего добившись в жизни.


sozdanie-terapevticheskih-metafor-krouli-r-f-60-terapevticheskie-metafori-dlya-detej-i-vnutrennego-rebenka-per.html
sozdanie-termoyadernogo-oruzhiya-v-sssr-vtoroj-etap-yadernoj-gonki-chast-6.html
sozdanie-testiruyushej-programmi.html
sozdanie-transgennih-produktov.html
sozdanie-viorolika-vo-flash.html
sozdavaya-emocionalnoe-predpriyatie-kniga-perevedena-bolee-chem-na-25-yazikov-mira-i-izdaetsya-v-25-stranah.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-raboti-s-frazeologizmami-delovogo-anglijskogo-yazika-na-zanyatiyah-v-neyazikovom-vuze.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-socialnogo-modelirovaniya-po-viboru.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-pravo-na-socialnuyu-podderzhku-v-teorii-i-realnoj-zhizni-dokla-d.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-rossijskoj-federacii-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-4-sentyabrya-2007-g-n-75n-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ispolneniya-federalnoj-sluzhboj-finansovo-byudzhetnogo-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vkonce-vesni-s-nastupleniem-horoshej-pogodi-i-poyavleniem-v-vozduhe-nasekomih-priletayut-k-nam-chyornie-strizhi-svizgom-vzz-vzz-letayut-nad-polyami-syolami-nad-ka.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-podgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-37-31-35.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/genezis-tvorcheskoj-maneri-eriha-marii-remarka-i-recepciya-rannih-proizvedenij-po-proizvedeniyam-priyut-grez-gem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-konferencii.html
  • studies.bystrickaya.ru/dikij-pomeshik-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-shellenberg-memuari-labirint.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmnij-komitet-mk-srrsn-2008-programma-foruma-22-24-oktyabrya-2008-g-harkov-200-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-ok-1-ik-1101.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-vosmoj-gorodskoj-vistavki-prodazhi-mir-krasoti-i-zdorovya-abakan-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-msfo-ias-1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti-almati-2011-testovie-voprosi-msfo-ias1-predstavlenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektronnoe-posobie-po-geologii-kafedri-geografii-igpu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/burzhuazno-demokraticheskie-revolyucii-v-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/energetiki-zabotyatsya-o-budushem-sela-krasnoe-znamya-siktivkar-08022006-20-24491.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-respublike-altaj-na-2011-2014-godi-utv-postanovleniem-pravitelstva-respubliki-altaj-ot-19-avgusta-2010-g-n-183.html
  • tasks.bystrickaya.ru/350063-rossijskaya-federaciya-krasnodarskij-kraj-gorod-krasnodar-ulica-mira-dom-34.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokornost-chogyam-trungpa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovaniya-kulturnie-faktori-modernizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-za-meteli-v-lenoblasti-vozmozhni-pereboi-s-elektroenergiej-internet-resurs-gazetaspbru-18012012.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sjiti-bulanui-kezndeg-salindaui-ilaldiliti-lshejtn-raldarda-alaj-oldaniladi.html
  • institut.bystrickaya.ru/stil-i-oformlenie-sluzhebnih-dokumentov-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-ii-shkola-seminar-innovacionnie-tehnologii-v-gosudarstvennom-i-municipalnom-upravlenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-investicii-v-kostrome-otkroetsya-sportivnij-kompleks-21-v-kostrome-otkroyut-sportkompleks-ledovaya-arena.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnij-plan-p-berezovka-krasnoyarskogo-kraya-tom-stranica-52.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-informacionnie-resursi-disciplini-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhipelag-gulag-aisolzhenicina-kak-hudozhestvennij-tekst-nekotorie-nablyudeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ekologicheskogo-obedineniya-ekoznajka-dlya-detej-65-11-let-na-4-goda-obucheniya-2011g-2015g.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-paket-o-programme-okazaniya-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-specialnaya-pedagogika-po-praktikoorientirovannoj-obrazovatelnoj-programme.html
  • tests.bystrickaya.ru/litvinenko-vm-ivanov-ma-gordeeva-vl-mityushina-ng-zaletaev-dv-torganova-ig.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/malchik-so-shpagoj-stranica-24.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.