.RU

Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью




Азарова Е.А. - кандидат психологических наук, доцент РГПИ ЮФУ

Татарова М.Н. - руководитель клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная»


Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

Актуальность исследования обусловила выбор темы дипломного исследования: «Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью»».

Объект исследования – подростки 13-14 лет в количестве 73 человек

Предмет исследования – особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

^ Цель исследования – изучение особенностей представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

Гипотеза исследования: особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью будут отличаться от представлений о смысле жизни подростков, не страдающих таковой.

На основании объекта и предмета, исходя, из цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

^ Теоретико-методологической основой исследования являются:

-психологические, педагогические, философские, социологические, богословские теории и концепции, отражающие основные подходы к понятию, содержанию и сущности смысла жизни (Л.И.Божович, Н.А.Бердяев, Л.Карсавин, Д.А.Леонтьев, В.Соловьев, Е.Трубецкой, В. Франкл, Э.Фромм). Концепции возрастного развития человека (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, М.В. Гамезо, К. Левин).

-Теория социальных представлений С. Московиси и зарубежные работы, выполненные в русле данной теории (Ж.Абрик, В.Дуаз, Д.Жоделе);

- Работы отечественных ученых, выполненные в русле теории социальных представлений, (К.А. Абульханова-Славская, Т.П. Емельянова, А.И. Донцов, Г.М. Андреева, Т.В.Бобрышева, О.А.Гулевич, Н.В.Долгова, А.В.Овруцкий, Л.А.Паутова, И.Г.Сизова и др).

- разработки в области контентанализа в русле работ Г.Лассуэлла, Б.Берельсона, Ч.Осгуда, а также труды отечественных исследователей, в частности Е.А.Таршиса , Аверьянова др.

- исследования феномена зависимости в области психологии, психиатрии, психотерапии, социологии, криминологии, права, педагогики (И. Ильин, Ю.Антонян, С.Ениколопов, К.Зорин, Е.Айвазова, В.Д. Менднлнвич, К.Янг, Егоров А.Ю, и др.).

-теории аддиктивного поведения, изложенные в трудах Б.С. Братуся, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Н.П. Фетискина;

-труды современных авторов, исследующих формирование медиакультуры (Д.Е. Григорова, Е.С. Полат, А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, И.Ф. Сибгатуллина);

-психологические концепции онтогенетических особенностей подросткового возраста (Кон И.С., Дубровина И.В., Мухина В.С. и др.)

^ Методы исследования: теоретический анализ и синтез психологических, педагогических, философских, социологических, богословских теорий и концепций, отражающих основные подходы к понятию, содержанию и сущности смысла жизни. Монографическое изучение, сравнительный анализ, интерпретация; метод опроса с помощью тестирования, контентанализ; математическая обработка осуществлялась с помощью компьютерной программы статистической обработки данных SPSS 13.0 (описательная статистика, позво­ляющая охарактеризовать и воспроизве­сти в виде таблиц и рисунков дан­ные эмпирического исследования; U-критерий Манна – Уитни, хи-квадрат).

Методический инструментарий исследования:

  1. Тест К. Янг (перевод В.А. Лоскутовой)

  2. Методика мини-сочинение «В чем для меня смысл жизни?».

  3. Методика СЖО Д.А.Леонтьева

База исследования. Исследование проводилось на базе Дома творчества. В исследовании приняли участие подростки (13-14 лет) в количестве 73 человек.

^ Теоретическая значимость и научная новизна исследования: изучение особенностей смысла жизни у интернет-зависимых подростков.

Практическая значимость. Результаты, полученные в процессе исследования, могут использоваться при проведении лекционных и практических занятий в рамках общей психологии и психологии личности в образовательных учреждениях, в качестве материала-ориентира при составлении методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов, для проведения семинаров, бесед, собраний с родителями и учителями в средних образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

^ Апробация результатов исследования:

  1. Подготовка и проведение лекционного занятия на факультете лингвистики и словесности, отделение иностранных языков (1 курс), на тему: «Формирование личности и проблема смысла жизни»

  2. Размещение результатов исследования в «Педагогической гостиной» Марины Татаровой на сайте ЮФУ/

На этапе теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы изучили на основе интегративного подхода понятие смысла жизни, аддикции, в частности интернет-аддикции, особенности подросткового возраста и причин и условий возникновения интернет-зависимости в подростковом возрасте, что позволило нам создать теоретико-методологическую базу дальнейшего эмпирического исследования.

Далее на первом этапе эмпирического исследования мы на основании данных, полученных по результатам данной методики - теста К.Янг (в адаптации Лоскутовой В.) все респонденты были условно разделены на 2 основные группы исследования: 1 группа – «здоровые» (40 человек) и 2 группа – «пограничные» (33 человека). В первую группу вошли респонденты, набравшие по тесту на интернет-зависимость не более 49 баллов, т.е. обычные пользователи интернета, которые в состоянии контролировать себя. Они проводят в интернете времени не более 2 часов в неделю. Во вторую группу исследования вошли респонденты, набравшие от 50 до 79 баллов, т.е. пользователи, у которых есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Что подразумеваем в данном случае под чрезмерностью пребывания в Интернете - это время более 12 часов в неделю, т.е. 2 и более часа в день. Во вторую группу попали подростки, которые проводят в Интернете более 4 часов в день. По сути две группы резко разделились по хронологическому признаку – до 2 часов , и от 4 часов. Зона 2 часа очень зыбкая поэтому всех, кто указал, что проводят времени в Интернете 2 часа мы отнесли в первую группу.

На втором этапе, мы использовали тест мини-сочинение «В чем для меня смысл жизни?» с целью изучения представлений о смысле жизни у испытуемых.

В результате проведенного анализа на втором этапе, были получены следующие данные, которые мы расположили по принципу убывания и математическая обработка данных позволила сказать, что значимые различия в представлениях о смысле жизни у подростков с разным уровнем инетрнет-зависимости, выявлены по следующим смысловым категориям: «образование», «работа», «карьера», «межличностные отношения, близкие и друзья», «материальные блага» и «разное». Следовательно, мы можем предположить, что для «здоровых» подростков смысл жизни заключается в получении образования и карьерном росте, чтобы в дальнейшем не испытывать материальных затруднений. В тоже время, для подростков с пограничной формой интернет-зависимости смысл жизни, в большей степени заключается в ценности межличностных отношений, в близких и друзьях.

На основании проведенного анализа на втором этапе исследования можно сказать о том, что такое смысл для двух групп наших респондентов.

1 группа – смысл жизни заключается в получении хорошего образования, высоко оплачиваемой работе, чтобы ни в чем не нуждаться, быть материально обеспеченным человеком. После карьерного роста завести семью, детей, обеспечить им хорошую жизнь, чтобы они ни в чем не нуждались. Быть нормальным человеком, достойно встретить старость, всего добившись в жизни.

Как видно в определении, построенном на основе смысловых конструктов сочинений, доминирует материальная составляющая жизни.

2 группа – смысл жизни в создании хорошей, крепкой, любящей семьи, в воспитании детей хорошими людьми, в помощи родным, близким людям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Смысл жизни во взаимопонимании с друзьями, в творчестве, самореализации, любви.

Как видно в определении, построенном на основе смысловых конструктов сочинений, доминирует эмоционально-личностная составляющая жизни.

В тесте Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», нами были использованы результаты по 3 шкалам: «Цели в жизни» (психологическое будущее), «Процесс жизни» (психологическое настоящее) и «Результативность жизни» (психологическое прошлое).

Нам было интересно посмотреть, каким образом подтверждается направленность респондентов, выявленная по результатам мини-сочинения, объективными результатами методики СЖО. Поскольку мы можем говорить о направленности в будущее респондентов 1 группы, и направленности на настоящее респондентов 2 группы, то мы и взяли только эти шкалы из методики СЖО, и мы провели статистическую обработку данных и помощью U-критерия Манна-Уитни.

«здоровые» подростки в большей степени ориентированы на будущее, в то время как, подростки с «пограничной» формой интернет-зависимости – на настоящее.

В целом можно констатировать то, что результаты методики СЖО подтвердили разницу в представлениях о смысле жизни подростков из двух экспериментальных групп.

Т.е., те дети, которые проводят в Интернете в социальных сетях 12 часов и более отличаются направленностью на сегодняшний день, на эмоционально-личностную сторону жизни и представляют смысл жизни в создании хорошей, крепкой, любящей семьи, в воспитании детей хорошими людьми, в помощи родным, близким людям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Смысл жизни во взаимопонимании с друзьями, в творчестве, самореализации, любви.

Подростки из группы респондентов, которые проводят в интернете, в социальных сетях, менее 2 часов, отличаются направленностью в будущее, в их жизни доминирует на настоящий момент прагматично-рациональный компонент, что можно объяснить определенными установками воспитания, доминантой материальной стороны жизни. Смысл жизни в их представлении на сегодняшний день это получение хорошего образования, высоко оплачиваемая работа, чтобы ни в чем не нуждаться, быть материально обеспеченным человеком. После карьерного роста завести семью, детей, обеспечить им хорошую жизнь, чтобы они ни в чем не нуждались. Быть нормальным человеком, достойно встретить старость, всего добившись в жизни.


sozdanie-terapevticheskih-metafor-krouli-r-f-60-terapevticheskie-metafori-dlya-detej-i-vnutrennego-rebenka-per.html
sozdanie-termoyadernogo-oruzhiya-v-sssr-vtoroj-etap-yadernoj-gonki-chast-6.html
sozdanie-testiruyushej-programmi.html
sozdanie-transgennih-produktov.html
sozdanie-viorolika-vo-flash.html
sozdavaya-emocionalnoe-predpriyatie-kniga-perevedena-bolee-chem-na-25-yazikov-mira-i-izdaetsya-v-25-stranah.html
  • writing.bystrickaya.ru/koroleva-margo-dyuma-aleksandr.html
  • institut.bystrickaya.ru/summa-nalozhennih-administrativnih-vziskanij-uroven-zhizni-i-zanyatost-naseleniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/27filial-gou-vpo-sgups-novosibirskij-tehnikum-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • crib.bystrickaya.ru/kaznipimunajgaz.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-hh-ioblastnih-pedagogicheskih-chtenij-vliyanie-prioritetnogo-nacionalnogo-proekta-obrazovanie-na-sovershenstvovanie-innovacionnoj-deyatelnosti-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-sahalinskoj-oblasti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tomska-biblioteka-severnaya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-uchet-operacij-s-denezhnimi-sredstvami-proizvodstvenno-kommercheskoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-politologii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-politologiya-pyataya-redakciya.html
  • student.bystrickaya.ru/332-konstantnoe-virazhenie-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline-osnovi-programmirovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fakulta-tivnogo-kursa-po-matematike-dlya-uchashihsya-5-7-klassov-matematika-dlya-lyuboznatelnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/paradoks-no-naskolko-shiroko-izvesten-etot-legendarnij-chelovek-v-polshe-nastolko-zhe-o-nem-malo-znayut-v-ukraine-hotya-zhizn-i-dazhe-smert-ego-tesno-svyazani-i-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dogovor-ob-okazanii-platnih-obrazovatelnih-uslug-v-sfere-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-organizacii-i-osushestvleniya-vneshnego-kontrolya-kachestva-raboti-chlenov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-i-soderzhanie-menedzhmenta.html
  • report.bystrickaya.ru/j-nein-das-ist-nicht-herr-heine-das-ist-herr-altmann-das-ist-er-st.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/usloviya-dejstvitelnosti-sdelki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-4-e-izdanie-stranica-21.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-tekushego-kontrolya-promezhutochnoj-attestacii-i-itogovogo-kontrolya-znanij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-1999-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolneniya-v-prognoznij-plan-privatizacii-municipalnogo-imushestva-reshenie-soveta-ot-29-iyunya-2011-g-xi-80-o.html
  • desk.bystrickaya.ru/pogloshenie-organizacij-pravovoj-buhgalterskij-i-nalogovij-aspekti-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii-stranica-22.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sledi-misli-okrililis-lyudi-borozdyat-sinevu-samoleti-nesut-li-dobrie-vesti-ili-panacei-ili-znaniya-ili-pomosh.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plenarnoe-zasedanie-10-sentyabrya-2010-goda-stenograficheskij-otchet-vserossijskoj-konferencii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-rekomendacii-dlya-imo-po-discipline-osnovi-pravovoj-ohrani-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-vologodskoj-oblasti-po-perehodu-na-federalnij-bazisnij-uchebnij-plan-2004-goda-regionalnij-bazisnij-uchebnij-plan-2005-goda-russkij-yazik-literatura.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ust-kut.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/agapitova-v-peterburge-za-odin-mesyac-poteryalis-5-detej-informacionnoe-agentstvo-rosbalt-04082011.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-vnutriorganizacionnaya-sistema-informacii-diplomnaya-rabota-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-personalom.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-federacii-ot-30-maya-2006-goda-o-byudzhetnoj-politike-v-2007-godu-federalnaya-celevaya-programma-modernizaciya-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postroenie-i-chtenie-grafikov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obsheprofessionalnie-disciplini-perechen-uchebnih-izdanij-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-realizuyushih-obrazovatelnie.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-sluzhba-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/auil-sharuashilii-daildarin-oralan-topirata-dep-siru-shiindarini-nin-subsidiyalau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.