Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью
.RU

Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью




Азарова Е.А. - кандидат психологических наук, доцент РГПИ ЮФУ

Татарова М.Н. - руководитель клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная»


Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

Актуальность исследования обусловила выбор темы дипломного исследования: «Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью»».

Объект исследования – подростки 13-14 лет в количестве 73 человек

Предмет исследования – особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

^ Цель исследования – изучение особенностей представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью

Гипотеза исследования: особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью будут отличаться от представлений о смысле жизни подростков, не страдающих таковой.

На основании объекта и предмета, исходя, из цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

^ Теоретико-методологической основой исследования являются:

-психологические, педагогические, философские, социологические, богословские теории и концепции, отражающие основные подходы к понятию, содержанию и сущности смысла жизни (Л.И.Божович, Н.А.Бердяев, Л.Карсавин, Д.А.Леонтьев, В.Соловьев, Е.Трубецкой, В. Франкл, Э.Фромм). Концепции возрастного развития человека (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, М.В. Гамезо, К. Левин).

-Теория социальных представлений С. Московиси и зарубежные работы, выполненные в русле данной теории (Ж.Абрик, В.Дуаз, Д.Жоделе);

- Работы отечественных ученых, выполненные в русле теории социальных представлений, (К.А. Абульханова-Славская, Т.П. Емельянова, А.И. Донцов, Г.М. Андреева, Т.В.Бобрышева, О.А.Гулевич, Н.В.Долгова, А.В.Овруцкий, Л.А.Паутова, И.Г.Сизова и др).

- разработки в области контентанализа в русле работ Г.Лассуэлла, Б.Берельсона, Ч.Осгуда, а также труды отечественных исследователей, в частности Е.А.Таршиса , Аверьянова др.

- исследования феномена зависимости в области психологии, психиатрии, психотерапии, социологии, криминологии, права, педагогики (И. Ильин, Ю.Антонян, С.Ениколопов, К.Зорин, Е.Айвазова, В.Д. Менднлнвич, К.Янг, Егоров А.Ю, и др.).

-теории аддиктивного поведения, изложенные в трудах Б.С. Братуся, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Н.П. Фетискина;

-труды современных авторов, исследующих формирование медиакультуры (Д.Е. Григорова, Е.С. Полат, А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, И.Ф. Сибгатуллина);

-психологические концепции онтогенетических особенностей подросткового возраста (Кон И.С., Дубровина И.В., Мухина В.С. и др.)

^ Методы исследования: теоретический анализ и синтез психологических, педагогических, философских, социологических, богословских теорий и концепций, отражающих основные подходы к понятию, содержанию и сущности смысла жизни. Монографическое изучение, сравнительный анализ, интерпретация; метод опроса с помощью тестирования, контентанализ; математическая обработка осуществлялась с помощью компьютерной программы статистической обработки данных SPSS 13.0 (описательная статистика, позво­ляющая охарактеризовать и воспроизве­сти в виде таблиц и рисунков дан­ные эмпирического исследования; U-критерий Манна – Уитни, хи-квадрат).

Методический инструментарий исследования:

  1. Тест К. Янг (перевод В.А. Лоскутовой)

  2. Методика мини-сочинение «В чем для меня смысл жизни?».

  3. Методика СЖО Д.А.Леонтьева

База исследования. Исследование проводилось на базе Дома творчества. В исследовании приняли участие подростки (13-14 лет) в количестве 73 человек.

^ Теоретическая значимость и научная новизна исследования: изучение особенностей смысла жизни у интернет-зависимых подростков.

Практическая значимость. Результаты, полученные в процессе исследования, могут использоваться при проведении лекционных и практических занятий в рамках общей психологии и психологии личности в образовательных учреждениях, в качестве материала-ориентира при составлении методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов, для проведения семинаров, бесед, собраний с родителями и учителями в средних образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

^ Апробация результатов исследования:

  1. Подготовка и проведение лекционного занятия на факультете лингвистики и словесности, отделение иностранных языков (1 курс), на тему: «Формирование личности и проблема смысла жизни»

  2. Размещение результатов исследования в «Педагогической гостиной» Марины Татаровой на сайте ЮФУ/

На этапе теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы изучили на основе интегративного подхода понятие смысла жизни, аддикции, в частности интернет-аддикции, особенности подросткового возраста и причин и условий возникновения интернет-зависимости в подростковом возрасте, что позволило нам создать теоретико-методологическую базу дальнейшего эмпирического исследования.

Далее на первом этапе эмпирического исследования мы на основании данных, полученных по результатам данной методики - теста К.Янг (в адаптации Лоскутовой В.) все респонденты были условно разделены на 2 основные группы исследования: 1 группа – «здоровые» (40 человек) и 2 группа – «пограничные» (33 человека). В первую группу вошли респонденты, набравшие по тесту на интернет-зависимость не более 49 баллов, т.е. обычные пользователи интернета, которые в состоянии контролировать себя. Они проводят в интернете времени не более 2 часов в неделю. Во вторую группу исследования вошли респонденты, набравшие от 50 до 79 баллов, т.е. пользователи, у которых есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Что подразумеваем в данном случае под чрезмерностью пребывания в Интернете - это время более 12 часов в неделю, т.е. 2 и более часа в день. Во вторую группу попали подростки, которые проводят в Интернете более 4 часов в день. По сути две группы резко разделились по хронологическому признаку – до 2 часов , и от 4 часов. Зона 2 часа очень зыбкая поэтому всех, кто указал, что проводят времени в Интернете 2 часа мы отнесли в первую группу.

На втором этапе, мы использовали тест мини-сочинение «В чем для меня смысл жизни?» с целью изучения представлений о смысле жизни у испытуемых.

В результате проведенного анализа на втором этапе, были получены следующие данные, которые мы расположили по принципу убывания и математическая обработка данных позволила сказать, что значимые различия в представлениях о смысле жизни у подростков с разным уровнем инетрнет-зависимости, выявлены по следующим смысловым категориям: «образование», «работа», «карьера», «межличностные отношения, близкие и друзья», «материальные блага» и «разное». Следовательно, мы можем предположить, что для «здоровых» подростков смысл жизни заключается в получении образования и карьерном росте, чтобы в дальнейшем не испытывать материальных затруднений. В тоже время, для подростков с пограничной формой интернет-зависимости смысл жизни, в большей степени заключается в ценности межличностных отношений, в близких и друзьях.

На основании проведенного анализа на втором этапе исследования можно сказать о том, что такое смысл для двух групп наших респондентов.

1 группа – смысл жизни заключается в получении хорошего образования, высоко оплачиваемой работе, чтобы ни в чем не нуждаться, быть материально обеспеченным человеком. После карьерного роста завести семью, детей, обеспечить им хорошую жизнь, чтобы они ни в чем не нуждались. Быть нормальным человеком, достойно встретить старость, всего добившись в жизни.

Как видно в определении, построенном на основе смысловых конструктов сочинений, доминирует материальная составляющая жизни.

2 группа – смысл жизни в создании хорошей, крепкой, любящей семьи, в воспитании детей хорошими людьми, в помощи родным, близким людям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Смысл жизни во взаимопонимании с друзьями, в творчестве, самореализации, любви.

Как видно в определении, построенном на основе смысловых конструктов сочинений, доминирует эмоционально-личностная составляющая жизни.

В тесте Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», нами были использованы результаты по 3 шкалам: «Цели в жизни» (психологическое будущее), «Процесс жизни» (психологическое настоящее) и «Результативность жизни» (психологическое прошлое).

Нам было интересно посмотреть, каким образом подтверждается направленность респондентов, выявленная по результатам мини-сочинения, объективными результатами методики СЖО. Поскольку мы можем говорить о направленности в будущее респондентов 1 группы, и направленности на настоящее респондентов 2 группы, то мы и взяли только эти шкалы из методики СЖО, и мы провели статистическую обработку данных и помощью U-критерия Манна-Уитни.

«здоровые» подростки в большей степени ориентированы на будущее, в то время как, подростки с «пограничной» формой интернет-зависимости – на настоящее.

В целом можно констатировать то, что результаты методики СЖО подтвердили разницу в представлениях о смысле жизни подростков из двух экспериментальных групп.

Т.е., те дети, которые проводят в Интернете в социальных сетях 12 часов и более отличаются направленностью на сегодняшний день, на эмоционально-личностную сторону жизни и представляют смысл жизни в создании хорошей, крепкой, любящей семьи, в воспитании детей хорошими людьми, в помощи родным, близким людям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Смысл жизни во взаимопонимании с друзьями, в творчестве, самореализации, любви.

Подростки из группы респондентов, которые проводят в интернете, в социальных сетях, менее 2 часов, отличаются направленностью в будущее, в их жизни доминирует на настоящий момент прагматично-рациональный компонент, что можно объяснить определенными установками воспитания, доминантой материальной стороны жизни. Смысл жизни в их представлении на сегодняшний день это получение хорошего образования, высоко оплачиваемая работа, чтобы ни в чем не нуждаться, быть материально обеспеченным человеком. После карьерного роста завести семью, детей, обеспечить им хорошую жизнь, чтобы они ни в чем не нуждались. Быть нормальным человеком, достойно встретить старость, всего добившись в жизни.


sozdanie-terapevticheskih-metafor-krouli-r-f-60-terapevticheskie-metafori-dlya-detej-i-vnutrennego-rebenka-per.html
sozdanie-termoyadernogo-oruzhiya-v-sssr-vtoroj-etap-yadernoj-gonki-chast-6.html
sozdanie-testiruyushej-programmi.html
sozdanie-transgennih-produktov.html
sozdanie-viorolika-vo-flash.html
sozdavaya-emocionalnoe-predpriyatie-kniga-perevedena-bolee-chem-na-25-yazikov-mira-i-izdaetsya-v-25-stranah.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-23-tema-2-effektivnost-avtomatizirovannih-informacionnih-sistem.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-i-liderstvo-v-strukturah-upravleniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-vklyuchaet-sleduyushie-razdeli-poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-vampiri-i-nasledstvo-krovi.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki-ot-14noyabrya-2007-g-287.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-otchet-50-str.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-pn-farmakognoziya-negzder-pn-kodi-mamandi-051103.html
  • lecture.bystrickaya.ru/abadzhidi-mariya-andreevna-oralnij-gomeostaz-u-detej-s-bronhialnoj-astmoj-14-00-09-04200514593-stranica-50.html
  • klass.bystrickaya.ru/67-oj-godovshini-pobedi-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-godov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tretya-chast-velikogo-shzhizneknizhiya-roman-mnogokratora-stranica-22.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prestupleniya-v-sfere-gradostroitelnoj-deyatelnosti-nizhnij-novgorod-2006.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-pravilno-napisat-svoyu-familiyu-i-imya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-menedzhmenta-dlya-napravleniya-080700-62-biznes-informatika-podgotovki-bakalavra-avtor-k-s-n-docent-slabov-s-s.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-russkaya-geraldika-avtori-proekta-kurbatov-aleksej-9-kl.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/14-strategiya-ekonomicheskogo-razvitiya-kraya-obespechenie-prav-zhitelej-kraya-v-ekonomicheskoj-sfere.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-roznichnogo-tovarooborota-planirovanie-prognoz-prodazh-po-predpriyatiyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-soveta-narodnih-deputatov.html
  • klass.bystrickaya.ru/adaptacya-svtovogo-dosvdu-do-umov-dyalnost-fnansovih-poserednikv-ukrani-v-aspekt-dyalnost-nvesticjnih-fondv-chast-19.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-rekomenduetsya-po-specialnosti-060101lechebnoe-delo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-v-ivanova-pod-redakciej-professora-v-g-agakova-pechataetsya-po-resheniyu-uchenogo-soveta-chuvashskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-i-n-ulyanova-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opdv00-diplomirovannogo-specialista.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-mironov-uhodyashij-2009-god-bil-znakovim-dlya-rossii-proverkoj-na-prochnost-vsej-sistemi-vlasti-v-strane-25-dekabrya-2009.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-v-m-behtereva-kollektivnaya-refleksologiya-dannie-eksperimenta-v-oblasti-kollektivnoj-refleksologii-kommentarii-i-primechaniya-socialno-psihologicheskaya-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pri-chtenii-instrukcii-obratite-vnimanie-na-razdeli-i-podrazdeli.html
  • exam.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizacii.html
  • control.bystrickaya.ru/cerkov-v-rannee-srednevekove.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-kulturno-massovoj-raboti-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lyudochka-viktor-astafev-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-vneshnego-auditora-ob-ocenke-proekta-stroitelstva-novogo-administrativnogo-zdaniya-stranica-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/kompleksnijplan-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nekotorie-aspekti-pravovoj-statistiki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poznavateln-i-e-teleperedachi-na-11-12-1009-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhregionalnie-statisticheskie-svyazi-iniciativnie-raboti-territorialnih-organov-rosstata-dlya-polzovatelej-informacii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhitie-svyatoj-pravednoj-marfi1-zhitiya-svyatih-tom-7-iyul.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchitelej-inostrannogo-yazika-nekotorie-osobennosti-vospriyatiya-inostrannoj-rechi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.