.RU

Особенности композиционного построения романа Герой нашего времени

Особенности композиционного построения романа «Герой нашего времени»

Автор: Лермонтов М.Ю.

В творчестве Лермонтова роман «Герой нашего времени» занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе.

Зрелость, глубина и художественное совершенство первых произведений Лермонтова поражали современников, которым уже был известен блистательный Пушкин. Однако мало кто знал, что этому триумфальному вхождению Лермонтова в литературу предшествовали годы настойчивого самообразования, целеустремленной подготовки и глубоко осознанного отношения к действительности. Позднее многие исследователи ставили в пример лермонтовскую точность, принципиальность и цельность творчества.

Относительно «Героя нашего времени» сам автор сказал следующее: «Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается». Более того, раскрытию основной идеи романа у Лермонтова служит не только содержание, но даже и форма самого произведения.

Главная идея, которой Лермонтов подчинил содержание и форму произведения, касается проблемы личности, незаурядного человека, с его достоинствами и пороками в современном обществе. В предисловии к роману Лермонтов написал: «Ему (автору) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

В целом отдельные самостоятельные повести и новеллы («Бэла», «Максим Мак-симыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), из которых и состоит роман, описывают жизнь главного героя—Печорина. И основной вопрос, который возник у критиков, —зачем Лермонтову понадобилось нарушать хронологию и менять стиль повествования, вверяя его или главному герою, или другим персонажам, а иногда и выражая собственную авторскую позицию.

В произведении условно можно выделить две части. Первая -повествование о главном герое — Печорине — устами второстепенных персонажей, таких как Максим Максимыч, странствующий офицер, где в большей степени преобладает изображение поступков главного героя, сопутствующих событий, особенностей исторического времени. Вторая — исповедальное самораскрытие героя, где художник устами главного героя размышляет о человеческой духовности, психологии. Такой прием, по мнению критики, действительно позволяет более глубоко раскрыть характеры героев, особенности времени, показать главные внутренние противоречия. Один из исследователей, рассуждая о своеобразии композиции этого произведения, писал: «Роман дает нам сначала услышать о герое («Бэла»), потом посмотреть на него («Максим Максимыч»), потом раскрывает перед нами его дневник. Но это вопреки хронологии».

В данном случае хронологически не связанные между собой эпизоды из жизни главного героя—Печорина—позволяют автору подчеркнуть и «несвязанность» жизни самого героя: отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цепи. Вся жизнь Печорина проходит на перепутьях, от одного события, серьезного переживания к другому. «Разорванные» в едином повествовании отдельные рассказы романа выстроены автором так, чтобы характер Печорина постепенно углублялся. Лермонтов еще в начале произведения сказал, что его главный персонаж — это портрет современника, составленный из «пороков всего нашего поколения». Поэтому автор предчувствовал и понимал трагическую безвыходность в судьбе Печорина, но и одновременно, как представитель того же поколения, знал о потенциале и достоинствах своих современников. А неординарная композиция романа позволила Лермонтову показать эту перспективу, как будто передать будущим соотечественникам искру надежды.

А именно — в первой условной части романа, где перед нами предстает герой в оценках и мнениях других персонажей («Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловие» к «Журналу»), писателем акцентируется движение Печорина к духовной и физической смерти, он практически не вызывает у читателей сочувствия и сопереживания. А во второй части, следующих трех рассказах («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), наоборот, Печорин окрылен зовущей романтикой борьбы, любви к жизни и справедливости и потому создает перед читателями уже сложный и неоднозначный образ.

Благодаря такой композиции трагическая судьба героя, его сложный характер обретают в финале романа просветленные черты, когда Печорин в «Фаталисте» (по хронологии этот рассказ должен быть третьим) пытается решить главный вопрос - о назначении человека в жизни, судьбу которого определяет божественная или собственная воля. В итоге у читателей остается впечатление драматизма человеческой судьбы, в которой всегда присутствует борьба, взлеты и падения людей.


soobsheniya-o-narushenii-prav-soderzhashihsya-v-sledstvennih-izolyatorah-doklad-o-deyatelnosti.html
sootnoshenie-esteticheskoj-i-hudozhestvennoj-deyatelnosti.html
sootnoshenie-mezhdunarodnogo-i-vnutrigosudarstvennogo-prava.html
sootnoshenie-prestupleniya-i-administrativnogo-pravonarusheniya-chast-3.html
sootnoshenie-socialnogo-i-biologicheskogo-v-lichnosti-prestupnika.html
sootvetstvie-gost-r-iso-9001-2001-i-gost-r-iso-14001-98-planirovanie-9-5-otvetstvennost-polnomochiya-i-obmen-informaciej.html
  • writing.bystrickaya.ru/hochesh-znat-kem-ti-bil-v-proshloj-zhizni-lomaesh-golovu-nad-ocherednim-snom-interesno-uznat-est-li-zhizn-posle-smerti-togda-chitaj-vtoruyu-knigu-mihaila-radu-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-literaturnie-tropinki-tambovshini.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-i.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/oskar-uajld-ksp.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-nachinayutsya-133.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kostyumchik-ot-imperatora-moskovskij-komsomolec-himich-oksana-07102005-188-str-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-soderzhit-kratkij-perechen-osnovnih-voprosov-dlya-podgotovki-k-seminarskim-zanyatiyam-po-vsem-temam-kursa-osnovnie-termini-i-ponyatiya-voprosi-i-zadaniya-dlya-samoproverki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-obosnovaniya-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-kontraktadogovora-na-zakupku-tovarov-rabot-i-uslug-poryadok-sostavleniya-tehnicheskogo-zadaniya-na-zakupku-tovarov-rabot-i-uslug-seminar-projdet.html
  • school.bystrickaya.ru/2-organizacionno-ekonomicheskaya-harakteristika-riboloveckoj-korporacii-udil-i-analiz-organizacii-oplati-truda-na-rpz-habarovsk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskie-sajti-sajti-po-psihologii-literatura-po-psihologii-ukraina.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amurskoe-bassejnovoe-vodnoe-upravlenie-federalnogo-agentstva-vodnih-resursov-amurskoe-bvu-sovmestno-s-administraciyami-ternejskogo-municipalnogo-rajona-dal.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yurij-nikitin-giperborej-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antologiya-sekretnaya-istoriya-vampirov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/matematika-metodicheskie-materiali-45-inostrannij-yazik-47-literatura.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-dogovora-stroitelnogo-podryada-chast-20.html
  • lesson.bystrickaya.ru/marketing-v-nekommercheskoj-sfere-teoreticheskij-aspekt-chast-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzherom-d-selindzher-nad-propastyu-vo-rzhi-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-26052006-garin-petr-1200-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-maya-2006-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-sozdanie-totalitarnogo-rezhima-gitlera-kontrolnie-raboti-po-vseobshej-istorii.html
  • desk.bystrickaya.ru/oua-tsushlerge-arnalan-aparat.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-rechi-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-bil-li-v-sssr-socializm-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rostovskij-stroitelnij-koncern-postroit-v-yufo-dva-zhilih-kompleksa-stoimostyu-v-135-mln.html
  • books.bystrickaya.ru/delovie-bumagi-na-russkom-yazike-programma-elektivnogo-kursa-teoriya-i-praktika-napisaniya-sochinenij-v-netradicionnom-zhanre.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchet-realizacii-tovarov-v-torgovle.html
  • school.bystrickaya.ru/kommunikativnaya-politika-firmi-chast-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-7--budushee-holodilnoj-tehniki-tehnicheskaya-ekspluataciya-oborudovaniya-v-torgovle-i-obshestvennom-pitanii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/73dogovor-zajma-1rimskoe-publichnoe-i-chastnoe-pravo-ponyatie-i-harakternie-cherti.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-po-kulturologii-po-teme-zarozhdenie-pismennosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravovoj-status-inostrannih-investicij-v-rossii-chast-5.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkoj-literature-dlya-9-klassa-uchitelnici-pervoj-kvalifikacionnoj-kategorii-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-i-otrabotka-oruzhiya-klassa-e-a-fedosov-polveka-v-aviacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-gershtejn-po-tu-storonu-nlo-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-voennoj-sili-v-mezhdunarodnih-otnosheniyah-na-kaspijskom-more-v-period-1918-2007-gg-07-00-03-vseobshaya-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-iv-sbalansirovannost-byudzhetov-byudzhetnij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.