.RU

Особенности готики Франции

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).


sociokulturovedcheskij-aspekt-v-obuchenii-anglijskomu-yaziku-v-starshih-klassah-shkol-s-uglublennim-izucheniem-anglijskogo-yazika.html
sociologicheskoe-issledovanie-obraz-horoshego-nachalnika.html
sociologiya-1-obshaya-harakteristika-specialnosti-032000-specialnaya-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
sociologiya-i-politologiya.html
sociologiya-kak-nauka-opredelenie-subekt-obekt-predmet-funkcii.html
sociologiya-lekciya-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-amerikanskogo-avtora-t-klifford-rasskazivaet-o-tom-chto-v-razlichnih-kulturah-imenovalos-boleznyami-d.html
  • control.bystrickaya.ru/e-elektronnij-monitoring-kak-alternativnaya-zaderzhaniyu-i-soderzhaniyu-pod-strazhej-mera.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trudovaya-migraciya-v-zhiznennih-istoriyah-kontekst-socialnoj-integracii.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu-060109-sestrinskoe-delo-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/mama-papa-ya-sestra-nasha-druzhnaya-semya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchenie-kotoroe-po-zamislu-duhovnoj-ierarhii-dolzhno-predshestvovat-novomu-veku-i-obuslovit-ego-razdeleno-na-tri-stadii-stranica-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-769-101-vopros-290-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-7-uchet-finansovih-vlozhenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-slushatelej-centra-povisheniya-kvalifikacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nazvanie-izdatelstvo-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-russkomu-yaziku-v-4-b-klasse-tema-opredelenie-spryazheniya-glagolov-s-bezudarnimi-lichnimi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennaya-apparatura-i-metodi-issledovaniya-biologicheskih-sistem.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-frazovie-glagoli-v-anglijskom-yazike-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-200910-uchebnij-god-voronezh-2009.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etapi-introdukcii-drevesno-kustarnikovih-rastenij-v-dendrofloru-odessi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-071201-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost-rekomendovano-kafedroj.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-2011-goda-luchshih-studentov-universitetov-rossii-gotovyashih-specialistov-v-oblasti-metalloobrabativayushego-oborudovaniya-i-tehnologij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-osnovnih-razdelov-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezhim-raboti-liceya-publichnij-doklad-ob-osnovnih-rezultatah-raboti-mbou-licej-2-centralnogo-rajona-g-barnaula.html
  • testyi.bystrickaya.ru/49-socialnaya-situaciya-kak-spektakl-obshaya-redakciya-v-v-kozlovskogo-v-i-ilin-dramaturgiya-kachestvennogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-god-s-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-p-grabovskij-plutonievaya-zona-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/mchs-preduprezhdaet-gazeta-kurs-n-25032011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-28-marta-2011-g.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iii-j-respublikanskoj-nauchno-issledovatelskoj-konferencii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/audit-ucheta-osnovnih-sredstv-stranica-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-kurs-raboti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1otchet-o-rabote-moskovskogo-otdeleniya-rodvk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-svedeniya-polozhenie-ob-obshestvennoj-palate-polozhenie-ob-ulichnih-komitetah-polozhenie-o-molodezhnom.html
  • reading.bystrickaya.ru/knyaginya-monako-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kraevih-detskih-sorevnovanij-po-gornolizhnomu-sportu-ozornie-povoroti-2012.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretij-etap-severnij-kavkaz-v-xiii-xv-vekah-problemi-politicheskoj-istorii-i-etnokulturnogo-vzaimovozdejstviya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologiya-avtomatizaciya-litejnih-processov-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-nauchno-pedagogicheskaya-deyatelnost-gomel-uo-ggu-im-f-skorini-2009-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/perspektivnoe-planirovanie-uchebno-vospitatelnogo-processa-na-god-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-18.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-politicheskoe-razvitie-stran-afro-aziatskogo-regiona-v-novejshee-vremya-dlya-dnevnogo-otdeleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionno-bibliograficheskij-byulleten-izdanij-na-cd-rom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-teme-welcome-to-disneyland.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.