Особенности готики Франции
.RU

Особенности готики Франции

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).


sociokulturovedcheskij-aspekt-v-obuchenii-anglijskomu-yaziku-v-starshih-klassah-shkol-s-uglublennim-izucheniem-anglijskogo-yazika.html
sociologicheskoe-issledovanie-obraz-horoshego-nachalnika.html
sociologiya-1-obshaya-harakteristika-specialnosti-032000-specialnaya-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
sociologiya-i-politologiya.html
sociologiya-kak-nauka-opredelenie-subekt-obekt-predmet-funkcii.html
sociologiya-lekciya-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-instrumentovedenie-cikla-sd-f-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sudohodnie-gidrotehnicheskie-sooruzheniya-itogi-v-cifrah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svod-pravil-stroitelstvo-v-sejsmicheskih-rajonah-stranica-13.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasskaz-prodavca-indulgencij-zdes-nachinaetsya-rasskaz-prodavca-indulgencij-rasskazi-ocr-busya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-poslevuzovskoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-specialnost-040122-03-geriatriya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-konferencii-innovacionno-e-razvitie-realnogo-sektora-ekonomiki.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-ob-itogah-realizacii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-dzerzhinska-na-2004-2008-godi-soderzhanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-31-obshie-polozheniya-po-veshevomu-obespecheniyu-podrazdelenij-uis-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/fisher-k-istoriya-novoj-filosofii-vvedenie-v-istoriyu-novoj-filosofii-frensis-bekon-verluamskij-stranica-12.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-volfram-i-ego-primenenie.html
  • report.bystrickaya.ru/gribnoe-menyu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-po-literature-dlya-obsheobrazovatelnoj-shkoli-sozdana-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-programmi-literatura.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-a-abdullaeva-ob-itogah-raboti-upravleniya-ekonomiki-i-finansov-v-2010-godu-i-prioritetnih-zadachah-na-2011-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-srs-i-srsp-metodicheskoe-obespechenie-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-lyubov-silnee-smerti-i-straha-smerti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pod-pesnyu-vecher-shkolnih-druzej-poet-yana-zubkova.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditel-shkoli-sociologicheskij-portret-prikaz-9-5-maya-2008-9-216n-9-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-zagadochnie-istoki-pervobitnoe-i-primitivnoe-iskusstvo-drevnyaya-amerika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ix-uproshennaya-sistema-nalogooblozheniya-ucheta-i-otchetnosti-iii-licenziya-na-osushestvlenie-otdelnih-vidov-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-m2-rukovodstvo-po-ekspluatacii-m2-soderzhanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-n-asochakova.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-vestnik-soveta-i-administracii-municipalnogo-rajona-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sostavleni-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom-i-programmoj-po-discipline-istoriya-i-metodologiya-biologii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhertv-novogo-zemletryaseniya-v-tuve-ne-zaregistrirovano-proveryayutsya-obekti-zhizneobespecheniya-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-26022012.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-itogi-finansovogo-sostoyaniya-za-2005-god-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-alfa-bank-bashkortostan.html
  • learn.bystrickaya.ru/fetisovoj-olgi-vladimirovni-kurchenkov-vladimir-viktorovich.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-na-proverku-usvoeniya-materiala-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-strategicheskij-menedzhment-naimenovanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommercheskaya-deyatelnost-na-rinke-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-f-proceduri-dlya-apellyacij-i-zaprosov-mezhdunarodnaya-parusnaya-federaciya-isaf.html
  • holiday.bystrickaya.ru/multimedia-posobie-istoriya-rossii-v-dokumentah-soderzhanie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-upravleniya-zdravoohraneniya-r-u-ahmetova-o-realizacii-prioritetnogo-nacionalnogo-proekta-zdorove.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnoe-osvoenie-shtokmanovskogo-gazokondensatnogo-mestorozhdeniya-faza-1-predstavlennoj-kompaniej-shtokman-development-ag-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/3-nacionalnaya-ideya-rol-gosudarstvennogo-upravleniya-v-formirovanii-i-vnedrenii-nacionalnoj-politiki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/specifikacii-funkcionalnih-i-drugih-trebovanij-polzovatelya-informacionnoj-sistemi-upravleniya-gosudarstvennimi-finansami-isugf-stranica-22.html
  • shkola.bystrickaya.ru/solenaya-riba.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.