.RU

Особенности готики Франции

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).


sociokulturovedcheskij-aspekt-v-obuchenii-anglijskomu-yaziku-v-starshih-klassah-shkol-s-uglublennim-izucheniem-anglijskogo-yazika.html
sociologicheskoe-issledovanie-obraz-horoshego-nachalnika.html
sociologiya-1-obshaya-harakteristika-specialnosti-032000-specialnaya-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
sociologiya-i-politologiya.html
sociologiya-kak-nauka-opredelenie-subekt-obekt-predmet-funkcii.html
sociologiya-lekciya-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teleportaciya-proishozhdenie-i-zachatie-9.html
  • education.bystrickaya.ru/4-e-zanyatie-vozvrati-sebe-molodost-bazovij-kurs-sistemi-m-norbekova-soderzhanie-vmesto-vstupleniya-chast-i.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-6-stranica-17.html
  • institute.bystrickaya.ru/gidrodvigatel-vnutrennego-sgoraniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/30-isaak-angel-volochit-andronika-za-zheleznuyu-cep-na-shee-kniga-car-slavyan.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/personalnaya-prodazha-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketing.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4sostav-kratkuyu-zapis-zadachi-zapolniv-tablicu-reshi-zadachu-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
  • writing.bystrickaya.ru/darginci.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispitatelnij-srok-i-oformlenie-priema-na-rabotu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-sotrudnikov-informacionno-izdatelskogo-otdela-prepodavatelej-bijsk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-kachestva-funkcionirovaniya-informacionnih-sistem-organizacionnoj-sferi-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-psihologiya-raboti-s-personalom-yuridicheskih-organov-prikladnaya-yuridicheskaya-psihologiya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valyutnoe-regulirovanie-na-ukraine-chast-4.html
  • education.bystrickaya.ru/4-dannie-o-gosudarstvennoj-registracii-stranica-52.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-filosofiya-paskalya-bernard-verber-tanatonavti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dlya-pomoshi-moskvicham-moskovskaya-pravda-23102008-230-str-3-prilozhe-radio-rsn-novosti-22-10-2008-shestakova-anna-12-00-9.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predvaritelnoe-raspredelenie-vipusknikov-2011-goda-11-klass-publichnij-doklad.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalnij-kurs-geografii-6-klass-1-disk-obuchenie-raboti-s-internet-versiya-0-1-disk.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proizvodstvo-vafel.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemi-obrazovaniya-goroda-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-200-g-umk-uchebno-metodicheskij-kompleks-na-2008-2009-uchebnij-god-ubu-ukomplektovannosti-biblioteki-uchebnikami-1-klass-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-filial-banka-vneshnej-torgovli-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-oao-vneshtorgbank-v-g-permi.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-pereseleniya-saratov-obshaya-harakteristika-territorii-vseleniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/preimushestva-ne-bankovskogo-finansirovaniya-dlya-predpriyatij-ukraini.html
  • crib.bystrickaya.ru/gumanizm-v-italyanskom-vozrozhdenii-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-prikladnoj-informatiki-v-ekonomike-programma-itogovoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-prepodavatelej-i.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-sostoit.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-tendenciyah-demograficheskogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-xxx-ix-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-vlgu-sekciya-sociologii.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-massovogo-chitatelya-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/klasterd-basti-erekshelg.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskie-rekomendacii-rannee-hristianstvo-kulturologiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-en-01-informatika-po-specialnosti-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-31-02-01-lechebnoe-delo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-problemi-rassmatrivaemie-v-upanishadah-literatura-glava-tretya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-060200-ekonomika-truda-kvalifikaciya-ekonomist-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.