.RU

Основные философские вопросы современной физики

I Введение.

II Предмет физики.

1. Основные открытия в физике на рубеже XIX-XX столетий.

2. Основные философские вопросы современной физики:

а) неисчерпаемость и бесконечность материи;

б) движение: абсолютность и относительность;

в) вопрос об объективной реальности в квантовой физике;

г) проблема причинности;

д) философские размышления о пространстве и времени с

точки зрения относительности; о непрерывном и

дискретном пространстве и времени.

3. Неразрешенные вопросы физики.

III Заключение.

Введение.

Наши дни - время преобразований, время выдающихся достижений науки и техники. Особенности развития современной науки влияют на структуру и характер научного познания. Именно они составляют исторически определенные границы, обусловливающие специфику познавательного процесса. Более того, научные знания о природе имеют существенное значение и для философского осмысления окружающего мира. То обстоятельство, что физика по сравнению с другими естественными науками ( например, химией или биологией ) занимается относительно более общими явлениями окружающего материального мира, в известной степени определяет ее более непосредственную, нежели у других естественных наук, связь с философией.

Физику всегда приходится решать разнообразные онтологические и гносеологические вопросы, и поэтому он вынужден обращаться к философии. М. Борн писал: "... Физика на каждом шагу встречается с логическими и гносеологическими трудностями ... каждая фаза естественнонаучного познания находится в тесном взаимодействии с философской системой своего времени: естествознание доставляет факты наблюдения, а философия - методы мышления."

Физики при разработке современных теорий критически переосмысливают накопленные в прошлом знания. Новое знание как бы отрицает предшествовавшие, но отрицает диалектически, сохраняя момент абсолютной истины. Философские идеи, как об этом убедительно свидетельствует история, играют чрезвычайно важную роль в процессе становления физических теорий; без преувеличения можно сказать, что без философского обоснования физическая теория не может сформироваться.

Основные открытия в физике на рубеже XIX-XX столетий.

Физика - комплекс научных дисциплин, изучающих общие свойства структуры взаимодействия и движения материи.

Физику ( в соответствии с этими задачами ) весьма условно можно подразделить на 3 большие области: структурную физику, физику взаимодействий и физику движения.

Науки, образующие структурную физику, довольно четко различаются по изучаемым объектам, которыми могут быть как элементы структуры вещества ( элементарные частицы, атомы, молекулы ), так и более сложные образования ( плазма, кристаллы, звезды и т. д. ).

Физика взаимодействий, основанная на представлении о поле, как материальном носителе взаимодействия, делится на 4 отдела ( сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное ).

Физика движения ( механика ) включает в себя классическую ( Ньютоновскую ) механику, релятивистскую ( Энштейновскую ) механику, нерелятивистскую квантовую механику и релятивистскую квантовую механику.

Уже в глубокой древности возникли зачатки знаний, впоследствии вошедшие в состав физики и связанные с простейшими представлениями о длине, тяжести, движении, равновесии и т. д. В недрах греческой натурфилософии сформулировались зародыши всех трех частей физики, однако на первом плане стояла физика движения, понимаемая,как изменение вообще. Взаимодействие отдельных вещей трактовалось наивно-антропоцентрически ( например, мнение об одушевленности магнита у Фалеса ). Подобное рассмотрение проблем, связанных с анализом движения как перемещения в пространстве, впервые было осуществлено в знаменитых апориях Зенона Элейского. В связи с обсуждением структуры первоначал зарождаются и конкурируют концепции непрерывной делимости до бесконечности ( Анаксагор ) и дискретности существования неделимых элементов ( атомисты ). В этих концепциях закладывается понятийный базис будущей структурной физики.

В связи с задачами анализа простейшей формы движения ( изменения по месту ) возникают попытки уточнения понятий "движение", "покой", "место", "время". Результаты, полученные на этом пути, образуют основу понятийного аппарата будущей физики движения - механики. При сохранении антропоморфных тенденций у атомистов четко намечается понимание взаимодействия как непосредственного столкновения основных первоначал - атомов. Полученные умозрительным путем достижения греческой натурфилософии вплоть до XVI в. служили единственными средствами построения картины мира в науке.

Превращение физики в самостоятельную науку обычно связывается с именем Галилея. Основной задачей физики он считал эмпирическое установление количественных связей между характеристиками явлений и выражение этих связей в математической форме с целью дальнейшего исследования их математическими средствами, в роли которых выступали геометрические чертежи и арифметическое учение о пропорциях. Использование этих средств регулировалось сформулированными им основными принципами и законами ( принцип относительности, принцип независимости действия сил, закон равноускоренного движения и др. ).

Достижения Галилея и его современников в области физики движения ( Кеплер, Декарт, Гюйгенс ) подготовили почву для работ Ньютона, преступившего к оформлению целостного предмета механики в систему понятий. Продолжая методологическую ориентацию на принци- Ньютон сформулировал три закона движения и вывел из них ряд следствий, трактовавшихся прежде как самостоятельные законы. Ньютоновские "Математические начала натуральной философии" подвели итоги работы по установлению смысла и количественных характеристик основных понятий механики - "прстранство", "время", "масса", " количество движения", "сила". Для решения задач, связанных с движением, Ньютон ( вместе с Лейбницем ) создал дифференциальное и интегральное исчисление - одно из самых мощных математических средств физики.

Начиная с Ньютона , и вплоть до конца XIX в. механика трактуется как общее учение о движении и становится магистральной линией развития физики. С ее помощью строится физика взаимодействий, где конкурируют концепции близкодействия и дальнодействия.

Успехи небесной механики, основанные на ньютоновском законе всемирного тяготения, способствовали победе концепции дальнодействия. По образу теории тяготения строилась и физика взаимодействий в области электричества и магнетизма ( Кулон ).

В конце XIX в. физика вплотную поставила вопрос о реальном существовании атома. Штурм атома шел во всех основных разделах физики: механике, оптике, электричестве, учении о строении материи. Каждое из крупнейших научных открытий того времени: открытие

Д. И. Менделеевым периодического закона элементов, Г. Герцем -

Д. Д. Томсоном - электронов и супругами Кюри - радия, по-своему вело к эксперементальному доказательству существования атома, ставило задачу изучения закономерностей атомных явлений. Другими , весьма малых частиц стала рассматриваться как научно установленный факт. Начатые в 1906 г. Ж. Перреном замечательные эксперементальные исследования броуновского движения подтвердили правильность малекулярно-кинетической теории этого явления, разработанной А. Энштейном и М. Смолуховским, и принесли полный триумф идеям атомизма, которые в новой физике получили не предвиденное прежде глубокое содержание. Развитие атомистики привело Э. Резерфорда к открытию атомного ядра и к созданию планетарной модели атома. Эти открытия положили начало новой физике: отпало положение о неизменности массы тела: оказалось, что масса тела растет с увеличением его скорости; химические элементы оказались превратимыми одни в другие; возникла электронная теория, представляющая новую ступень в развитии физики. Механическая картина мира уступила место электромагнитной.

После открытия электронов и радиоактивности физика стала развиваться с небывалой прежде быстротой. Из непременимости классической физики к проблеме теплового излучения родилась знаменитая квантовая физика М. Планка. Из конфликта классической механики и электромагнитной теории Максвелла возникла теория относительности. Сначала теоретически, а затем эксперементально и промышленно ( ядерная энергетика ) установили связь m и E (E=mc2 ), а также зависимость массы движущегося тела от скорости его движения, покончили с резким противопоставлением материи и движения, характерным для классической физики. Общая теория относительности ( Энштейн 1916 ), интерпритировавшая поле тяготения как искривление пространства-времени, обусловленное наличием материи, перекинула еще один мост от материи и движения к взаимодействию.

Физика, открыв новые виды материи и новые формы движения, сломав старые физические понятия и заменив их новыми, по-новому поставила старые философские вопросы. Важнейшие из них - это вопросы о материи, о движении, о пространстве и времени, о причинности и необходимости в природе, об объективности явлений.

Неисчерпаемость и бесконечность материи.

Учение философского материализма о материи ( развитое Лениным ) имеет решающее значение для понимания всего содержания новой физики. Существуют ли какие бы то ни было неизменные элементы, абсолютная субстанция, неизменная сущность вещей и т. п.? Стремление найти их - наиболее характерная черта всякой метафизической философии. Механический материализм, в частности, видел в материи некую абсолютную неизменную субстанцию, и естествоиспытатели XVIII-XIX вв. под материей обычно понимали неизменные атомы, движущиеся по законам классической механики.

Новый философский материализм не признает существование неизменных элементов, абсолютной неизменной субстанции, отрицает неизменную сущность всех вещей. " "Сущность" вещей или "субстанция",- пишет Ленин,- тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека". (4, с. 249 ). Для философского мате-


rossiya-v-bolshoj-evrope-strategiya-bezopasnosti.html
rossiya-v-mirovoj-istorii.html
rossiya-v-mirovom-politicheskom-processe-chast-6.html
rossiya-v-pervoj-polovine-xix-veka-3.html
rossiya-v-sisteme-sovremennih-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
rossiya-v-xix-veke-obrazovanie-nauka-kultura-uchebposobie-dlya-vuzov-natalya-proskuryakova.html
  • reading.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-4.html
  • college.bystrickaya.ru/10-pererabotka-poleznih-iskopaemih-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij.html
  • literature.bystrickaya.ru/endshpil-vpishi-sam.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-frolov-i-t-i-dr-3-e-izd.html
  • znanie.bystrickaya.ru/48-trebovaniya-k-ekspluatacii-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-remontu-i-hraneniyu-komponentov-sistemi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prijma-aleksej-mir-naiznanku-glava-1-mozgovaya-ataka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5filtri-b-i-goroshkov-radioelektronnie-ustrojstva-spravochnik.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-strahovanie-sredstv-vozdushnogo-transporta-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-mgimo-universitet-2009.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-operaciya-kikusui-lenin.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstvennoj-i-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-filiala-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-ponyatie-sushnost-audita-innovacionnoe-interaktivnoe-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednih-professionalnih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-semestr-2-dlya-studentov-specialnosti-080801-65-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-krasnoyarsk-2008-stranica-10.html
  • studies.bystrickaya.ru/bitva-pri-kadsane.html
  • znanie.bystrickaya.ru/asnekrasovg-balashov-sbornik-nauchno-metodicheskih-statej-vipusk-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/realizacii-programmi-za-period-s-1-yanvarya-po-30-iyunya-2002-g-punkti-stranica-11.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-p-i-z-o-d-i-s-c-e-n-a-making-a-good-script-great.html
  • student.bystrickaya.ru/22-prognozirovanie-i-optimizaciya-raspredeleniya-pribili-na-osnove-sovremennih-metodov-finansovogo-menedzhmenta.html
  • school.bystrickaya.ru/bankrotstvo-yuridicheskogo-lica.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zal-biblioteku-bufet-sportivnij-zal-muzej-boevoj-i-trudovoj-slavi-medicinskij-punkt-vichislitelnij-centr-sostoyashij-iz-4-h-kompyuternih-klassov.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-problemah-soblyudeniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-dinamiki-i-strukturi-dohodov-federalnogo-byudzheta-rossii.html
  • bystrickaya.ru/venesuela-kak-ugolok-zhivoj-prirodi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/opublikovat-v-seti-internet-data-podpis.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkoj-literaturi-v-10-klasse.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-inzhenernoj-grafiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/mnogoobrazie-form-hozyajstvovaniya-v-agrarnom-sektore.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kontrolyu-i-analizu-kachestva-elektricheskoj-energii-v-sistemah-elektrosnabzheniya-obshego-naznacheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-meropriyatiya-obespechenie-zhilem-molodih-semej.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-nachalo-sessii-okonchanie-sessii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uprazhnenie-iz-geshtalt-terapiii-zdes-i-sejchas-pervie-raboti-po-probleme-sindroma-emocionalnogo-vigoraniya-poyavilis.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonoposlushanie-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-literatura-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kreditnaya-politika-kompanii-dlya-studentov-5-kursa-finansovogo-fakulteta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.