.RU

Основные философские вопросы современной физики

I Введение.

II Предмет физики.

1. Основные открытия в физике на рубеже XIX-XX столетий.

2. Основные философские вопросы современной физики:

а) неисчерпаемость и бесконечность материи;

б) движение: абсолютность и относительность;

в) вопрос об объективной реальности в квантовой физике;

г) проблема причинности;

д) философские размышления о пространстве и времени с

точки зрения относительности; о непрерывном и

дискретном пространстве и времени.

3. Неразрешенные вопросы физики.

III Заключение.

Введение.

Наши дни - время преобразований, время выдающихся достижений науки и техники. Особенности развития современной науки влияют на структуру и характер научного познания. Именно они составляют исторически определенные границы, обусловливающие специфику познавательного процесса. Более того, научные знания о природе имеют существенное значение и для философского осмысления окружающего мира. То обстоятельство, что физика по сравнению с другими естественными науками ( например, химией или биологией ) занимается относительно более общими явлениями окружающего материального мира, в известной степени определяет ее более непосредственную, нежели у других естественных наук, связь с философией.

Физику всегда приходится решать разнообразные онтологические и гносеологические вопросы, и поэтому он вынужден обращаться к философии. М. Борн писал: "... Физика на каждом шагу встречается с логическими и гносеологическими трудностями ... каждая фаза естественнонаучного познания находится в тесном взаимодействии с философской системой своего времени: естествознание доставляет факты наблюдения, а философия - методы мышления."

Физики при разработке современных теорий критически переосмысливают накопленные в прошлом знания. Новое знание как бы отрицает предшествовавшие, но отрицает диалектически, сохраняя момент абсолютной истины. Философские идеи, как об этом убедительно свидетельствует история, играют чрезвычайно важную роль в процессе становления физических теорий; без преувеличения можно сказать, что без философского обоснования физическая теория не может сформироваться.

Основные открытия в физике на рубеже XIX-XX столетий.

Физика - комплекс научных дисциплин, изучающих общие свойства структуры взаимодействия и движения материи.

Физику ( в соответствии с этими задачами ) весьма условно можно подразделить на 3 большие области: структурную физику, физику взаимодействий и физику движения.

Науки, образующие структурную физику, довольно четко различаются по изучаемым объектам, которыми могут быть как элементы структуры вещества ( элементарные частицы, атомы, молекулы ), так и более сложные образования ( плазма, кристаллы, звезды и т. д. ).

Физика взаимодействий, основанная на представлении о поле, как материальном носителе взаимодействия, делится на 4 отдела ( сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное ).

Физика движения ( механика ) включает в себя классическую ( Ньютоновскую ) механику, релятивистскую ( Энштейновскую ) механику, нерелятивистскую квантовую механику и релятивистскую квантовую механику.

Уже в глубокой древности возникли зачатки знаний, впоследствии вошедшие в состав физики и связанные с простейшими представлениями о длине, тяжести, движении, равновесии и т. д. В недрах греческой натурфилософии сформулировались зародыши всех трех частей физики, однако на первом плане стояла физика движения, понимаемая,как изменение вообще. Взаимодействие отдельных вещей трактовалось наивно-антропоцентрически ( например, мнение об одушевленности магнита у Фалеса ). Подобное рассмотрение проблем, связанных с анализом движения как перемещения в пространстве, впервые было осуществлено в знаменитых апориях Зенона Элейского. В связи с обсуждением структуры первоначал зарождаются и конкурируют концепции непрерывной делимости до бесконечности ( Анаксагор ) и дискретности существования неделимых элементов ( атомисты ). В этих концепциях закладывается понятийный базис будущей структурной физики.

В связи с задачами анализа простейшей формы движения ( изменения по месту ) возникают попытки уточнения понятий "движение", "покой", "место", "время". Результаты, полученные на этом пути, образуют основу понятийного аппарата будущей физики движения - механики. При сохранении антропоморфных тенденций у атомистов четко намечается понимание взаимодействия как непосредственного столкновения основных первоначал - атомов. Полученные умозрительным путем достижения греческой натурфилософии вплоть до XVI в. служили единственными средствами построения картины мира в науке.

Превращение физики в самостоятельную науку обычно связывается с именем Галилея. Основной задачей физики он считал эмпирическое установление количественных связей между характеристиками явлений и выражение этих связей в математической форме с целью дальнейшего исследования их математическими средствами, в роли которых выступали геометрические чертежи и арифметическое учение о пропорциях. Использование этих средств регулировалось сформулированными им основными принципами и законами ( принцип относительности, принцип независимости действия сил, закон равноускоренного движения и др. ).

Достижения Галилея и его современников в области физики движения ( Кеплер, Декарт, Гюйгенс ) подготовили почву для работ Ньютона, преступившего к оформлению целостного предмета механики в систему понятий. Продолжая методологическую ориентацию на принци- Ньютон сформулировал три закона движения и вывел из них ряд следствий, трактовавшихся прежде как самостоятельные законы. Ньютоновские "Математические начала натуральной философии" подвели итоги работы по установлению смысла и количественных характеристик основных понятий механики - "прстранство", "время", "масса", " количество движения", "сила". Для решения задач, связанных с движением, Ньютон ( вместе с Лейбницем ) создал дифференциальное и интегральное исчисление - одно из самых мощных математических средств физики.

Начиная с Ньютона , и вплоть до конца XIX в. механика трактуется как общее учение о движении и становится магистральной линией развития физики. С ее помощью строится физика взаимодействий, где конкурируют концепции близкодействия и дальнодействия.

Успехи небесной механики, основанные на ньютоновском законе всемирного тяготения, способствовали победе концепции дальнодействия. По образу теории тяготения строилась и физика взаимодействий в области электричества и магнетизма ( Кулон ).

В конце XIX в. физика вплотную поставила вопрос о реальном существовании атома. Штурм атома шел во всех основных разделах физики: механике, оптике, электричестве, учении о строении материи. Каждое из крупнейших научных открытий того времени: открытие

Д. И. Менделеевым периодического закона элементов, Г. Герцем -

Д. Д. Томсоном - электронов и супругами Кюри - радия, по-своему вело к эксперементальному доказательству существования атома, ставило задачу изучения закономерностей атомных явлений. Другими , весьма малых частиц стала рассматриваться как научно установленный факт. Начатые в 1906 г. Ж. Перреном замечательные эксперементальные исследования броуновского движения подтвердили правильность малекулярно-кинетической теории этого явления, разработанной А. Энштейном и М. Смолуховским, и принесли полный триумф идеям атомизма, которые в новой физике получили не предвиденное прежде глубокое содержание. Развитие атомистики привело Э. Резерфорда к открытию атомного ядра и к созданию планетарной модели атома. Эти открытия положили начало новой физике: отпало положение о неизменности массы тела: оказалось, что масса тела растет с увеличением его скорости; химические элементы оказались превратимыми одни в другие; возникла электронная теория, представляющая новую ступень в развитии физики. Механическая картина мира уступила место электромагнитной.

После открытия электронов и радиоактивности физика стала развиваться с небывалой прежде быстротой. Из непременимости классической физики к проблеме теплового излучения родилась знаменитая квантовая физика М. Планка. Из конфликта классической механики и электромагнитной теории Максвелла возникла теория относительности. Сначала теоретически, а затем эксперементально и промышленно ( ядерная энергетика ) установили связь m и E (E=mc2 ), а также зависимость массы движущегося тела от скорости его движения, покончили с резким противопоставлением материи и движения, характерным для классической физики. Общая теория относительности ( Энштейн 1916 ), интерпритировавшая поле тяготения как искривление пространства-времени, обусловленное наличием материи, перекинула еще один мост от материи и движения к взаимодействию.

Физика, открыв новые виды материи и новые формы движения, сломав старые физические понятия и заменив их новыми, по-новому поставила старые философские вопросы. Важнейшие из них - это вопросы о материи, о движении, о пространстве и времени, о причинности и необходимости в природе, об объективности явлений.

Неисчерпаемость и бесконечность материи.

Учение философского материализма о материи ( развитое Лениным ) имеет решающее значение для понимания всего содержания новой физики. Существуют ли какие бы то ни было неизменные элементы, абсолютная субстанция, неизменная сущность вещей и т. п.? Стремление найти их - наиболее характерная черта всякой метафизической философии. Механический материализм, в частности, видел в материи некую абсолютную неизменную субстанцию, и естествоиспытатели XVIII-XIX вв. под материей обычно понимали неизменные атомы, движущиеся по законам классической механики.

Новый философский материализм не признает существование неизменных элементов, абсолютной неизменной субстанции, отрицает неизменную сущность всех вещей. " "Сущность" вещей или "субстанция",- пишет Ленин,- тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека". (4, с. 249 ). Для философского мате-


rossiya-v-bolshoj-evrope-strategiya-bezopasnosti.html
rossiya-v-mirovoj-istorii.html
rossiya-v-mirovom-politicheskom-processe-chast-6.html
rossiya-v-pervoj-polovine-xix-veka-3.html
rossiya-v-sisteme-sovremennih-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
rossiya-v-xix-veke-obrazovanie-nauka-kultura-uchebposobie-dlya-vuzov-natalya-proskuryakova.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladislav-lebedko-evgenij-najdenov-magicheskij-teatr-vladislava-lebedko.html
  • education.bystrickaya.ru/3-videoregistraciya-1-avtomatizirovannie-rabochie-mesta-komplekt.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-oobshayai-racionalnaya-grammatika-por-royalya-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/somneniya-reshenie-zadach-na-vichislenie-ploshadej-ploskih-figur.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-lekarstvo-protiv-morshin-hozyain-yantarya-aleksandr-shakilov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-po-ustrojstvu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-ts-1-tematicheskie-zadachi-ekzamenacionnie-bileti-pdd-kommentarii.html
  • credit.bystrickaya.ru/opredelenie-osnovnih-parametrov-teplovoza-te-116.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-rol-kontrolya-v-processe-fizicheskogo-vospitaniya-uchet-i-kontrol.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-3-gosudarstvennij-stroj-i-pravo-rusi-v-period-politicheskoj-razdroblennosti-udelnij-period-xii-xiv-vv.html
  • student.bystrickaya.ru/-proanalizirovat-teoreticheskoe-i-konceptualnoe-obosnovanie-vliyaniya-islamskogo-faktora-na-process-transformacii-obshestvenno-politicheskoj-sistemi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-dajv-loga-hranit-informaciyu-obo-vseh-aspektah-zanyatij-dajvingom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-teme-shkolnij-mel-i-interaktivnaya-doska-ekonomit-ili-s-interesom-rabotat.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-gou-co-1462-obrazovatelnaya-programma-i-programma-razvitiya-realizaciya-programmi-razvitiya-programma-razvitiya-centra-obrazovaniya-bila-rasschitana-na-2009-2011-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalibrovochnaya-krivaya-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-i-voprosi-dlya-samostoyatelnoj-podgotovki-studentov.html
  • klass.bystrickaya.ru/51144-ezhegodnoe-provedenie-konkursov-na-luchshuyu-organizaciyu-voenno-sportivnoj-raboti-s-nesovershennoletnimi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-literatura.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znaki-agni-jogi-stranica-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organami-prokuraturi-na-postoyannoj-osnove-osushestvlyaetsya-nadzor-za-soblyudeniem-zakonodatelstva-o-razmeshenii-zakazov-na-postavku-tovarov-okazanie-uslug-vipoln.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-kripkipro-2007-bbk-74-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-obraz-chackogo-i-problema-uma-v-komedii-as-griboedova-gore-ot-uma-bilet-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/maksimalen-razmer-na-pomoshtasubsidiyata-tematichen-plan-po-zdravoslovni-i-bezopasni-usloviya-na-trud.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-uchebnoj-disciplini-s-voprosami-po-samokontrolyu-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
  • writing.bystrickaya.ru/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-chast-10.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zabolevaemost-detej-pervogo-goda-zhizni-po-osnovnim-klassam-igruppam-boleznej-ob-osnovnih-garantiyah-prav-rebenka-v-rossijskoj-federacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-po-discipline-medicinskaya-biohimiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pribitie-v-aeroport-g-nyu-jorka-razmeshenie-otdih-vechernyaya-progulka-po-manhettonu-teatralnij-brodvej-blesk-zalitoj-svetom-reklam-tajms-skver-elegantn.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-cvetkova-v-a-obidina-osobennosti-obitaniya-rizhej-polevki-v-lesnih-ekosistemah-prihoperya.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-stranovedenie-anglogovoryashih-stran-kak-sredstvo-profilizacii-obucheniya-kapaeva-o-g-boldareva-o-v.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-iskusstvo-nachinaetsya-s-mifa.html
  • letter.bystrickaya.ru/nevipolnima-potomu-chto-ne-hotite-yanush-korchak-kak-lyubit-rebenka.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-proekt-bilding-sad-opit-realizacii-proekta-v-moskovskoj-i-samarskoj-oblastyah.html
  • control.bystrickaya.ru/dmitrij-gromov-put-proklyatih-vampiri-put-proklyatih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-22-peremeshenie-transportnih-sredstv-statya-tamozhennoe-regulirovanie-i-tamozhennoe-delo-v-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.