.RU

Основные философские вопросы современной физики

I Введение.

II Предмет физики.

1. Основные открытия в физике на рубеже XIX-XX столетий.

2. Основные философские вопросы современной физики:

а) неисчерпаемость и бесконечность материи;

б) движение: абсолютность и относительность;

в) вопрос об объективной реальности в квантовой физике;

г) проблема причинности;

д) философские размышления о пространстве и времени с

точки зрения относительности; о непрерывном и

дискретном пространстве и времени.

3. Неразрешенные вопросы физики.

III Заключение.

Введение.

Наши дни - время преобразований, время выдающихся достижений науки и техники. Особенности развития современной науки влияют на структуру и характер научного познания. Именно они составляют исторически определенные границы, обусловливающие специфику познавательного процесса. Более того, научные знания о природе имеют существенное значение и для философского осмысления окружающего мира. То обстоятельство, что физика по сравнению с другими естественными науками ( например, химией или биологией ) занимается относительно более общими явлениями окружающего материального мира, в известной степени определяет ее более непосредственную, нежели у других естественных наук, связь с философией.

Физику всегда приходится решать разнообразные онтологические и гносеологические вопросы, и поэтому он вынужден обращаться к философии. М. Борн писал: "... Физика на каждом шагу встречается с логическими и гносеологическими трудностями ... каждая фаза естественнонаучного познания находится в тесном взаимодействии с философской системой своего времени: естествознание доставляет факты наблюдения, а философия - методы мышления."

Физики при разработке современных теорий критически переосмысливают накопленные в прошлом знания. Новое знание как бы отрицает предшествовавшие, но отрицает диалектически, сохраняя момент абсолютной истины. Философские идеи, как об этом убедительно свидетельствует история, играют чрезвычайно важную роль в процессе становления физических теорий; без преувеличения можно сказать, что без философского обоснования физическая теория не может сформироваться.

Основные открытия в физике на рубеже XIX-XX столетий.

Физика - комплекс научных дисциплин, изучающих общие свойства структуры взаимодействия и движения материи.

Физику ( в соответствии с этими задачами ) весьма условно можно подразделить на 3 большие области: структурную физику, физику взаимодействий и физику движения.

Науки, образующие структурную физику, довольно четко различаются по изучаемым объектам, которыми могут быть как элементы структуры вещества ( элементарные частицы, атомы, молекулы ), так и более сложные образования ( плазма, кристаллы, звезды и т. д. ).

Физика взаимодействий, основанная на представлении о поле, как материальном носителе взаимодействия, делится на 4 отдела ( сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное ).

Физика движения ( механика ) включает в себя классическую ( Ньютоновскую ) механику, релятивистскую ( Энштейновскую ) механику, нерелятивистскую квантовую механику и релятивистскую квантовую механику.

Уже в глубокой древности возникли зачатки знаний, впоследствии вошедшие в состав физики и связанные с простейшими представлениями о длине, тяжести, движении, равновесии и т. д. В недрах греческой натурфилософии сформулировались зародыши всех трех частей физики, однако на первом плане стояла физика движения, понимаемая,как изменение вообще. Взаимодействие отдельных вещей трактовалось наивно-антропоцентрически ( например, мнение об одушевленности магнита у Фалеса ). Подобное рассмотрение проблем, связанных с анализом движения как перемещения в пространстве, впервые было осуществлено в знаменитых апориях Зенона Элейского. В связи с обсуждением структуры первоначал зарождаются и конкурируют концепции непрерывной делимости до бесконечности ( Анаксагор ) и дискретности существования неделимых элементов ( атомисты ). В этих концепциях закладывается понятийный базис будущей структурной физики.

В связи с задачами анализа простейшей формы движения ( изменения по месту ) возникают попытки уточнения понятий "движение", "покой", "место", "время". Результаты, полученные на этом пути, образуют основу понятийного аппарата будущей физики движения - механики. При сохранении антропоморфных тенденций у атомистов четко намечается понимание взаимодействия как непосредственного столкновения основных первоначал - атомов. Полученные умозрительным путем достижения греческой натурфилософии вплоть до XVI в. служили единственными средствами построения картины мира в науке.

Превращение физики в самостоятельную науку обычно связывается с именем Галилея. Основной задачей физики он считал эмпирическое установление количественных связей между характеристиками явлений и выражение этих связей в математической форме с целью дальнейшего исследования их математическими средствами, в роли которых выступали геометрические чертежи и арифметическое учение о пропорциях. Использование этих средств регулировалось сформулированными им основными принципами и законами ( принцип относительности, принцип независимости действия сил, закон равноускоренного движения и др. ).

Достижения Галилея и его современников в области физики движения ( Кеплер, Декарт, Гюйгенс ) подготовили почву для работ Ньютона, преступившего к оформлению целостного предмета механики в систему понятий. Продолжая методологическую ориентацию на принци- Ньютон сформулировал три закона движения и вывел из них ряд следствий, трактовавшихся прежде как самостоятельные законы. Ньютоновские "Математические начала натуральной философии" подвели итоги работы по установлению смысла и количественных характеристик основных понятий механики - "прстранство", "время", "масса", " количество движения", "сила". Для решения задач, связанных с движением, Ньютон ( вместе с Лейбницем ) создал дифференциальное и интегральное исчисление - одно из самых мощных математических средств физики.

Начиная с Ньютона , и вплоть до конца XIX в. механика трактуется как общее учение о движении и становится магистральной линией развития физики. С ее помощью строится физика взаимодействий, где конкурируют концепции близкодействия и дальнодействия.

Успехи небесной механики, основанные на ньютоновском законе всемирного тяготения, способствовали победе концепции дальнодействия. По образу теории тяготения строилась и физика взаимодействий в области электричества и магнетизма ( Кулон ).

В конце XIX в. физика вплотную поставила вопрос о реальном существовании атома. Штурм атома шел во всех основных разделах физики: механике, оптике, электричестве, учении о строении материи. Каждое из крупнейших научных открытий того времени: открытие

Д. И. Менделеевым периодического закона элементов, Г. Герцем -

Д. Д. Томсоном - электронов и супругами Кюри - радия, по-своему вело к эксперементальному доказательству существования атома, ставило задачу изучения закономерностей атомных явлений. Другими , весьма малых частиц стала рассматриваться как научно установленный факт. Начатые в 1906 г. Ж. Перреном замечательные эксперементальные исследования броуновского движения подтвердили правильность малекулярно-кинетической теории этого явления, разработанной А. Энштейном и М. Смолуховским, и принесли полный триумф идеям атомизма, которые в новой физике получили не предвиденное прежде глубокое содержание. Развитие атомистики привело Э. Резерфорда к открытию атомного ядра и к созданию планетарной модели атома. Эти открытия положили начало новой физике: отпало положение о неизменности массы тела: оказалось, что масса тела растет с увеличением его скорости; химические элементы оказались превратимыми одни в другие; возникла электронная теория, представляющая новую ступень в развитии физики. Механическая картина мира уступила место электромагнитной.

После открытия электронов и радиоактивности физика стала развиваться с небывалой прежде быстротой. Из непременимости классической физики к проблеме теплового излучения родилась знаменитая квантовая физика М. Планка. Из конфликта классической механики и электромагнитной теории Максвелла возникла теория относительности. Сначала теоретически, а затем эксперементально и промышленно ( ядерная энергетика ) установили связь m и E (E=mc2 ), а также зависимость массы движущегося тела от скорости его движения, покончили с резким противопоставлением материи и движения, характерным для классической физики. Общая теория относительности ( Энштейн 1916 ), интерпритировавшая поле тяготения как искривление пространства-времени, обусловленное наличием материи, перекинула еще один мост от материи и движения к взаимодействию.

Физика, открыв новые виды материи и новые формы движения, сломав старые физические понятия и заменив их новыми, по-новому поставила старые философские вопросы. Важнейшие из них - это вопросы о материи, о движении, о пространстве и времени, о причинности и необходимости в природе, об объективности явлений.

Неисчерпаемость и бесконечность материи.

Учение философского материализма о материи ( развитое Лениным ) имеет решающее значение для понимания всего содержания новой физики. Существуют ли какие бы то ни было неизменные элементы, абсолютная субстанция, неизменная сущность вещей и т. п.? Стремление найти их - наиболее характерная черта всякой метафизической философии. Механический материализм, в частности, видел в материи некую абсолютную неизменную субстанцию, и естествоиспытатели XVIII-XIX вв. под материей обычно понимали неизменные атомы, движущиеся по законам классической механики.

Новый философский материализм не признает существование неизменных элементов, абсолютной неизменной субстанции, отрицает неизменную сущность всех вещей. " "Сущность" вещей или "субстанция",- пишет Ленин,- тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека". (4, с. 249 ). Для философского мате-


rossiya-v-bolshoj-evrope-strategiya-bezopasnosti.html
rossiya-v-mirovoj-istorii.html
rossiya-v-mirovom-politicheskom-processe-chast-6.html
rossiya-v-pervoj-polovine-xix-veka-3.html
rossiya-v-sisteme-sovremennih-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
rossiya-v-xix-veke-obrazovanie-nauka-kultura-uchebposobie-dlya-vuzov-natalya-proskuryakova.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-o-territorii-vseleniya-minusinskij-rajon-programma-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-kadrovoj-politiki-godovoj-otchet-po-itogam-raboti-za-2010-god-utverzhden.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-celi-osvoeniya-disciplini-annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini.html
  • urok.bystrickaya.ru/predstavlen-paket-zakonoproektov-o-pensiyah-sudej-otchet-soyuz-potrebitelej-finansovih-uslug-finpotrebsoyuz.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-gumileva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-problem-zhilishnogo-stroitelstva-na-primere-usst-8-g-izhevska-chast-13.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voennoe-delo-sluzhba-chs-nauchno-tehnicheskaya-biblioteka-vogtu.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-i-normi-tehnicheskoj-ekspluatacii-zhilishnogo-fonda-i-osnovnie-polozheniya-stranica-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzuyutsya-takzhe-drugie-koefficienti-organizaciya-raboti-torgovo-promishlennih-palat-po-privlecheniyu-investicij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-energetika-otche-t-o-deyatelnosti-rossijskoj-akademii-nauk-v-2003-godu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-reke-stepnoj-zaj-v-tatarstane-proshli-ucheniya-otryada-federalnoj-protivopozharnoj-sluzhbi-informacionnoe-agentstvo-tatar-inform-24112011.html
  • klass.bystrickaya.ru/8575-kombinezoni-rabochie-i-specialnogo-naznacheniya-informaciya-o-produkcii-podlezhashej-obyazatelnomu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-uchebnoe-posobie-samara-2008-bbk-32-973-26-018-2-udk.html
  • holiday.bystrickaya.ru/migel-anhel-asturias.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-pudov-5-ot-160705-g-obyavleniya-stranica-16.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-istoriya-medicini-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-stomatologiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/benzojnij-aldegid-metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-izdanie-pyatoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe-pod-obshej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-etoj-nedele-iz-sankt-peterburga-vozvratilsya-svodnij-otryad-mvd-po-rt-pomogavshij-obespechivat-obshestvennij-poryadok-vo-vremya-provedeniya-xiii-mezhdunarodnogo-ek.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-1-sistema-polevoj-samoregulyacii.html
  • school.bystrickaya.ru/denezhnoe-obrashenie-i-denezhnaya-sistema-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-trenirovochnogo-testirovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iii-funkcionalnie-stili-anglijskogo-yazika-osobennosti-hudozhestvennogo-i-publicisticheskogo-stilej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tihoplav-v-yu-tihoplav-t-s-zhizn-naprokat.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-pedagoga-rzhevskogo-vladimira-ivanovicha.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proisshestvie-opisannoe-v-sej-povesti-osnovano-na-istine-podrobnosti-navodneniya-zaimstvovani-iz-togdashnih-zhurnalov-lyubopitnie-mogut-spravitsya-s-izvestiem-s.html
  • tasks.bystrickaya.ru/20-aprelya-2012-goda-avetyan-natalya-yurevna.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-otdela-gpn-po-mo-g-nadim-i-nadimskij-rajon-upravleniya-gpn-gu-mchs-rossii-po-yamalo-neneckomu-avtonomnomu-okrugu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-sostavnuyu-chast-opitno-konstruktorskoj-raboti-sozdanie-avtomatizirovannogo-izmeritelno-modeliruyushego-kompleksa-dlya-ispitanij-ms-dzz-soyuz-sat-o-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-federalnoj-podderzhkoj-rossijskij-sport-v-inostrannih-smi-po-materialam-sajtov-inosmi-ru-inopressa-ru-6.html
  • school.bystrickaya.ru/formirovanie-muzikalnoj-kulturi-shkolnikov-posredstvom-informacionno-prosvetitelskoj-deyateln.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vihod-iz-grazhdanstva-chast-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-rinochnoj-ekonomike.html
  • klass.bystrickaya.ru/amerika-sleva-i-sprava-ili-ot-okeana-do-okeana-na-borzoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vi-podgotovka-k-vedeniyu-i-vedenie-grazhdanskoj-oboroni-poryadok-podgotovki-k-vedeniyu-i-vedeniya-grazhdanskoj-oboroni.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11lokalnie-akti-ou-praktikum-po-ekspertize.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.