.RU

Образовательная программа археологического отряда Борисоглебской гимназии №1


Управление образования и молодёжной политики

Борисоглебского городского округа Воронежской области

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»


«Согласовано»

протокол №

педагогического совета

от …… ………………………….200….г.




«Утверждаю»


Директор гимназии

…………………………../Агаева Е.О./



Образовательная программа

археологического отряда

Борисоглебской гимназии №1





^ Программу разработала

педагог высшей квалификационной категории

преподаватель истории и английского языка

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

^ Ушкова Ольга Геннадиевна.


Программа

по уровню создания и действия: региональная.

по типу: авторская.

по структуре: комплексная, интегрированная.

по содержанию деятельности: поисково-исследовательская.


Возрастной состав: от 8 до 16 лет.

^ Срок обучения: 2 года.


Сроки реализации: 2006 -2010гг.

г. Борисоглебск

I. Пояснительная записка.


История - это важнейший способ самоидентификации общества, форма социальной памяти человечества. Она передается из поколения в поколение, знаменуя собой продолжение жизни. Общество в целом и индивидуум в частности, лишенные исторической памяти, легко становятся объектом для любых манипуляций. История нашей страны дала, к сожалению, реальною картину того, во что превращается общество, лишенное исторической памяти, а точнее, наделенное «ложной памятью».

Увидеть и почувствовать себя неотъемлемой частью нашей истории, прикоснуться к ней без посредников, в увлекательной форме моделирования обычаев, нравов и условий жизни наших предков и их соседей, принять непосредственное участие в краеведческих и историко-археологических изысканиях в полевых условиях - лучший способ для реализации умственного и физического потенциала, интеллектуального насыщения свободного времени, обеспечения неограниченного пространства для личностного и интеллектуального роста юного поколения.

Археологические лагеря не редкость в настоящее время, в Воронежской области регулярно проводятся слёты и сборы юных археологов, археологические конференции, проводимые ВГПА и Воронежской областной станцией юных туристов. Особенностью и новизной нашего отряда является - системная круглогодичная работа, интегрирование археологии с историей, краеведением, этнографией, музейным делом; - интенсивность программы и содержательность деятельности за счёт интеграции учебной и внеучебной работы, научно-исследовательской и культурно-развлекательной программ; - компенсация имеющегося в учебном процессе определённого отставания в обеспечении проявления возрастных потребностей в активных формах познавательской деятельности (коллективных, игровых) и в самостоятельных и достаточно сложных видах (поиск, наблюдение, игровое моделирование, исследование); - формирование особого социального оптимизма, расширение границ освоенного ребёнком мира (и во временном промежутке и в пространственном); развитие особой субкультуры, поскольку архотряд является подразделением детского объединения со своей атрибутикой, иерархией и ритуалами; - апробация пилотной педагогической площадки (подготовка собственного вожатского и инструкторского состав).

1

Археологический отряд учащихся действует с 1998 года, а с 2002 года его деятельность является реализацией образовательной программы «Ходим мы по краю родному…». Программа археологического отряда - это составная часть программ Научно-Исследовательского Общества Учащихся Борисоглебской гимназии №1 «Искатель». Программа скорректирована с учётом возрастных особенностей учащихся и является предметной реализацией общей концепции развития учебно-исследовательской деятельности гимназии. Программа рассчитана на учащихся 2-10 классов и предполагает двухгодичный цикл обучения (отрок – гридень), хотя опыт показывает, что члены архотряда остаются в нём и по окончании курса обучения и становятся инструкторами (тиунами).

Она сочетает в себе теоретическую, практическую, исследовательскую и творческую части с элементами общественной молодёжной организации, которая предполагает членство, атрибутику, ритуалы и иерархический рост членов объединения.

Теоретическая и творческая части по большей мере воплощаются в жизнь в течение учебного года, а исследовательская и практическая части – в летний период, во время проведения полевого археологического лагеря. Руководителем зимнего периода является Ушкова О.Г., к чтению лекций и проведению экскурсий и практических занятий привлекаются студенты БГПИ, сотрудники Борисоглебского историко-художественного музея, сотрудники Станции Юных Туристов.

Членами археологического отряда становятся учащиеся, прошедшие теоретическую подготовку в течение учебного года или недельную подготовку во время работы экспедиции. Количество – около двадцати человек, возраст примерно 10-16 лет.

Археологические работы проводятся при руководстве со стороны преподавателей Борисоглебского пединститута и сотрудников Государственной инспекции по охране историко-культурного наследия Воронежской области.

II.Концепция программы:

Воссоздание прошлого родного края собственными силами юного поколения на основе историко-археологических, краеведческих и этнографических материалов и источников. Моделирование условий быта, нравов и традиций наших предков и их соседей, исторических событий, связанных с историей Отечества и историей Центрального Черноземья в естественных полевых условиях

2

летней краеведческой смены в увлекательной игровой форме в сочетании с научно-практической деятельностью - один из способов реализации умственного, духовного и физического потенциала подростков и молодежи, расширения знаний о древней истории родного края, истории возникновения и взаимоотношения различных археологических этнокультур Воронежской области.

Программа существует уже три года (с учётом периода работы архотряда – шесть лет) и основными результатами являются, в первую очередь, повышенный и устойчивый интерес к изучению истории родного края, сохранение постоянного состава участников, формирования собственного контингента инструкторов и вожатых, работающих с детьми , активная жизненная позиция гражданина великого древнего государства.

^ Э.Фромм: «Главная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально».



^ Раскопки протославянского

поселения «Борисоглебское-4»




Обмер и ориентация останков костяка курганного захоронения у с. Тюковка





Тезаурус:

Археология – специальная наука, которая изучает материальные свидетельства трудовой деятельности человека.

^ Материк (культурный слой) – слой грунта, содержащий материальные свидетельства трудовой деятельности людей.


Иерархия НИОУ «РУСИЧЪ»



























^ Лекцию членам археологического отряда НИОУ «РУСИЧЪ» на раскопках поселения Борисоглебское-4 («Дрема») читает Мулкиджанян Я.П.

Тезаурус:

Артефакт – созданный человек предмет, вещь.

Впускное погребение – совершённое в насыпи уже существующего кургана.

Вотивный предмет – сделанный специально для погребённого.


Тезаурус:

Курган - сложное архитектурное сооружение из земли или из камня, часто с применением деревянных конструкций, включающее погребение людей.


Археологическая культура – материальные и духовные ценности конкретного общества в определённый ист. период, на определённой территории обитания, которые выражены в орудиях труда, оружии, посуде, украшениях, особенностях погребений.





III.Цель программы:


Обеспечить самоидентификацию подростками самих себя как представителей древнего народа путём расширения знаний по Отечественной истории и социализацию подростков в обществе за счёт их участия в процессе созидания истории в реальном времени в нестандартных условиях.

IV.Задачи программы:

Дидактические:

  • Формировать устойчивую мотивацию, умения и навыки исследовательской деятельности, приобретение знаний о жизни древних людей, их расселении на территории родного края, их принадлежности к различным народами культурам.

Образовательные:

  • систематизировать и расширять знания учащихся по отечественной истории;

  • формировать специальные археологические навыки и умения, как то: проведение разведочные работы, определение наличия и принадлежности памятника к определённой эпохе и культуре, осуществление раскопок, описание памятника, поведение камеральных исследований.

  • удовлетворить растущую потребность учащихся в знаниях по Отечественной истории.


3

Развивающие:

  • способствовать расширению кругозора и мировоззрения

  • развивать самостоятельность в постановке задач и нахождении путей их решения

  • развивать умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять краеведческие и археологические знания

  • формировать умения выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдения и исследования, работать со справочной литературой.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм;

  • формировать внутреннюю культуру учащихся и умение толерантно относиться к другим культурам, памятуя о многообразии и древности собственной;

  • приобщать учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям и древностям;

  • формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми, особенно в малых группах;

  • компенсация имеющегося в учебном процессе определённого отставания в обеспечении проявления возрастных потребностей в активных формах деятельности (поиск, наблюдение, моделирование).

Мотивационные:

  • создать комфортную обстановку и микроклимат в коллективе на основе творческого сотрудничества

  • формировать ситуацию успеха, затребованность обществом деятельности учащихся подобного рода.

  • формирование понимания необходимости и важности работы.

Практические:

  • привить практические навыки разбивки археологического лагеря, пользования орудиями труда и инструментами установки палаток, обеспечения полевого образа жизни.

  • развивать необходимые навыки и качества характера для жизни в не очень лёгких естественных условиях на природе при полном самообеспечении.



4

Р.Киплинг:

96 дорог есть,

чтоб песнь сложить ты мог,

И любая правильна, поверь.


Атрибутика «РУСИЧА»






Ведичи и любичи – две дружины археологического лагеря.




Тезаурус:

Городище – древнее поселение на естественной возвышенности, укреплённое рвами и валами.




^ Юные русичи на посту у входа в лагерь.




Палаточный лагерь раскопок кургана в с.Тюковка.

Тезаурус:

Могильник – комплекс погребений. Включает могильники курганные, грунтовые, склеповые, мавзолеи.



^ V.Тематическое планирование занятий первого года обучения.




п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

2.


3.


4.

5.

6.


7.


8.

9.

10.

11.

12.

13.


14.

15.


Вводное занятие.

Археология и историческое краеведение.

Первопроходцы каменного века. Костёнки.

Славяне Восточной Европы.

^ Славяне на Дону.

На окраине скифо-сарматского мира.

Хозяйство и общественный строй славян в 6-9 веке.

Дружинные курганы.

^ Одежда славян 6-9 века.

Язычество.

На пути к металлу.

Древнерусские памятники второй половины 13-14 веков в Среднем Подонье.

Методика проведения раскопочных работ.

^ Великие археологи.

Первичные навыки туризма.

Итого: 216ч

*Экскурсии в местный историко-краеведческий музей.

**Экскурсия в музей Костёнки.

***Экскурсия на место раскопок протославянского поселения Борисоглебское-4.

****Экскурсия на место раскопок сарматских курганов у села Чибизовка.

*****Поход-разведка по правому берегу р. Хопёр.














10ч






















87ч









---






---






---



---




---

15ч

65ч

---

6ч*


8ч**


---

8ч***

8ч****


---


8ч*****



---

---






---



64ч





5


VI.Тематическое планирование второго года обучения.




п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

2.


3.


4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.


13.

14.


15.


Вводное занятие.

Наука археология и её роль в истории.

Датировка археологических объектов.

Работа с источниками.

Бронзовый век.

Древнеямная культура.

Катакомбная культура.

Курганы. Их разновидности.

Погребения и их типы.

Абашевская культура.

Срубная культура.

Артефакты. Глиняная посуда.

Украшения.

Железный век. Скифы и сарматы.

Ранние славяне в Борисоглебском Прихопёрье.

Кочевники раннего средневековья и XIII-XIV вв.


Итого: 216ч


*Экскурсия в школьный краеведческий музей.

** Экскурсии в местный историко-краеведческий музей.

*** Экскурсия на место раскопок сарматских курганов у села Чибизовка.

****Экскурсия на место раскопок протославянского поселения

Борисоглебское-4.




































30ч

---









---

---





---

---






---




---

18ч

---

---


2ч**


2ч*

---

2ч***

---

4ч***

2ч**

2ч*

---

2ч**


4ч**

4ч****


---

24ч


Количество часов на практические занятия второго года обучения увеличивается, кроме того, некоторые темы дублируются на более серьёзном уровне с учётом пройденной практики.

6

V.Тематическое планирование занятий третьего года обучения.




п/п

Тема занятий

^ Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

2.


3.


4.


5.

6.

7.

8.

9.


10.

11.


12.

13.


14.

Вводное занятие.

Основы проведения археологической разведки.

Археологический слой и стратиграфическая единица.

^ Необычные объекты археологических раскопок.

От камня – к стеклу

От кости – к ткани.

Хозяйство и общественный строй славян в 6-12 веках.

^ Датировка артефактов.

Реставрация находок.

Реставрация и моделирование поведения древних.

Древнерусские памятники второй половины 13-14 веков в Среднем Подонье.

^ От исторических фактов – к культурному достоянию.

Археология и СМИ.

Практические навыки установки лагеря.

Разведка по правому берегу реки Вороны.

^ Итого: 72ч


































36ч










---





---






---


---


4 ч


16ч







---






---






---

---





---


20ч




7


VII. Основное содержание программы.

Первый год обучения.

Вводное занятие. Место археологии в истории. Знакомство с деятельностью археологического отряда. Цели и задачи первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

^ Археология и историческое краеведение. Археология как наука. Важнейшие археологические памятники. Археология Воронежской области.

Первопроходцы каменного века. Костёнки. Образ жизни древнего человека. Периодизация древнейшей истории. Палеолитические стоянки в с.Костёнки. Артефакты.

^ Славяне Восточной Европы.

Славяне на Дону.

На окраине скифо-сарматского мира. История открытий скифо-сарматских памятников в Воронежской области. Краткая характеристика этих народностей. Основные памятники. Мастищенское и Аверинское городища. Курганы у с.Третьяки.

^ Хозяйство и общественный строй славян в 6-9 веке.

Дружинные курганы.

Одежда славян 6-9 века. Источники реставрации. Проект.

Язычество. Святилища, капища, могильники. Збручский идол. Многобожие.

На пути к металлу. Технология обработки камня. Технология обработки металла.

^ Древнерусские памятники второй половины 13-14 веков в Среднем Подонье.

Методика проведения раскопочных работ. Инструменты. Разведка. Раскопки бытовых памятников. Основных принципы полевого изучения памятников разных археологических периодов: стоянок, поселений, городищ, грунтовых могильников, одиночных курганов и курганных групп. Выбор и освоение методики вскрытия культурного слоя на бытовых памятниках. Послойно-квадратный метод. Фиксация артефактов в культурном слое.

^ Великие археологи. Винкельман, Шлиман, Эванс, Кроуфорд и их вклад в мировую археологию.


Второй год обучения.

Вводное занятие. Источники по древней истории края. Историческая топонимика. Историческая антропология. Палеозоология. Этнография. Лингвистика. Археология.

Наука археология и её роль в истории. Что даёт археология для реставрации исторического развития.

^ Датировка археологических объектов. Методы датировки: радиоуглеродный, дендрохронологический, перекрёстных датировок.

Работа с источниками. Камеральная обработка. Реставрация сосудов и других артефактов. Хранение находок.

^ Бронзовый век. Фатьяновская культура. Абашевская культура.

Древнеямная культура. Характеристика керамики. Особенности погребения.

Катакомбная культура. Власовские курганы.

Курганы. Их разновидности. Виды курганов.

^ Погребения и их типы.

Абашевская культура. Характеристика керамики. Особенности погребения.

Срубная культура. Характеристика керамики. Особенности погребения.

Артефакты. Глиняная посуда. Украшения. Типы глиняной посуды. Хозяйственные ямы. Височные кольца, фибулы и т.д.

^ Железный век. Скифы и сарматы. Третьяковские курганы.

Ранние славяне в Борисоглебском Прихопёрье. Поселения и могильники.

Кочевники раннего средневековья и XIII-XIV вв. Гунны. Салтово-маяцкая культура. Хазары.


8

VIII. Технология реализации поставленной цели и задач.

За первый год обучения реализуются следующие задачи:

За этот период проходят теоретические занятия (в среднем – 1 час в неделю), на которых происходит знакомство учащихся друг с другом, формируются рабочие и проектные группы, которые впоследствии будут работать на практических занятиях и на раскопках. На занятиях используются дидактические игры, творческие задания, проекты и т.д. Основными формами и методами организации процесса обучения являются лекции, беседы, самостоятельная работа, экскурсии, оформление и выставки творческих работ, тестовые задания Помимо теоретических занятий в первый год обучения большое место (16 часов) отводится на практические занятия в краеведческом отделе школьного музея, а также в Борисоглебском историко-художественном музее, где основными методами являются ознакомление с методами исследования и применение приёмов работы при описании и реставрации археологических находок.

Выездные практические занятия представляют собой экскурсии по экспозициям местного музея и в музеи Костёнки и Дивногорье, а также на места раскопок, где принимали непосредственное участие члены архотряда, которые и проводят эти выездные занятия (20 часов).

Формы контроля:

За второй год обучения реализуются следующие задачи:


9


За этот период проходят теоретические занятия (1 час в неделю) и работа над проектами и рефератами (по индивидуальному плану), практические занятия (18 часов), а также экспедиционные выезды на раскопки. На занятиях используются лекционные формы обучения, практическая работа в музее, микроисследования, семинарские и дискуссионные формы обучения.


Формы контроля:

Примечание: летняя практика проводится по программе « Ходим мы по краю родному…» и по программе летнего лагеря «Истоки».


^ Ожидаемый результат:



10

X.Рекомендуемая и используемая литература для учащихся и педагогов.


^ Для педагогов

Для учащихся




  • 1.Археологические памятники эпохи железа Восточно-европейской лесостепи. Межвузовский сборник научных трудов.- Воронеж, Изд-во ВГУ, 1987,129стр.

  • 2.Археологические памятники Верхнего Подонья в первой половине I тысячелетия н.э. Археология восточноевропейской лесостепи. Вып. 12. – Воронеж: ВГУ, 1998. -200стр.

  • 3. Археологические памятники Восточной Европы. Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ; 2002. – 224 стр.

  • 4. Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий. Тезисы докладов научной конференции. – Липецк: ЛГПУ, 1999. – 250стр.

  • 5. Березуцкий В.Д. Очерки по археологии и древней истории Подонья.– Воронеж, Изд-во ВГПУ. – 2003. -162стр.

  • 6.Винников А.З, Славяне лесостепного Дона в раннем средневековье (VIII – начало XI века).- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995.- 168 стр.

  • 7.Винников А.З., Афанасьев Культовые комплексы Маяцкого селища.- Воронеж, Изд-во ВГУ, 1991г., 192стр.

  • 8. Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий. Археология о древней истории Воронежского края. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990, 319стр.

  • 9. Мартынов А.И. Археология. – М.: Высш.шк.,2000. – 439стр.

  • 10.Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. – М.:Высш. шк., 2002. – 240стр.

  • 11. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII веках. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 326стр.

  • 12. Ставицкий В.В, Хреков А.А. Неолит – ранний энеолит лесостепного Посурья и Прихопёрья. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2003. – 168стр.







  • 1.Березуцкий В.Д. Очерки по археологии и древней истории Подонья.– Воронеж, Изд-во ВГПУ. – 2003. -162стр.

  • 2.Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий. Археология о древней истории Воронежского края. – Воронеж: Центр.-Чернозём. Кн. изд-во, 1990, 319стр.

  • 3.Археология. Дет. энцикл./ Я познаю мир./А.И.Петроковский.–М.: ООО «Издательство АСТ», 2003г.,398стр.

  • 4.Дьёлафэ Ф. Археология. Справочник для путешествующих во времени.- М. ООО «Издательство «АСТ», 2002.- 256стр.






12

V. Схема включения гимназиста

(члена архотряда «РУСИЧЪ») в социум.




XI.Приложение.

I.Описание археологического памятника.
Описание должно включать в себя следующие положения:

  1. картирование памятника по существующему административному делению.

  2. топографическое размещение памятника.

  3. определение его формы и размеров.

  4. привязка к постоянным ориентирам.

  5. фиксирование особенностей, выделяющих памятник на местности.

  6. предварительная культурно-хронологическая и историческая характеристика на основе подъёмного материала и анализа обнажений культурного слоя, при наличии таковых.

  7. наряду с описанием памятника необходимо сделать глазомерный или инструментальный план в определённом масштабе, а также нанести на карту.



II.Примерная схема описания выявленного археологического объекта, разработанная А.И.Мартыновым и Я.А.Шером.

^ ПУНКТ№


район

Памятник

Землепользователи

Привязки




Кем, когда открыт

Гидрология

Топография

Состояние поверхности




Размеры

Индивидуальные находки

Культурная принадлежность





^ Фото общего вида с стороны. Плёнка№ . Кадр№ Описание работ ( шурф, зачистка обнажения, сбор подъёмного материала)






Стратиграфия шурфа









^ Фото стенки шурфа. Плёнка № . Кадр№ .


Составитель


Дата составления
^ III. ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМИ ПРОЕКТАМИ



^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

СРОКИ

ИСПОЛНИТЕЛЬ

КОНТРОЛЬ

ПРИМЕЧ.

Вводный этап:

1)Установочное занятие: выбор тем, оформление проектных групп.

^ 2)Стендовая информация о проектной работе.

3)Консультации по выбору тематики. Составление индивидуальных планов.


Сентябрь

Сентябрь


Октябрь












^ Поисковый этап:

1)Сбор и систематизация материала;

2)Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и оформлению проектов.


Октябрь-


Декабрь










^ Обобщающий этап:

1)Оформление реферативной и иллюстрационной части;

2)Репетиционное-консультационное занятие – «предзащита»;

3)Индивидуальные и групповые консультации по доработке проектов и рефератов.


Январь

Февраль

Март










^ Заключительный этап:

1)Публичная защита проектов;

2)Обобщение материалов;

3)Оформление отчётов- выставок о проделанной работе.


Апрель


Май












^ IV.ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ:
1.Отчёт по экспедиции 2002;2003; 2004 годов.

2.Оружие древних славян.

3.Археологическая исследованность Борисоглебского края.

4.Реставрация сосудов и керамики.

5.Следы скифо-сарматской культуры в Прихопёрском крае.

6.Славянский календарь.

7.Пантеон славянских богов.

8.Славянский костюм.

9.Украшения древних славян.

10.Моя родословная.

IX.Условия реализации программы:

1.Организационно-кадровые:

а) реализация системы подбора кадров (в первую очередь, для лагерной работы);

б) организация информационного взаимодействия в процессе реализации (планёрки, семинары);

в) подготовка собственных кадров на основе группы совершенствования;

г) наличие базы внедрения программы (гимназия, музей, СЮТУР, Дом ремёсел, БГПИ).

2.Научно-методические:

а) наличие договоров о совместной деятельности и об оказании методической помощи с пединститутом, музеем и т. д.;

б) создание системы методического обеспечения (наличие научных консультантов по предмету и по всей программе в целом);

в) заявленная или прогнозируемая потребность различных социальных институтов в реализации программы;

г) оформление заказа на теоретические и методические разработки в рамках программы;

д) обобщение опыта работы с последующей публикацией материалов (учителей и детей).

^ 3. Содержательно-деятельностные. Обеспечение содержательной наполненности деятельности:

а) проработка основных тем и форм деятельности программы с её участниками; участие детей в планировании (запрос);

б) разнообразие форм деятельности и свобода выбора (микро- и макро-группы);

в) аналитические сопровождение процесса реализации программы (рефлексия и последействие).

4.Материально-технические:

а) максимальное использование имеющейся в гимназии базы (музейная экспозиция, палатки, спальники, лопаты и т.д.);

б) привлечение дополнительных средств и возможностей (база МДЦО «Дружба», технической базы БГПИ и т.д.);

в) использование аксессуаров и символики (галстуки, форма, хоругвь и т. д.).

^ 5.Информационные. Обеспечение единого информационного поля:

а) литература;

б) выпуск гимназического бюллетеня – газета «Гимназичка»,

в) создание сайта в Интернете.


11


VII. Паспорт научно-исследовательского Общества Учащихся «РУСИЧЪ».

1. Направления научной работы

1.Исследовательское:

-археология: раскопки и реставрация памятников.

-краеведение: этнографические экспедиции и изучение истории малых сёл Борисоглебского района, исследовательская работа по направлениям:

1.Отчёт по экспедиции 2002-2003, 2004 годов.

2.Оружие древних славян.

3.Археологическая исследованность Борисоглебского края.

4.Реставрация сосудов и керамики.

5.Следы скифо-сарматской культуры в Прихопёрском крае.

6.Славянский календарь.

7.Пантеон славянских богов.

8.Славянский костюм.

9.Украшения древних славян.

10.Моя родословная.

11.Человек в истории России.

12.Следы войны.

13.Этнографический проект «Игры Борисоглебского района».

14.Этнографический проект «Малые деревни Борисоглебского района». (Летопись деревень).

15.Живые истоки: утварь, местные традиции, храмы.

16.Имена поэтов-учёных на карте края.

17.Школьная страна.

18.Санкт-Петербург и Воронежский край.

19.На страже порядка (200 лет МВД).

20.Становление патриота (армия, флот).

21.Знатоки родного края.

22.Школьные музеи.

-моделирование условий жизни древних славян: одежда, оружие, жилища.

2.Воспитательное: деятельность как детского объединения лидерского типа.

3. Организация летней занятости учащихся – полевой археологический лагерь «РУСИЧЪ»; археологические экспедиции.

2.ФИО руководителя

Ушкова О.Г.- преподаватель истории и английского языка гимназии №1.

3.Количество участников

40 человек – учащихся 5-10 классов гимназии №1 и школ города

4.С каким ВУЗом сотрудничает

БГПИ – совместные раскопки кургана Тюковка-3 и протославянского поселения Борисоглебское-4;

^ ВГУ – посещение академической экспедиции ВГУ в п.Рамонь;

ЛГПИ – сотрудничество с кафедрой археологии.

5.Научные руководители

Консультанты по археологии:

Мулкиджанян Я.П. - сотрудник Государственной инспекции по охране историко-культурного наследия Воронежской области;

Ушков М.А. – преподаватель археологии кафедры Отечественной истории БГПИ;

^ Медведев А.П. - профессор кафедры археологии ВГУ;

Бессуднов А.Н. – зав. Кафедрой Отечественной истории ЛГПИ.

Консультанты по краеведению:

Губанова Е.Н. – доцент кафедры начального образования БГПИ;

^ Апальков Ю.А, - директор Борисоглебского историко-художественного музея.

6. Участие в конференциях, олимпиадах, наличие публикаций.

I.Воспитательный блок:

2000г. - II место в конкурсе экспресс газет и I место в конкурсе «Лучший проект» на слёте детских объединений «Мы выбираем свой путь»;

2001 год - I место в конкурсе «Лидер года», лауреаты фестиваля «Хоровод», I место в конкурсе рекламных проектов;

2002 год - II место в выставке декоративно-прикладного творчества «Короб чудес»,

2003 год - III место в конкурсе русского костюма «Русская красавица»;

2004 год – участие в акции «Нет – наркотикам!», II место в соревновании танцевальных коллективов

2005 год – победитель городского смотра-конкурса ДО и организаций в рамках юбилейного марафона «Да здравствует СДО!» в номинации «За уважение к традициям предков»; получение свидетельства о том, что в книге почёта «Виват, Борисоглебск!» сделана запись о высоких достижениях «РУСИЧА» в области образования.

^ II.Образовательный блок:

2001 год - дипломанты городского и областного конкурса «Край родной», дипломанты областной археологической конференции «Возвращение к истокам»;

2002 год – дипломанты городского и областного конкурсов «Живые истоки», победители выставки прикладного творчества «Возрождение секретов старых мастеров», дипломанты городской краеведческой конференции «200 лет МВД», победа в фестивале риторики;

^ 2003 год - дипломанты городской краеведческой конференции «300 лет Петербургу», победа в фестивале риторики, дипломанты I городского сбора младших школьников «Знатоки родного края»;

2004 год – дипломанты городской и призёры областной краеведческой конференции «Имена художников, писателей и поэтов на карте Воронежской области», победители областного конкурса риторики.

2005 год – победитель городской и областной краеведческих конференций, посвященных Великой Победе, победители областного фестиваля риторики (дебаты).

^ III. Лагерные смены:

1999 год – участие в фестивале лагерей России в ВДЦО «Орлёнок»;

2000 год – международная российско-германская смена в полевом археологическом лагере на раскопках Борисоглебское-4;

2001- 2002 год – полевой палаточный лагерь «РУСИЧЪ», программа «Истоки», археологическая экспедиция;

^ 2003-2005 год – полевой палаточный лагерь «РУСИЧЪ», программа «Ярилоград», археологическая экспедиция.

IV. Двухдневный выездной фестиваль «Родник» (Восстанови родник памяти!) -2000 год.



^ VIII. Итоги работы археологического отряда «РУСИЧЪ»

по достижению поставленных задач:

*Члены НИОУ «РУСИЧЪ» учатся в ВГУ и в БГПИ на профильных факультетах – исторический, историко-филологический и юридический (9 чел.).


1999 год

14 чел.

2000 год

26 чел.

2001 год

31 чел.

2002 год

42 чел.

2003 год

46 чел.

2004 год

48 чел.

2005 год

56 чел.
** Рост количественного состава членов археологического отряда, участвовавших в раскопках:


Желающих попасть в отряд гораздо больше, но нет возможности обеспечить инвентарём и туристским оборудованием. Рассматривается вероятность сменной работы (по 10 дней) для удовлетворения стремления детей попасть на практику.


*** Обеспеченность собственными кадрами (инструкторами и вожатыми):

2003 год

4 чел.

2004 год

7 чел

2005 год

8 чел.



^ Содержание папки:


1. Образовательная программа МОУ «Борисоглебская гимназия №1» «Ходим мы по краю родному»…………………………………………………..1-11 стр.
2. Описание археологического памятника…………………………….12 стр. 3. Примерная схема описания выявленного археологического объекта, разработанная А.И.Мартыновым и Я.А.Шером……..13 стр. 4. Циклограмма работы над учебными проектами……………..14 стр.
5. Тематика проектов и рефератов……………………………………………14 стр.

6. Схема включения гимназиста (члена архотряда «РУСИЧЪ») в социум…………………………………………………………………………………………15 стр.

7. Паспорт научно-исследовательского Общества Учащихся «РУСИЧЪ»…………………………………………………………………………………..16-18 стр.

8. Итоги работы археологического отряда «РУСИЧЪ»

по достижению поставленных задач………………………………….18 стр.


9. Вводное занятие с членами археологического отряда

первого года обучения «Мы идём в разведку!»…………………19-23 стр.


10. Сценарий игры «Бой с варягами»………………………………………….24 стр.






^ Сценарий игры «Бой с варягами».


Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Участники делятся на несколько групп (по жребию), которые получают названия по названиям славянских племён: поляне, волыняне, кривичи, радимичи. В составе команды (дружины) выделяются князь, княгиня, воевода, волхв. Остальные участники – дружинники.

Легенда: на Русь напали варяги и, чтобы остановить их продвижение на Русь, нужно выставить против варягов объединённые силы. Но на Руси об этом не знают, и каждое племя пытается доказать, что оно самое лучшее и сможет победить врагов.

Для снаряжения войска против варягов необходимы средства (гривны), а их можно заработать, победив в конкурсах, которые проводит Великий князь. Каждое племя выставляет своих участников на каждом этапе соревнований. За победу на каждом этапе дружина может получить 5 гривен, за второе место - 4, за третье – 3 и т.д.


1 этап: представление всей дружиной князя и княгини, а также легенды своего племени. Можно использовать элементы драматизации, инсценировку песен, стихотворный текст и т.д. На подготовку отводится около часа, т.о., задание необходимо дать заранее. Жюри в составе Великого князя, Верховного волхва и Бога Перуна оценивает представление в гривнах.


2 этап: участвуют князь и княгиня. Задание: провести князя с завязанными глазами через лабиринт, обозначенный пластиковыми бутылками. Княгиня находится на месте старта и может лишь звуками помогать князю определить направление движения.


^ 3 этап: участвуют все дружинники – перетягивание каната. По дружинам распределяются места с первого по четвёртое.


4 этап: Соревнуются волхвы. Они отвечают на вопросы о сказках.

А) В какой сказке говорится о четырёх покушениях на убийство и убийстве? ---- «Колобок».

Б) В какой сказке говорится о рационализаторском внедрении в сельское хозяйство? --- «Репка».

В) В какой сказке речь идёт об издержках лёгкой промышленности? ---- «Новое платье короля».

Г) Кто был прототипом Пьеро в сказке «Приключения Буратино»? --- А.Блок.

^ Д) Речь идёт о женщине – первом космонавте. Кто она? --- Баба Яга.


Подведение итогов. Подсчитывается количество собранных гривен. Выделяются победители. Однако оказывается, что для того, чтобы снарядить дружину и победить варягов количества гривен, которые есть у каждой дружины в отдельности, не хватает. Смысл в том, чтобы побудить команды объединить выигранные гривны.

^ Команды удаляются на совещание и решают вопрос, сохранить ли деньги, но потерять свободу или объединить усилия для создания объединённого войска.





МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

^ НИОУ «РУСИЧЪ»






Вводное занятие с членами археологического отряда

первого года обучения по программе «Ходим мы по краю родному…»


Мы идём в разведку!


Разработала Ушкова Ольга Геннадиевна,

педагог дополнительного образования

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»


Возраст обучающихся – 8-11 лет.


Цель занятия: Сформировать устойчивый интерес и положительную мотивацию к изучению археологии.


Задачи занятия:

1.Ознакомить с некоторыми археологическими памятниками на территории Воронежской области.

2.Сформировать понятие о некоторых археологических терминах и приёмах.

3.Дать краткую характеристику археологическому отряду «РУСИЧЪ».

4.Наметить дальнейшие ориентиры обучения.

5.Создать мажорный микроклимат успеха в группе.

6.Воспитывать умение работать в коллективе, чувство гордости за свою историю.


Оборудование:

1.Карта изученности Воронежской области.

2.Атрибуты археологического отряда.

3.Бейджики с эмблемами «Русича».

4.Стенды археологического отряда.

5. Видеокассета с записями высказываний членов архотряда.

6.План-схема разведки; мини-стенды с терминами.

7.Керамика из школьного музея, артефакты.

8.Лопата, кисточка, тарелка.

9.Шлем

10.Грамоты за удачную работу.

Ход занятия:


  1. Приветствие.

Доброе утро, дорогие отроки! Это обычное приветствие друг друга в археологическом отряде, на первое занятие которого вы пришли. Я поздравляю вас с принятием решения влиться в дружные ряды Воронежских археологов. Наш археологический отряд, в котором 28 человек учащихся гимназии №1 г. Борисоглебска и других школ города и даже из гимназии №4 , лицея №5, гимназии №2, гимназии №9 г.Воронежа и из городов Москвы, Санкт-Петербурга и Новороссийска, носит название «РУСИЧЪ». Перед вами – хоругвь (флаг) нашего отряда. Вверху буквы МИКЦ, что означает Молодёжный Историко-краеведческий Центр, подразделением которого и является наш отряд. Ниже – буква «А»- археология в виде пирамиды, внутри которой находится целый мир, половина которого нам открыта, а вторая половина – это тайны и загадки прошлого. На этих стендах – информация о деятельности нашего отряда, они называются отроки, что значит младшие, и гридни. Вы – пока что отроки, но вы можете считаться полноценными членами, я сейчас вручаю вам удостоверение членов «РУСИЧА». Мои поздравления, а от членов архотряда – привет. (Видеозапись).


^ II. Основная часть.

1. Итак, вы хотите быть такими, как они? Конечно же, да. Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос – «Что же такое археология?» (Ответы учащихся).

^ А теперь – внимание, стенд. (Археология – специальная наука, которая изучает материальные свидетельства трудовой деятельности человека.)


2.Что пополнить наши знания, мы сегодня отправимся в разведку. Мы узнаем, какие есть археологические достопримечательности на территории Воронежской области, узнаем, что такое артефакт, подъёмный материал и многое-многое другое. Тема нашего занятия – «Мы идём в разведку…»

^ Внимание – на стенд. (Археологическая разведка – исследование местности на предмет выявления и фиксации археологических памятников.)


3. Итак, мы с вами – отряд археологов, вышли найти что-нибудь важное и серьёзное. Мы идём по определённому маршруту. Вот он, на карте-схеме. Всё, что мы обнаружим в разведке, мы занесём на планшет. Один из вас – навигатор, он будет обозначать следующий пункт похода, другой – ответственный за фиксацию найденного и узнанного, он будет записывать полученные знания. Ещё мне требуется ответственный за инвентарь, он у нас в рюкзаке, и за находки (очень аккуратный человек). По моему сигналу она будет доставать археологические находки из ящика. Все остальные – рабочие экспедиции.


4. Каков первый пункт нашего похода? – Костёнки. Недалеко от Воронежа находится музей под открытым небом. Это – раскопки и на их основании воспроизведённые элементы жизни древнейших людей в нашей местности, живущих в каменном веке около 35 тыс. лет т.н. Это – период палеолита – древнего каменного века, а люди были охотниками на мамонтов. Представьте себе, жили в наших краях и эти мохнатые слоны. Наш ответственный за находки сейчас покажет примерное орудие труда того периода. (топор).

^ Мы делаем первый вывод – на территории Воронежской области люди жили тысячелетия тому назад, поэтому мы можем вести наше летоисчисление с каменного века.

В Костёнках мы обязательно побываем, а сейчас фиксируем название этого археологического памятника на планшете и двигаемся дальше. (мамонт).


5. Что следующее? Работа в музеях. Кроме раскопок на местности, археологи работают и в музеях и в кабинетах – изучают уже найденное до них, маркируют, чистят, прорисовывают и реставрируют артефакты. Внимание – на стенд. (Артефакт – созданный человеком предмет, вещь. Камеральная обработка –

сохранение и консервация обнаруженного материала до окончательной обработки.) Из ящика достаём керамику. Обратите внимание: здесь развал одного сосуда и реставрированный второй. Все черепки имеют маркировку.

^ Записываем на планшете – камеральная обработка, и снова в путь.


6. На территории Воронежской области жили и наши далёкие предки – протославяне. Ещё не славяне полностью, но их предки. Мы копали поселение протославян, которое носит название Борисоглебское-4. это поселение, жители которого ушли из него спокойно, без борьбы, поэтому всё, что они считали нужным, унесли с собой. Артефактов осталось для археологов очень мало, поэтому они весьма ценны. Достаём тарелку. Это – развал сосуда 3-го века н.э. А на стендах есть информация об этих раскопках.

^ На планшете – надпись «протославяне», (керамика).


7. Навигатор, куда дальше? А далее – зарядка. Работы для археолога много – и раскоп копать, и палатки ставить, и еду готовить, и артефакты обрабатывать. Да, и посуду мыть! Куда же от неё? Работа может быть интересной и не очень, но делать её нужно. Для выполнения таких видов работ у нас создаются верви. (Вервь – община (коллектив) у древних славян.) Играем в игру. Я называю слово «вервь» и цифру, например, 3. Вы должны быстро разбиться на тройки, а наш завхоз вручит каждой верви инвентарь, обозначающий работу, которую вы будете выполнять. Но вы должны хорошо помнить: орудия труда – не игрушка, и не забывать о правилах обращения с ними. Это называется техникой безопасности. (Техника безопасности – правила поведения и обращения с инструментами при проведении археологической экспедиции.) Играем. Затем записываем: «вервь», (творческие группы).


8. Возвращаемся к археологии. Загадок на Воронежской земле ещё очень много. Сюда доходили скифы, здесь кочевали сарматы, археологи и простые люди нередко находят странные вещи. Например, в Борисоглебском историко-художественном музее хранится серебряное зеркало с иероглифами на нём, а нам принесли арабский наконечник стрелы. Это - подъёмный материал. (Подъёмный материал = это те находки, которые делаются без проведения специальных работ). Откуда они здесь, когда и до Китая, и да Африки – тысячи километров. Эти загадки, и многие другие предстоит разгадать именно вам. Посмотрите на карту. На неё обозначены уже обнаруженные памятники – курганы, поселения, городища. Мы вносим свой вклад и в разгадку загадок, и в их появление. Так, при раскопках кургана Тюковка – 18 были обнаружены два скелеты людей, похороненных там, и одна челюсть. (Курган – сложное архитектурное сооружение из земли или из камня, часто с применением деревянных конструкций, включающее погребение людей.)

Мы до сих пор не знаем, кому она принадлежит. Давайте запишем: «сарматы», т.к. именно они дают нам наибольшее количество загадок, и двинемся дальше.


^ 9. Каждый археолог мечтает найти то, что его прославит, мечтает сообщить миру те сведения, которые не были известны. Жил в XIX веке замечательный человек Генрих Шлиман. Ещё в детстве он прочитал поэмы древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея», где говорилось о Троянской войне, и захотел найти этот древний город. Много лет прошло, прежде чем он сумел осуществить свою мечту. Он нашел великий город, правда, не тот, о котором говорилось в поэме, но тоже Трою. Он нашёл клад царя Трои Приама, в котором было множество золотых украшений. Про жизнь древних греков рассказывает фильм «Троя». А в другом фильме «Джентльмены удачи» воры украли найденный археологами шлем Александра Македонского. Есть специальный раздел археологии – археология оружия. В наших местах мало находок оружия, но археологи из нашего отряда изучают его по книгам и реставрируют внешний вид оружия. Я привезла шлем, сделанный нашими старшими ребятами. Пусть всем, кто примерит его, сегодня сопутствует удача.

10. Наша разведка подходит к концу. Когда вернётесь домой, составьте отчёт о проведённой разведке, о сейчас подведём итоги нашего занятия, ответив на вопросы. 1.Древнейший памятник на территории Воронежской области.

2.Вещи, сделанные человеком и найденные археологами.

3.Что обнаруживают на поверхности земли?

4.Знаменитый археолог древности.

5.Правила, помогающие не получит травму во время проведения раскопок.

III. Подведение итогов. Вы выдержали долгий путь и не дрогнули. Из вас получатся хорошие археологи. Я хочу вручить вам на память грамоты от руководителя раскопок воеводы Михаила и от меня, я значусь княгиней Ольгой. До новых встреч.

optimalnaya-zarplata.html
optimalnij-sostav-mashinno-traktornogo-parka-uchhoza-kostromskoe.html
optimizaciya-ispolzovaniya-osnovnih-fondov.html
optimizaciya-logisticheskoj-sistemi-postavok-pechatnoj-produkcii-do-predpriyatij-roznichnoj-torgovli.html
optimizaciya-portfelya-finansovih-aktivov-pri-ogranichenii-na-ih-celochislennost.html
optimizaciya-proizvodstvenno-otraslevoj-strukturi-predpriyatiya-shk-luch.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-1-den-6-dekabrya-200-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ivanovskij-leonid-igorevich.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chasti-tela-i-ih-funkcii-sootnositelno-s-zonami-vliyaniya-kachestv-istochnik-s-kotorogo-bil-otskanirovan-tekst-neizvesten.html
  • literatura.bystrickaya.ru/resheniem-pedagogicheskogo-soveta.html
  • education.bystrickaya.ru/126-urovni-upravleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-informacionnie-resursi-disciplini-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg.html
  • notebook.bystrickaya.ru/httpkp-uadaily23070849117.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabota-s-pedagogicheskim-kollektivom-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnost-svyazi-s-obshestvennostyu-status-disciplini-opd.html
  • credit.bystrickaya.ru/partment-of-the-university-did-you-take-preparatory-courses-in-englishrussian-history-of-science.html
  • klass.bystrickaya.ru/averyanov-l-ya-iskusstvo-zadavat-voprosi-m-1987.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-o-prigune-i-skolzyashem-26-stranica-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regionalnie-programmi-11-vologda-11-vyacheslav-pozgalyov-slishat-lyudej-odno-iz-glavnih-umenij-vlasti-vsyo35-11-rostovskaya-oblast-12.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slovo-21-o-raznih-predmetah-v-voprosah-i-otvetah-prepodobnij-isaak-sirin.html
  • college.bystrickaya.ru/3-rodoslovnaya-dvuh-iisus-otrokov-antroposofiya-i-bibliya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problema-perevoda-biblii-v-perepiske-avgustina-i-ieronima.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vhod-dlya-polzovatelej-konspekt-lekcij-pomozhet-v-podgotovke-i-uspeshnoj-sdache-ekzamenov-lekciya-krizisi-v-tendenciyah.html
  • exam.bystrickaya.ru/vedushij-spasibo-tak-igor-evgenevich-pozhalujsta-levitin-ie-as-takoe-meropriyatie-vpervie-provoditsya-opita.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nazvanie-stati-ustojchivoe-ocenivanie-odnovremennogo-trenda-srednego-i-dispersii-sluchajnogo-signala.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-oblastnom-seminare-soveshanii-sohranenie-zhizni-i-zdorovya-rabotnikov-nasha-obshaya-zadacha.html
  • writing.bystrickaya.ru/crimonology-essay-research-paper-if-you-look.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnihrabo-t-stranica-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-opita-raboti-uchitelya-istorii-i-obshestvoznaniya-novoberezovskoj-sosh-letyaginoj-tamari-vladimirovni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-gabriel-garsiya-markes-izvestie-o-pohishenii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu-060108-farmaciya-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-standart-soyuza-ssr.html
  • education.bystrickaya.ru/232-kreditnaya-istoriya-emitenta-305044-rossiya-g-kursk-krasnoznamyonnaya-22-korp-a-informaciya-soderzhashayasya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakie-sushestvuyut-standarti-pravila-i-soglasheniya-v-oblasti-postroeniya-vichislitelnih-setej.html
  • control.bystrickaya.ru/bogi-vladimira-kniga-prodolzhenie-monografii-b-a-ribakova-yazichestvo-drevnih-slavyan.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhenskaya-prestupnost-ee-osobennosti-i-preduprezhdenie-chast-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-iv-gosudarstvennij-kommunizm-mihail-ivanovich-tugan-baranovskij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-tema-razrabotka-i-prodvizhenie-tura-dlya-shkolnikov.html
  • learn.bystrickaya.ru/fenomen-igri-v-proze-germana-gesse.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravo-na-zabastovku-organizaciya-i-procedura-eyo-provedeniya-v-rf-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-30-prestupleniya-protiv-zdorovya-naseleniya-i-obshestvennoj-nravstvennosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnikt-e-prednaznachen-za-lekari-zbolekari-farmacevti-i-studenti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.