.RU

О системе Станиславского - страница 5


2
^ 26. В какой мере помогает или мешает вам режиссер?

— Если режиссер нетерпелив, деспотичен, груб, если не чувствует, что увлекает актера, и настойчиво добивается своего, — он мешает. Если же режиссер сумеет увлечься тем, что волнует его самого, или сумеет найти среднее, что увлекает одинаково и его и актера, то помощь его актеру безгранична, и я затруднился бы даже сказать, кому в таком случае больше принадлежит созданный образ — актеру или режиссеру.

27. Улавливаете ли вы существенные различия в своем исполнении на последних репетициях, когда роль уже разработана, и первом публичном спектакле (или публичной генеральной репетиции)? Не случалось ли вам при таком первом публичном исполнении вносить существенные изменения в исполнение, в отдельные сцены или в общую окраску роли? Не можете ли вы указать, что оказало такое изменяющее действие?

— Первое исполнение на публике вносит существенные изменения в роль. Чем это объясняется, — не могу сказать. Кроме того, общий психологический лик публики (уровень ее духовной высоты) заставляет приспосабливаться к ней во время исполнения (помимо моего желания).

^ 28. Можете ли вы по своему желанию вызвать нужное по роли состояние духа?

— Да, если роль в данный период не неприятна. При нелюбви к роли у меня не хватает умения и внутренней энергии вызвать нужное состояние духа.

^ 29. Нужно ли вам для этого предварительно настроиться?

— Да.

30. Нет ли у вас каких-либо приемов, позволяющих вызвать сценические эмоции?

— Кроме обычных приемов, которые сводятся к тому, чтобы сосредоточить внимание на существе роли, я имею особый прием, состоящий в том, что путем ряда мыслей я вызываю в себе любовь к публике и на фоне этой любви могу в одно мгновение овладеть образом роли.

31. Прибегаете ли вы перед спектаклем к искусственным возбуждающим средствам; в виде правила для вас или в виде исключения? (Спрашивающие ручаются за полную тайну ответа.) Может быть, вы следили за влиянием таких искусственно возбуждающих средств на игре других?

— Нет.

^ 32. Замечали ли вы, что в день спектакля с утра вы преображаетесь в то лицо, которое вечером вы изображаете?

— Если роль нравится, то в течение дня несколько раз появляется самочувствие роли.
3
33. Волнение первого спектакля оказывало ли влияние на вашу игру, и если оказывало, то какое?

— Всегда благотворное влияние.

^ 34. Существует ли для вас различие (и по возможности — какое) в исполнении роли перед наполненной или мало наполненной залой?

— Мне кажется, что от количества публики в зрительном зале зависит и количество творческой анергии, затрачиваемое мною в данный вечер. Впрочем, при применении особого приема, указанного мною в п. 30, количество публики не имеет значения.

Вообще говоря, энергия, исходящая от публики, используется актером во время исполнения роли.

^ 35. Как отражается на вашем самочувствии во время спектакля: а) костюм, б) грим, в) декорации, г) бутафория?

— При пользовании ими в первый раз творческое состояние увеличивается, рождаются новые моменты в роли, многое уясняется и т. д. При повторных спектаклях острота отношения теряется, и только тогда замечается ценность а), б), в), г), когда в них появляются дефекты.

^ 36. В какой мере вы чувствуете как реальность то, что происходит вокруг вас на сцене?

— Это зависит от степени творческой напряженности. Но реальность на сцене имеет существенное различие от реальности в жизни (см. п. 37 и 38). Могу ответить только примерами.

1) Переживал тяжелую тоску, расставаясь с любимым человеком. С этим совпала смерть моей матери. Под влиянием того и другого написал рассказ1, который и читал несколько раз на концертах. Был удовлетворен чтением. Переживаемое в жизни помогло исполнению на концертах (характер рассказа соответствует пережитому).

2) При упомянутом выше переживании должен был исполнять водевиль — абсолютно не удалось. Мучительное состояние.

3) Присутствовал первый раз в жизни на хирургической операции. В 6 часов вечера операция кончилась, в 8 часов я играл Хлестакова. Необычайный подъем. Степень вдохновения, пережитая мною единственный раз за всю театральную практику.

Вообще же веселое, радостное настроение благоприятствует исполнению роли, какого бы она характера ни была.

^ 37. Обстоятельства вашей жизни, имеющие в данный момент сходство с тем, что происходит на сцене, оказывают ли влияние на вашу игру?

38. Исполнялась ли вами комическая или веселая роль в то время, когда вы расстроены каким-либо несчастьем, и как это отражалось на вашей игре, как отражалось на публике?

39. Приходилось ли вам использовать в своей игре случайности спектакля?

— Да.

40. Способны, ли расстроить вашу игру ошибки партнера в тексте, неожиданные изменения в мизансцене, задержки выхода и т. д.?

— Если перечисленные изменения и случайности происходят от небрежности, — они расстраивают, случайность же вообще освежает самочувствие и поднимает творческую энергию.

^ 41. Приходилось ли вам вследствие случайного ослабления памяти импровизировать текст и как это отражалось на сценических ваших чувствах?

— Я обычно теряюсь в таких случаях в первое мгновение. Дальнейшее зависит от того, насколько удачно сымитирован текст.

^ 42. Чувствуете ли вы, когда играете, настроение зрительного зала?

— Всегда и очень.

43. Как влияют на вас рукоплескания и вызовы зрительного зала?

— Очень люблю и ценю аплодисменты и вызовы не потому только, что это может быть приятно мне лично, но потому главным образом, что чувствую в этом необходимое, естественное, простое и сильное единение публики и актеров; обмен не только силой и чувствами, но и еще чем-то, что одинаково необходимо как для смотрящих, так и для играющих.

^ 44. Во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли вы невольно тон и осанку лица, вами изображенного?

— Зависит от того, насколько роль любима в данный период, насколько удачен данный спектакль, какова степень утомленности после спектакля и т. д.

^ 45. После ухода со сцены немедленно ли вы приходите в свое обычное состояние?

— См. п. 44. Роль Фрэзера из «Потопа» еще долго живет во мне после окончания спектакля. Вероятно, то же было бы и с Эриком XIV, если бы не сильнейшее утомление.

^ 46. Какое влияние оказывают на вашу игру отзывы публики и критики?

— Особенно глубокого влияния не оказывают. (Исключаю случаи, когда суждение исходит от лица с художественным тактом и пониманием, с которым я особенно считаюсь.)

47. Помогал ли вам практический анализ вашего исполнения, даваемый театральными рецензиями? Извлекали ли вы полезные для вашего исполнения указания? Вносили ли вы изменения в свое исполнение под влиянием таких указаний?

— Очень редко встречал серьезный критический анализ исполненных мною ролей. (Наиболее полезное влияние оказывали те места критического анализа, где указывались мои недостатки.)

^ 48. Отношение труппы и партнеров к вам лично оказывают ли влияние на вашу игру?

— Да.

49. Личное ваше отношение к партнеру оказывает ли влияние на вашу игру?

— Сильное. Если оно неблагоприятно, это служит препятствием к погружению в творческое состояние. Если творческое состояние все же достигнуто, то личное отношение к партнеру теряется.

50. Считаете ли вы необходимым сценическое переживание в салом спектакле при каждом его повторении (как это считал Сальвини) или лишь в процессе подготовки (как это считал Коклен)?

— Сальвини.

^ 51. Есть ли, по вашему мнению, отличие эмоций сценических от жизненных, и в чем оно, по-вашему, заключается?

— Переживание в жизни носит личный характер (эгоистичные переживания не допускают объективного к ним отношения). Переживания на сцене — внеличны (сверхличны), не эгоистичны, допускают к себе объективное отношение.

^ 52. Забываетесь ли вы целиком в роли или в отдельных местах роли, и в каких? Если вы забываетесь, то какое впечатление производит это на публику?

— Забываюсь целиком в роли или в отдельных местах ее (безразлично в каких) только в том случае, когда изливается на сцене та моя индивидуальная идея, о которой я упоминал в п. 9.

53. Моменты переживания на сцене вызывают ли у вас подлинные, жизненные переживания?

— Нет, то есть творческое внеличное переживание не переходит в жизненное личное.

54. Можете ли вы произвольно вызвать слезы, бледность, задержку дыхания ?

— Могу вызвать те переживания, в результате которых могут появиться слезы, бледность и т. д. Но вызвать задержку дыхания, слезу, бледность и т. д. как таковые — не могу.

^ 55. Что, по вашему мнению, производит большее впечатление на зрителей: непосредственное переживание или произвольно вызванное?

— На публику производит впечатление только творческое, сценическое (то есть внеличное), нежизненное переживание (независимо от того, как оно возникло).

Может быть, я не понял вопроса.

^ 56. Не замечали ли вы, что в случае отсутствия переживания при исполнении правильное внешнее выражение переживания способствует возникновению переживания?

— Да. Только нужно иметь смелость выполнить внешне правильно предстоящую в данный момент задачу, не смущаясь скромностью ее и малой занимательностью для публики. Коли это выполнено — переживание наступит непременно.

57. Бывает ли с вами во время игры, что часть ваших мыслительных способностей поглощена ролью и в то же время вы способны контролировать себя и дать отчет в том впечатлении, которое вы производите на публику?

— См. п. 20. Кроме того, в случаях совершенно неудачного исполнения и присутствия желания быть сколько-нибудь порядочным по отношению к данному спектаклю в сознании Ф полной ясностью проходят посторонние мысли. Но тут может случиться, что освобожденное и ненасилуемое подсознание мгновенно одерживает победу, уничтожает лень, усталость, апатию и приводит душу в творческое состояние.

Разумеется, я не смотрю на это как на путь к достижению творческого состояния.

^ 58. Совершается в вас творческий процесс при каждом исполнении роли или только лишь при ее создании?

— Стремлюсь к творческому процессу при каждом исполнении, но достигаю этого сравнительно редко.

59. Перечислите роли, которые вы считаете наиболее удачными.

— Фрэзер — «Потоп». Эрик XIV. Калеб — «Сверчок» (в первые ходы исполнения).

60. Перечислите роли, которые вы больше всего любите2.

— Фрэзер - «Потоп». Эрик XIV. Мальволио — «12-я ночь».

61. Не можете ли вы указать, за что вы любите перечисленные роли?

— Фрэзер — за резкий и яркий переход от крайнего зла и эгоизма к глубокой душевности и любви и обратно. За комизм.

Эрик XIV — за страдания.

Мальволио — за грубый комизм и наивную похотливость. Все эти определения поверхностны и грубы. Настоящий ответ мог бы быть дан в связи с п. 9 (индивидуальная идея).

^ 62. Всегда ли любимые вами роли признаются наиболее удачными?

— Нет. Например, Мальволио. (Впрочем, в Мальволио публику оскорбляет беззастенчивое и подчас неприличное изображение мною его похотливости.)

^ 63. Испытываете ли вы во время игры на сцене особенное чувство радости и чем, по-вашему, это особое чувство вызывается?

— Чувство радости, всегда испытываемое в творческом состоянии, вызывается: 1) освобождением от собственной личности и 2) осознанием (или, вернее, переживанием) той творческой идеи (п. 9), которая недоступна обычному моему сознанию.

64. Получаете ли вы больше удовлетворения от ролей, типы которых вам симпатичны и характер коих сходен с вашим, или, напротив, вам приятнее изображать лиц, противоположных вам?

— Не могу дать ответа. Думаю, что слишком близкое сходство роли с характером исполнителя не благоприятствует вживанию в роль и ее исполнению.

^ 65. Играя роль несколько раз, одинаково ли вы ее играете?

— Всегда более или менее различно.

66. Влияет ли на ваше исполнение перемена театра (здания или коллектива), чувствуете ли вы различие в своих творческих сценических самочувствиях в зависимости от перемены театра?

— Влияет, и по большей части к худшему.

67. Замечаете ли вы тот момент в часто играемой роли, когда утрачивается свежесть исполнения? Не можете ли вы дать более или менее определенную цифру такого спектакля? И делаете ли вы что-нибудь, чтобы устранить это?

— Приблизительно восьмой, десятый спектакль. О приемах освежения роли см. п. 30.

^ 68. Приходилось ли вам играть роль вновь после большого перерыва и связывало ли вас первое ваше воплощение роли при таком повторном ее приготовлении?

— Не приходилось.

Анкета была составлена Государственной Академией художественных наук в 1923 г. при участии Н. Е. Эфроса, Л. Я. Гуревич, А. П. Петровского и других. Всего было собрано 15 анкет у актеров различных театров и поколений. Ответы Чехова на анкету записал П. А. Марков. Подпись Чехова удостоверяет точность записи.

1 Рассказ, о котором идет речь, не обнаружен.

2 В «Автобиографии», опубликованной в сборнике «Актеры и режиссеры» (М., 1928), Чехов писал; «Я затруднился бы какую-нибудь роль назвать любимой. Каждая роль требовала своей большой работы; сделав эту работу, я роль забывал. Пожалуй, больше всего чувства у меня осталось к роли царя Федора».

nalogi-v-ukraine.html
nalogooblozhenie-bankov-chast-2.html
nalogooblozhenie-dohodov-fizicheskih-lic-v-rk.html
nalogooblozhenie-dohodov-inostrannih-yuridicheskih-lic.html
nalogooblozhenie-fizicheskih-lic-2-socialno-ekonomicheskaya-sushnost.html
nalogooblozhenie-imushestva-fizicheskih-lic-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolmogorovskie-chteniya-v-yaroslavle-i-voprosi-matematicheskogo-obrazovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/okonchanie-vojni-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-torzhestvennih-meropriyatij-posvyashennih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-ulibka-s-dnevnim-prebivaniem-detej.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-pomosh-prepodavatelyu-organizatoru-obzh.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-o-sistemnom-postroenii-informacionnoj-sistemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/naimenovanie-ou-municipalnogo-obrazovaniya-v-2008-2009-uchebnom-godu-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-080301-kommerciya-torgovoe-delo-specializacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-stavropolskogo-kraya-i-germanii.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompleksna-elektrifkacya-virobnichih-procesv-kormocehu-fermi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-edinogo-dnya-pravovih-znanij-po-teme-konvenciya-oon-o-pravah-rebenka-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-inostrannij-yazik-osnovnoj-arabskij-yazik-po-napravleniyu-ekonomika-uroven-magistratura-.html
  • spur.bystrickaya.ru/lazarev-na-b-m-bim-bad-m-izd-vo-mosk-psihol-soc-in-ta-voronezh-izd-vo-npo-modek-2009-13-p-l.html
  • klass.bystrickaya.ru/6smetnoe-planirovanie-61-byudzhetnij-kodeks-rf-uchebno-metodicheskie-materiali.html
  • student.bystrickaya.ru/12-tehnologii-sozdaniya-struktur-kni-tehnologiya-pryamogo-srashivaniya-plastin-kremniya-i-tehnologicheskie-marshruti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-programma-yunie-druzya-prirodi-modificirovannaya-srok-realizacii-obrazovatelnoj.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-aspekti-obucheniya-shkolnikov-informatike-s-primeneniem-sistemi-upravleniya-kontentom-joomla.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastichnoe-i-obshee-ekonomicheskoe-ravnovesie.html
  • write.bystrickaya.ru/eshe-est-bolshoj-spisok-kotorie-zapisalis-na-slushanie-na-vistuplenie-vsem-budet-predostavleno-slovo-dlya-vistupleniya-dlya-togo-chtobi-zadat-voprosi-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-2008-g-trebovaniya-k-kandidatam-na-poluchenie-diploma-vhtennogo-mehanika-morskih-sudov-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-sovremennoj-aktualnosti-dnya-avtoportret-sokrashyonnoakcentirovannijvariant-vstupleniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonom-kamchatskoj-oblasti-ot-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-dlya-uchashihsya-9-go-klassa-absolyutnaya-gramotnost.html
  • uchit.bystrickaya.ru/taganrog-novosti-morskogo-i-rechnogo-transporta.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-efimov-gennadij-mihajlovich-ispolnyayushij-obyazannosti-glavi-nikiforovskogo-rajona.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-politologiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/3-5-zakoni-nasledovaniya-darvinizm-po-uollesu-yu-v-chajkovskij-nauka-o-razvitii-zhizni.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-rabochaya-gruppa-otkritogo-sostava-storon.html
  • letter.bystrickaya.ru/mlechnij-put-i-chyornaya-molniya-nochnaya-rolevaya-igra-didakticheskie-igri-na-urokah-osnovi-pravoslavnoj-kulturi.html
  • tests.bystrickaya.ru/koefficient-materinskoj-smertnosti-rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami-uchastnikami.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-marta-2011-goda.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-blm-zhne-ilim-ministrlgn-ksb-zhne-tehnikali-ou-dstemelk-keesnde-araldi-zhne-kelsld-hattama-2-09-2013zh.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-iv-kursa-specialnostej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neznakomec-vi-videli-potom-ester-i-sina-yago-dejstvuyushie-lica.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-fieb-napravlenie-podgotovki-140100-teploenergetika-i-teplotehnika-kvalifikaciya-stepen.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-realizacii-programmi-razvitiya-v-otchyotnom-periode-publichnij-otchyot-o-sostoyanii-i-rezultatah-razvitiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.