.RU

Название лекции:      - страница 3



Но смысл всех чудес в том, что чудеса по большому счету работают, и они нужны для определенного вида людей, которые ищут и спрашивающих этих чудес, а не для обычных среднестатистических людей, которым эти чудеса не принесут ни холоду ни жару. Они останутся незамеченными и непонимаемыми. Когда вопрос в том, что человек великий мастер, великий просветленный, он достиг этого состояния и вышел за пределы этой Вселенной, и ты спрашиваешь: может ли он ходить по этой Вселенной в теле человека и что-то еще делать, да может. Но с какой целью он это делает? Если есть цель, то есть какая-то причина. Цель
только одна, когда кто-то тебя из этого мира, чья-то другая душа, которая сама же вот-вот выйдет на этот же уровень, каким-то магическим непостижимым образом взывает к той высшей силе или к тому, что за пределами этого мира. То есть это прямое обращение. На прямое обращение есть такой же прямой ответ. Вот в этом случае да. Душа воплощается в этот мир, она начинает ходить и работать, как обычный человек и обращаться, чтобы помочь другим выйти за пределы. Вот в этом принцип Бодхисатвы. Это единственная мотивация.

Ученик:  Когда великие учителя уже этого достигли, они пребывают в этом состоянии, но при этом все равно что-то делают. Они как-то проявляют свои действия в этом мире, хотят что-то изменить?

Вадим Запорожцев:  Да. Надо четко понимать, что они для себя ничего не хотят, они и так для себя имеют все, что могли бы получить от этого мира. Но для себя, это понятно. Для них лично, если так можно сказать, для человека, поднявшегося за пределы личности, ничего не надо. Им этот мир не интересен, он для них солома. Но когда кто-то, кто еще считает этот мир не соломой, но на пути чтобы уже подняться начинает к ним взывать, чтобы они ему помогли. Как обычный человек молится? Господи, ты Всемогущий! Пошли мне миллиард долларов или еще что-нибудь в этом роде. Я конечно утрирую. Но есть обращение и есть ответ на обращение. Но ответ на обращение, понятно, что маленький ребенок сидит и так же молится своим родителям. О мама и папа, подарите мне тонну шоколада! А мама и папа прекрасно знают, что даже одного кг шоколада хватит, чтобы ему аллергией заболеть или расстройством, поэтому они не спешат выполнять такие глупые просьбы.

Но есть просьбы, на которые никогда не остается не отвечено - это просьбы о духовном пути и духовном самосовершенствовании. Вот когда они обращаются - это самое высшее, для чего весь этот мир сделан. Ответ на эту просьбу, конечно же, приходит гораздо быстрее, чем, если бы ты начал просить тонну шоколада или миллиард долларов. Они же не делают так, что человек, который просит о духовном пути, как по щелчку пальцев тут же реализовался. Нет, так они, конечно, не делают, но они, входя в этот мир, помогают ему самому осознать, самому дойти до этого уровня. Безусловно, путь всегда собственный. Никто никогда за другого человека не проходит, что ему надо сделать. Иначе это бессмысленно. Именно поэтому нет такого, что ты тут щелкнул пальцами, а другие там просветлились. Это невозможно в принципе. Точнее, почему бы ему с самого начала один раз не щелкнуть, чтобы в один миг все просветлились, начиная тараканом и заканчивая небожителем. Он ведь если на то пошло, то  может это сделать. Но это навязывание. Весь этот мир придуман для того, чтобы каждое живое существо само достигло просветления, само себя освободило из этих пут.

Другое дело, что существуют какие-то вспомогательные факторы, которые бы облегчили это достижение, да условия над этим или прямое обращение вверх. Ведь таракан не может напрямую обратиться к Господу Богу и попросить, чтобы тот его просветлил, у него пока еще нет этой идеи о Господе Боге. Точно также подавляющее большинство людей не может. Но если ты сам впрямую просишь, сам осознаешь могущество Бога, если ты сам осознаешь что действительно в его власти щелкнуть рукой, пальцем, и ты тут же просветлишься, это значит, что ты уже сам выполнил уровень победы. Ты сам уже достиг этого. Понимаешь? То есть ты может не физически, о у тебя уже алгоритм выработался. Вопрос только во времени. Да, Бог может ускорить это время до щелчка пальцев. Понимаешь? Но если ты просишь об освобождении, значит, тебе уже известна концепция, тебе уже известна идея. Значит, ты по большому счету уже победил. Понимаешь? А что осталось? Осталось только лишь время и твоя негативная и позитивная карма. Это мелочь, которая, ну, т.е.  логика. Здесь логика очень железная. Вопрос во времени. Ты хочешь избавиться от страданий как можно быстрее, сократить это время, а так же помочь другим это сделать.

Высшие силы ненавязчивы, пока ты их не попросишь что-либо сделать однозначно и бесповоротно, они не будут это делать. Почему? Точнее будут делать, но только так как они это видят, а не как ты это видишь. Почему? Потому что в противном случае это было бы навязывание, кто-то за тебя выполнял. Зачем Господь Бог прогоняет все эти живые существа через чистилище нашей Вселенной материальной? Ведь была какая-то цель, когда он создал весь этот мир и заставил нас, маленькие крупинки этого света проходить миллиардную эволюцию через живые существа, минералы, растения, животные, вплоть до человека, и дальше выйти. Мы уже говорили об этом. Зачем это было сделано.

Но вернемся к трактату Патанджали. Так вот, никто не будет лезть, если это была изначально задуманная система для того, чтобы ее победил каждый самостоятельно, то зачем же прерывать эту игру? Зачем тогда вообще все это было делать? Но логика. Абсолютная гармония. Лучше ты уже ничего не придумаешь. Понимаешь? До тех пор, пока ты не видишь гармонию, ты должен ее достигнуть. Но достижение гармонии не суть изменение внешнего, а суть изменения внутреннего, понимаешь? И да, действительно, я полностью согласен с одной стороны, состояние вот такого йога, обладающего всемогуществом. Он ведь по большому счету ничего не делает по той причине, что он не видит ничего достойного его. Не видит, что еще можно сделать. И так все совершенно. И поэтому ничего не делает. Но это вовсе не оправдание для людей, которые как страусы прячут голову в землю и говорят: если уж я должен достичь этого состояния давай-ка я сейчас сяду и буду внушать, что все хорошо. Есть же методы когда то, о чем ты думаешь, энергия сама должна подстроиться под это. Тем и становишься.

Смотришь, когда ты явно сталкиваешься с той вещью, которая является, если ты когда-то взорвал мост по своей глупости, не знаю ради какого интереса, раздобыл где-то взрывчатку и взорвал мост. И вот все люди мучаются, и не могут никак переправиться с одной стороны берега на другой берег. Конечно, это дисгармония. Дисгармонию сделал ты сам когда-то. Ну что ж, восстанови. В поте лица, и здесь не надо увещевать себя, что взорванный мост - это как раз гармония. Не надо самообманом заниматься. Восстанови его. Вот когда ты сам исправишь все те наслоения кармы, которую ты сам породил, вот только после этого ты увидишь гармонию, и тогда ты ничего не захочешь делать, потому что делать ничего и не нужно будет. Но пока ты видишь, что что-то должно быть сделано, пока ты видишь, что должен как-то помочь другим, то делай в поте лица и не теряй ни секунды. Только после вот этого раджаса очистится твоя карма, и ты увидишь саттву, а когда отделишься от саттвы, выйдешь, тогда ты по-настоящему освободишься.

Вернемся, мы несколько отошли в сторону. Йог приобретает достаточно любопытные силы, мягко говоря, возможность перекраивать Вселенную, и при беспристрастном отношении, в том числе и к этому, достигается выход за пределы Вселенной или самадхи без объекта. Интерпретируя это по-другому, когда вот оно - зеркало разума, и с течением эволюции мы его оттачиваем, оно начинает блестеть, по его поверхности ходят волны. Наше Я просвечивает его лучами собственного сознания, и нашему Я кажется, что оно есть этот разум. Потом долгой, долгой йогой количество воли в разуме сокращается, сокращается, сокращается, а потом возникает всего лишь одна волна. Я все равно считает себя разумом, но в этом разуме всего лишь одна волна. Человек в самадхи. Высочайший йоговский такой уровень. Но он все равно, тем не менее, отождествляет себя с саттвой разума. Затем наступает вещь фантастическая, уходит и последняя вот эта мысль. То есть в разуме ничего не остается, и в этот момент Я видит отраженное в разуме само себя. Оно понимает, что разум, которым оно себя считало, не является им, и направляет лучи сознания уже не в сторону разума, а само на себя, оно отказывается от саттвы разума, оно как бы разделяется, в том числе и с саттвой разума. А по большому счету просто выходит из этого мира. Оно поглощается. Я поглощается само в себе. Вот это самадхи без объекта, то, которое приносит освобождение. Как только это выполнено – все! Победа! Мы вышли из этого мира. Полностью вышли. Мы освободились.

Вопрос: «А можем мы опять вернуться?» Да ради Бога, но мы можем в любой момент и выйти из нее. Понимаешь? Можно потом снять направленность лучей сознания на разум, и опять как бы псевдоотождествиться с ним, поиграть в эту игру еще, а надоело, то опять выходим. При этом прибывая в состоянии внутри. Но вопрос: «Как избавиться от этой последней волны в разуме и от отождествления себя с разумом?» Вот в данном случае здесь сказано, что когда у человека одна волна в разуме, и он считает себя разумом, он действительно достигает могущества делать с этим миром все, что захочет. Когда же он беспристрастно относится и к этому состоянию, т. е. он точно также беспристрастно относится к этой вот одной волне в разуме, то он разотождествляется в том числе и с ней, и достигает абсолютной победы.

51. В случае приглашения от [существ], находящихся на [более высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.

Комментарий Вьясы:  Действительно, существует четыре [типа] таких йогинов: "избравшие лучший образ жизни", "находящиеся на сладостной ступени", "наделенные светом мудрости" и "вышедшие за пределы того, что следует культивировать". Из них к первому [типу принадлежит йогин], полностью посвятивший себя [психотехнической] практике; для него свет [мудрости] только проявился. Второй [тип] – "тот, кто обладает мудростью, несущей истину". Третий – тот, кто подчинил себе "[великие] элементы" и органы чувств и овладел способами сохранения всего, что было достигнуто вследствие йогической практики и что еще должно быть достигнуто. Он в совершенстве владеет методами реализации того, что уже было сделано и что еще предстоит сделать, и прочим. К четвертому [типу относится] тот, кто вышел за пределы всего, что следует культивировать. Его единственная цель – растворение сознания [в первопричине], и мудрость его, устремленная к высшей ступени [сосредоточения], – семи видов. Боги, пребывающие на [более высоких] ступенях существования, видят чистую саттву брахмана, [который принадлежит ко второму типу йогинов], реализовавших сладостную стадию [сосредоточения], и приглашают его к себе: "Пусть господин располагается здесь! Пусть он насладится в этих [сферах существования]! Это наслаждение так желанно! Эта девушка так привлекательна! Этот эликсир предотвращает старость и смерть! Эта колесница может двигаться по воздуху! Вот деревья, исполняющие все желания; вот благоуханная небесная река Мандакини. Здесь совершенные великие провидцы и несравненные в своей привлекательности апсары. Здесь [все наделены способностью] божественного слуха и божественного зрения, а тело подобно алмазу. Своими добродетелями, о почтеннейший, ты заслужил все это! Войди же в это высокое местопребывание, неразрушимое, нестареющее, неумирающее, любимое богами!" Йогину, который слышит такие призывы, следует углубиться в созерцание дефектов привязанности: "Поджариваемый на ужасных углях сансары, блуждающий во тьме рождений и смертей, я каким-то образом приблизился к светильнику йоги, рассеивающему мрак аффектов. А эти вихри чувственных объектов, порожденные страстным влечением, выступают препятствием [свету]. Почему же я, тот, кто поистине обрел свет, должен обманываться этой жаждой погони за чувственными объектами и превращать себя в топливо для огня сансары, разгорающегося вновь? Прощайте же, чувственные объекты! Вы подобны грезам, влекущим к себе несчастных людей". Укрепившись таким образом в решимости, пусть [йогин] практикует сосредоточение. Не воссоздавая привязанности, пусть он не испытывает также и тщеславия: "Я так желанен даже богам!" Ибо тот, кто в своем тщеславии воображает себя в полной безопасности, даже будучи схвачен смертью за волосы, не почувствует, что [схвачен] он сам. И тогда беспечность, которая ищет его слабые места и которой надлежит постоянно остерегаться, вырвавшись на волю, разбудит аффекты. А отсюда вновь [возникнет] нежелательная привязанность. Поэтому тот, кто избегает привязанности и тщеславия, укрепится в цели, которую он уже реализовал, и приблизится к цели, которую еще предстоит реализовать.  

Комментарий  Вадима Запорожцева:  Еще раз афоризм. «В случае приглашения от существ, находящихся на более высоких ступенях бытия йогин не должен испытывать ни тщеславия, ни радости, т.к. нежелательная привязанность может появиться вновь». Вот это еще одно следующее предостережение, что называется на пути йоги, которое здесь дает Патанджали, и смысл его сводится к следующему. Вот йог начинает заниматься йогой. Занимается, занимается и действительно оттачивает саттву своего разума, т.е. очищает ее от раджаса и тамаса, достигает того или иного могущества и после этого, как бы если смотреть духовными глазами более тонкими, то он так же ярко светится, как солнце, когда оно встает, поднимается в небе.

На фоне тусклой-тусклой панорамы с обычными людьми, которые погрязли в свои делишках суетных, что-то бегают, прыгают, суетятся, вдруг, как алмаз на помойке, начинает сверкать всеми цветами радуги такая личность, как йог, который достиг определенного духовного совершенства. И здесь начинается любопытная такая вещь, о которой предупреждал Патанджали, что есть миры в некотором плане с одной стороны более чистые с больщим наслаждением, более могущественные, чем например наш 3емной мир. Где живут существа, в простонародье - Боги, совсем в другой форме существования. Они знают о том, какая здесь жизнь, но они на более высоком уровне, на абсолютном уровне.

И вот они вдруг замечают, что в этом материальном плане есть существо, которое своим светом затмевает все на свете, и они начинают его посещать. Как если бы допустим, аналогия такая, родился бы какой-нибудь знаменитый ученый в нашей варварской планете, где до сих пор идут войны. Родился бы какой-нибудь гений, который открыл законы мироздания, а представители другой цивилизации неземной, которая в принципе не вмешивается в нашу жизнь, а что здесь собственно делать, когда здесь сплошной хаос и неразбериха. И они вдруг видят, что родился ученый с таким потенциалом, которого даже на их планете нет. И вот они начинают его посещать, с ним общаться, как-то выказывать ему всякого рода уважение и т.д.

Это подобно тому, как какой-нибудь американец приедет в какой-нибудь Занзибар, где негры прыгают и бегают. И вдруг он увидит, что среди них один из папуасов Новой Гвинеи, это какой-то будущий физик, да такой физик, который превзойдет всю физику всех соединенных штатов. Конечно же, они будут его приглашать: «А милости просим к нам в Америку, у вас будет самодвижущаяся повозка, ящик, который будет показывать вам все карты!» То есть соблазнять какими-то прелестями американской цивилизации для того, чтобы физика, который полупапуас еще, вытащить к себе в США.

Точно также и здесь в некотором смысле, вот этот йог, который достигает высокого уровня, он сразу же попадает в поле зрения небожителей, которые всячески выказывают ему свое расположение и приглашают его перейти жить на новый план. Где такие наслаждения, которые ему и не снились в этом грубом материальном мире, где такие возможности, которых здесь нет, т.е. все эти существа живут на тонком материальном уровне, на другом близком к уровню причинного тела. Поэтому наслаждения у них гораздо сильнее, чем на уровне физическом. Они кто? Такие же йоги, которые достигли и ушли с определенного уровня туда? Скорее всего, нет. Скорее всего просто следующий этап цивилизации существ. Рано или поздно Земля тоже выйдет на этот уровень естественным образом. Естественным образом потихоньку.

Но весь парадокс заключается в том, что сделать с этого нового уровня скачок вверх к освобождению очень трудно, потому что много соблазнов, много чувственных соблазнов. А тут как бы йогину в отдельно взятом порядке самому одному перейти на этот уровень всех этих соблазнов, и если есть внутри желание, то вкусить их. Но мы не забываем, что этот трактат классической йоги в отличие может быть от некоторых тантрических подходов, где очень хитро решается это. Не скажу хитро, а честно и открыто проходится совсем другим путем. Здесь как бы человека начинают искушать эти небожители, йогин, если он соблазняется, то он действительно выходит на этот уровень, он выходит за пределы человеческой жизни, и начинает жить в этом небесном царстве, вкушая плоды этого наслаждения более высокого. Где как было здесь сказано, такие прекрасные девушки, от которых нельзя оторвать взгляд, и там напитки, дарующие долгую жизнь или бессмертие. Но это временно. Но бессмертие, в каком смысле? В смысле человеческого бессмертия. Но есть еще другой момент, что ты все равно остаешься в кругу сансары. Ты все равно остаешься в кругу кармы, пусть такой утонченной и положительной, но все равно в кругу кармы. Самим фактом, что ты остаешься в кругу кармы, существует уже риск. Сейчас ты на уровне положительном, но сейчас можешь точно так же
с него и слететь. Если на тебя действуют эти законы, и сейчас они вынесли тебя наверх, но где гарантия того, что они тебя завтра не кинут в самую глубину ада.

Вот поэтому здесь Патанджали как бы предостерегает, и Вьяса дает соответствующее такое, как самозаклинание. Что ведь это такая большая редкость, когда человек начинает понимать хоть что-то в духовном плане. Это такая большая редкость, что он хоть как-то хоть где-то начинает выходить за пределы причины и следствия, за пределы кармы. И вот менять этот поистине конечно бесценный дар понимания на очень сильные чувственные наслаждения это безумие, какая-то бессмысленность. Вот почему здесь предостерегают этого йогина не поддаваться искушению. Почему? Потому что если ты видишь за наслаждениями сами наслаждения, если ты не видишь за этими наслаждениями проявления того запредельного, то тогда берегись этих наслаждений, как страшного опасного яда. Лучше вообще их не вкушать, чем подсесть на них, как на наркотики, и уже не знать, как потом от них избавиться.

То есть это не противоречит методу тантры, где наоборот говорят. Иди в сторону наслаждений, и чем больше наслаждений ты переваришь, тем быстрее ты освободишься. Почему в тантрах это работает, а почему здесь в йоге Патанджали предостерегают? Да причина очень простая. В тантре ты всегда за сильными наслаждениями видишь, что они преходящи, и ты за них не цепляешься. И ты как бы по ним скользишь. Ты наслаждаешься от всего того, что они могут тебе дать, но ты с такой же легкостью и расстанешься с ними. Почему же можем с этим расстаться? Потому что за пределами всех-всех этих наслаждений ты видишь вот это высшее запредельное. Если это как ориентир, как маяк будет у тебя светить, ты никогда не потеряешься.

А обычно когда йогина соблазняют такого рода вещи, где-то в нем начинают его собственная карма и честолюбие просыпаться. Что вот, меня уважают даже небожители, что вот такие красавицы значит и т. д. и т. п. И где-то на секунду он может забыть о том, что за этим наслаждением стоит еще более высшее наслаждение, т. е. выход это за пределы сансары. И как только он об этом забыл – все! Он зацикливается на этом пускай внешнем круге наслаждения-наслаждения, которое и не снилось земному существу. Но все-таки круге. Но он как бы на мгновение забывает об этом, т. е. он где-то теряет. Как только зацепился - все, как только забыл о том, что есть эта высшая цель, а в тантре примерно такая установка дается, что получить максимальное наслаждение, при этом не зацикливаться на каком-то определенном, а идти все дальше и дальше, все выше и выше. Там за счет возрастания оно тебе не дает зацепиться. И ты в тантре может в любой момент отказаться даже от самого сильного наслаждения, если оно станет как бы противоречить твоему ходу в духовном развитии дальше. Если начнет вставлять
тебе палки в колеса в достижении высшей цели. В тантре ты безболезненно тут же расстаешься с этими всеми наслаждениями.

Не знаю, как Будда, который взял просто и ушел от соблазна управлять маленькой страной, быть мелким князьком, но с ощущением, что ты великий Магараджа. Точно так же и здесь, даже выходя на этот уровень тонких существ, это только лишь иллюзия, что они могущественны. Да, они могущественны, может быть, с точки зрения обычного земного существа, но со Вселенской точки зрения - это такое же маленькое убожество. Если мы берем уровень запредельный высший.

Вот по этой причине в «Йога-Сутрах» и предостерегают йога, что будь осторожен, ибо, как там сказано у Вьясы, даже когда смерть тебя схватит за волосы, ты будешь все равно надувать щеки от самодовольства и от своей важности, и даже не заметишь, как подкрались какие-то зерна отрицательной кармы. И … небожители тоже умирают. Да, их жизнь, может быть, длится тысячи, миллионы сроков человеческой жизни, но все равно она ограничена. Рано или поздно всё, что преходяще, должно измениться.

И вот если карма до конца не была очищена, если есть малейшие аффекты, то есть затемняющие действия на саттву разума, то всегда есть вероятность, что вот ты был йогом, достиг высокого уровня, небожители тебя пригласили наверх наслаждаться, ты там наслаждался 10 миллионов лет по их летоисчислению (имеется в виду эквивалентному человеческой жизни), а потом умер. Так же внезапно умер. И вот вопрос: «После смерти где ты окажешься?» А не окажешься ли ты после вот этого всего замечательного круговорота в каком-нибудь мрачном аду, исправляя какие-то свои вот эти моменты? Ну, в лучшем случае ты родишься на земле. Это самый лучший случай. А вот еще в более худшем - ты опять родишься небожителем. Потому что если ты родишься в аду, у тебя дорога к йоге закрыта. Почему? Потому что там жизнь на том построена, что особо не позанимаешься. Точно так же, почему? Потому что кнут тебя преследует там.

А на уровне небожителей если ты родишься, то с ругой стороны: ты уже родился, а тебе: «Мужик, ну чего ты напрягаешься? Да вон, какие девушки красивые, да вон какие повозки по небу летают сами собой. Да наслаждайся ты, радуйся вот этим существованием». И действительно спрашивает себя человек: «А чего корячится, собственно? Чего там думать о мироздании, когда всё приносит столь много удовольствия?» И в этом плане, конечно, самый лучший вариант – это снова родиться человеком. Уже быть более осторожным, уже так особо на эти посулы небожителей не реагировать так уж с распростертыми объятиями. Вот об этом говорит Патанджали.

^ 52. Благодаря санъяме на моментах и их последовательности [возникает] знание, порождаемое различением.

Комментарий Вьясы:  Подобно тому, как атом есть предел делимости [материальной] субстанции, так и момент есть минимальный предел времени. Либо же, [согласно другому определению], момент есть то время, в течение которого движущийся атом, оставляя одну [точку] пространства, появляется в другой. Что касается последовательности, то она представляет собой непрерывное течение таких [моментов]. Соединение моментов в их последовательность не существует как [объективная] реальность. Часы, сутки и т. д., – [такое] соединение [моментов производится] посредством разума. И действительно, оно, это время, есть лишь мыслительная конструкция, лишенная [объективной] реальности [и] представляющая результат вербального знания. Но людям с обыденным сознанием такое [время] кажется [чем-то], обладающим реальной сущностью. Однако момент, принадлежащий [сфере объективной] реальности, основывается на последовательности, а последовательность есть по своей сути непрерывность моментов. Йогины, знающие, [что такое] время, ее-то и называют временем. Далее, двух моментов не существуют одновременно. Поскольку последовательность двух сосуществующих [моментов] невозможна, [то о ней допустимо говорить лишь в том случае], когда предыдущий момент непосредственно сменяется следующим. Это и есть последовательность моментов. Отсюда [вытекает, что] настоящее – это только один [неделимый] момент, [в нем] нет ни предыдущего, ни последующего моментов. Поэтому их соединение невозможно. Что касается прошлых или будущих моментов, то их надо трактовать как присущие процессу изменения. Таким образом, весь мир подвержен постоянному изменению в каждый единичный момент [своего существования]. Поистине, все дхармы, [то есть качественно-определенные состояния], возникли из такого момента. Благодаря санъяме на моментах и их последовательности [становится возможным] их непосредственное восприятие, а отсюда возникает знание, порождаемое различением. [Далее] вводится определение его объекта.  

Комментарий  Вадима Запорожцева:  О, интересная тема такая. Но прежде чем мы сейчас к этому перейдем афоризму, вот по предыдущему несколько слов еще все-таки.

Итак, самая важная составляющая из всех существований, которые только лишь дает эта Вселенная, – это состояние человека: когда кнут ушел, а пряник еще не пришел; когда одна крайность уже ушла, а другая крайность еще не пришла; когда мы уже не как животные с утра до ночи только и охотимся за хлебом, за пищей, ну не за хлебом и за пищей, за самкой, за безопасностью и т.д. То есть вся наша жизнь подчинена вот этому алгоритму.

 

На уровне человека вот эта хватка уже ослабевает. У нас появляется время, у нас появляется возможность жить, не испытывая этого.

Но с другой стороны еще и не настала следующая крайность, или следующий момент – это соблазн от сверхспособностей, соблазн от более экзотических и утонченных наслаждений (то, что ждет человечество в дальнейшем, когда человечество сделает следующий такой шаг в сторону, так сказать, небожителей). Там резко увеличивается количество вот этих чувственных наслаждений, резко. Причем, более сильных, более захватывающих.

Поэтому если представить схематически, то цивилизация примерно в виде такого холма: сперва уровень животного, от него до солнца знания очень далеко, потом начинается холм. На вершине этого холма – это человеческое существование, до солнца уже ближе. А потом формально, если так аллегорически говорить, этот холм начинает опять вниз идти до уровня небожителей, то есть следующий этап эволюции. До него тоже очень далеко, до этого солнца. Но если в случае с животным далеко, потому что не было времени, то теперь далеко, потому что соблазн не смотреть просто в ту сторону.

Ученик:  Ну а как же момент такой: чем выше твое наслаждение, чем шире. У тебя есть возможность проявлять сознание и энергию, этим определяется, по сути, развитие твое духовное, насколько сильно в тебе соединены сознание и энергия, и насколько сильно ты это можешь проявлять, ведь в этих божествах… у них же это выше.

Вадим Запорожцев:  Хороший вопрос. Я где-то частично на него ответил, но еще раз.

Вот сейчас подавляющее большинство людей может жить в приемлемых условиях и высвободить громадное количество времени и сил для того, чтобы заниматься йогой. Но они этого не делают. У них есть, допустим, 10 тысяч долларов в месяц доход, а им мало. Понимаешь, вот эта вот беготня, круговорот – откуда оно берется? Из-за неведения. Если неведение не устранено, да будь у тебя хоть в 50 тысяч раз больше сознания и энергии, оно также будет закольцовано по кругу. Понимаешь? И выхода из этого нет.

Если не уровне животного настолько мало сознания и энергии, что там едва приходится концы с концами сводить, то на уровне небожителя всего достаточно. Но вопрос только в том, что остается внутреннее неведение, внутренний тамас, внутренняя загрязненность с этим различающим фактором. И они просто поглощены поиском все более новых и новых наслаждений, но которые не выводят принципиально, понимаешь? И они просто занимаются перебором вот этих вот вариантов вместо того, чтобы стремиться к чему-то принципиально новому. Понимаешь, в чем дело?

Ученик:  На уровне трудно рвануть? То есть если они хотят духовно развиваться, эти существа, они вот в этом мире воплощаются, да? И с этого мира уже делают?

Вадим Запорожцев:  А у них все есть, понимаешь? Им ничего не надо делать. Я смотрю сейчас на американцев среднестатистических. Фактически, это люди, которые могут жить на пособии по безработице и т.д. Казалось бы, ребята, ну вот вам флаг в руки, займитесь вы чем-нибудь для своего духовного или какого еще саморазвития. Но ведь ничего подобного мы не наблюдаем. Там, наоборот, все гонятся за еще более утонченными наслаждениями. Вот почему во всех системах предостерегалось против наслаждений? Наслаждения с определенными кармическими аффектами в различении они делают самую хитрую тюрьму. То есть ту тюрьму, когда ты не считаешь себя в тюрьме.

Когда ты видишь решетку, ты хочешь вырваться, но не можешь. Как человек в состоянии животного, то ему жрать хочется. У него есть хоть стремление. А тут вроде ты как бы свободен, и делай, что ты хочешь. Но на самом деле так хитро построены зеркальные декорации, что вокруг тебя кажется свобода, а на самом деле никакой свободы нет, это всего лишь иллюзия свободы.

Точно так же и здесь. Вот наслаждение, и оно как бы замыкается по кругу, а приобрести тантрическое свойство наслаждаться, и за счет наслаждений выйти в просветление, наиболее просто можно в человеческом существовании. Только лишь в человеческом существовании можно большие группы людей вводить в просветление: они уже вышли из состояния животного, да? То есть им это уже не грозит. Но еще не испорчены вот этими наслаждениями. Понимаешь? Поэтому человеческое существование так важно, поэтому если хочешь чего-то достигнуть, достигай в той жизни. Это самое подходящее место и момент.

Потому что некоторые думают: «Вот когда у меня появится то-то и то-то, когда я буду миллионером, я себе на Багамских островах выстрою такой ашрам, фонтаны… там буду медитировать, чтоб мне никто и ничего не мешало!» Это иллюзия. Это очень и очень хитрая, хитрая уловка внутри кармы. Очень хитрая уловка. На нее очень многие ловятся. Так, теперь дальше, к следующему афоризму.

Афоризм 52-й. Если бы ты изучал в свое время физику достаточно серьезно, ты бы оценил значение этого афоризма. Потому что он, может быть, один из…

Ученик:  Научный?

Вадим Запорожцев:  Да, он привязан к современным воззрениям науки. Подчеркиваю, что трактат Патанджали был написан, по меньшей мере, две тысячи лет назад. Тогда не то, чтобы о квантовании кто-то хоть что-то мог говорить, тогда вообще, собственно, мало кто чего понимал, а здесь...

Ученик:  Вы про атомы говорите?

Вадим Запорожцев:  Да, про атомы, но я сейчас объясню. Здесь, в первую очередь, говорится о времени. Прочитай еще раз сам афоризм.

Текст:  Благодаря саньяме на моментах и их последовательности возникает знание, порождаемое различением.

Вадим Запорожцев:  "…на моментах". Вот это была достаточно интересная дискуссия, когда стала появляться квантовая физика, и когда вдруг открыли закон, что закон непрерывности не существует в тех или иных системах. А есть закон квантования. То есть это перепрыгивание какими-то определенными скачками. И тут же возник вопрос: «Ну, хорошо, если квантуются, допустим, такие понятия, как энергия (есть понятие "квант энергии"), если квантуется… (там еще целый большой перечень терминов, не хочу сейчас тебе забивать ими голову), а как быть со временем? Время течет непрерывно? Либо оно тоже квантуется, то есть, как бы скачками перепрыгивает? Как секундная стрелка: прыг, прыг, прыг, прыг. Или оно медленно, плавненько течет, течет, течет. То есть можно ли выделить какую-то неделимую часть времени, которую уже нельзя, допустим, подлить на два? Или можно сколь угодно много? Выбрал микросекунду, взял – еще ее поделил на два, и т.д., и т.д., и т.д., и т.д., и т.д.?»

Квантование говорит, что есть какой-то определенный предел, ниже которого не существует уже меньшего периода времени. Вот есть десять минут не знаю, сколько, секунды, и меньше не бывает. Либо бывает? Это была революция в физике, просто самая настоящая революция, которая много чего сделала в результате, все вот эти прорывы вплоть до создания ядерной бомбы.

И вот здесь, в этом трактате, любопытно, что утверждается, что время квантуется. Есть неделимая частица времени. Насколько любопытно, да? Читать в древнем трактате, может быть, размышления о том, над чем сейчас современные ученые бьются, и до сих пор толком еще никто ничего не понимает.

Коснемся сейчас, может, самых таких устоявшихся парадоксов, связанных со временем.

Любопытная вещь, но время не непрерывно. Мы не можем сказать, что время течет одинаково во всех, допустим, частях земного шара или солнечной системы.

То есть обычно в нашем «кухонном» представлении мы бы себе представили, что есть какие-то космические часы, и время одинаковое, что у нас, что на Солнце, что на Юпитере. "Тик-тик-тик", как иногда показывают. Если я говорю: сейчас десять часов. И меня спрашивают: "А сколько сейчас на Юпитере времени?" Логично было бы ответить: "Как сколько? Тоже десять часов". Да? И вот тут начинает наш мир расползаться. Вдруг выясняется, что понятие "время" из такой жесткой, определенной сущности приобретает, я бы даже сказал, где-то, если угодно, какие-то такие субъективно-расплывчато-размазанное качество. И следствие того, что время течет неодинаково, причем на эту неодинаковость влияет много факторов.

taktika-ochnoj-stavki-chast-3.html
taktika-ochnoj-stavki-chast-8.html
taktika-osmotra-mesta-proisshestviya-chast-4.html
taktika-osmotra-mesta-proisshestviya-chast-9.html
taktika-preduprezhdeniya-i-presecheniya-terroristicheskih-aktov.html
taktika-proizvodstva-doprosa-v-stadii-rassledovaniya-i-v-sudebnom-razbiratelstve.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-suverenitet-rf-chast-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/bileti-po-kriminalistike-chast-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvo-ego-struktura-i-etapi-razvitiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kazaryan-vp-temporalnost-i-estestvennie-nauki-novaya-biblioteka-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/impaktnij-monitoring-monitoring.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ii-razvitie-realnogo-sektora-ekonomiki-i-obshaya-harakteristika-gorodskogo-okruga-gorod-manturovo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/irecognition-of-minorities-in-ethiopia-sovet-po-pravam-cheloveka-doklad-nezavisimogo-eksperta-po-voprosam-menshinstv.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primeri-intervyu-uchenie-o-cheloveke-7-klass-kak-skazat-net-v-trudnoj-situacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/investirovanie-v-nedvizhimost.html
  • reading.bystrickaya.ru/manualnaya-terapiya-diklejmer-ili-otkaz-ot-otvetstvennosti-17.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekskursii-v-fondi-muzeya-arheologii-i-etnografii-instituta-iae-dvo-ran.html
  • credit.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-personal-mou-kostenskaya-sosh-doklad-obespechivaet-prozrachnost-funkcionirovaniya-sistemi-raboti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/s22-disciplini-specializacii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya-analiza-i-sinteza-predlozhenij-estestvennogo-yazika-v-integrirovannom-intellektualnom-interfejse-sistemi-irm.html
  • write.bystrickaya.ru/g-krasnoyarsk.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-tamozhennih-organah-chast-10.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-dokumenti-rossijskogo-tradicionalizma-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-tomsk-2007.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-pravovedenie-razrabotani-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennimi-obrazovatelnimi-standartami-dlya-studentov-vseh-specialnostej-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-firmennogo-stilya-na-predpriyatiyah-turindustrii-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4--tehnologiya-celi-i-vnutrennyaya-logika-kniga-nazivaetsya-ya-i-ona-napisana-ot-pervogo-lica-kotoroe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monografiya-moskva-2003.html
  • education.bystrickaya.ru/100-velikih-akterov-stranica-67.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vidi-dogovorov-i-ih-klassifikaciya-v-grazhdanskom-prave-chast-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/46-vivodi-kompleksnogo-analiza-territorii-shema-territorialnogo-planirovaniya-razrabotana-v-kachestve-gradostroitelnogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stalingrad.html
  • teacher.bystrickaya.ru/galchenko-natalya-aleksandrovna-uchitel-anglijskogo-yazika-mou-sosh-49.html
  • education.bystrickaya.ru/141200-moskovskaya-obl-g-pushkino-telfaks-9934-37-66.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochniki-kompyuternogo-slenga-v-sovremennom-anglijskom-yazike.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-disciplini-praktikum-po-grammatike-russkogo-yazika-dlya-specialnosti-0312-prepodavanie-v-nachalnih-klassah-2003-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-xxxvii-sessii-cnii-gastroenterologii-i-xi-sezda-nauchnogo-obshestva-gastroenterologov-rossii-patologiya-organov-pishevareniya-i-associirovannie-s-nej-zabolevaniya-problemnie-voprosi-i-puti-resheniya.html
  • university.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura-i-sport-administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-gorodskoj-okrug-gorod-kurort-essentuki-strategiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-urokah-obshestvoznaniya-s-uchashimisya-10-11-klassov-gosudarstvennie-simvoli-ssha.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-ta-perspektivi-rozvitku-strahovogo-rinku-ukrani-chast-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/indeksi-rinka-nedvizhimosti-na-nedelyu-ot-08082011-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-03-avgusta-po-09-avgusta-2011-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdatelstvo-akademii-nauk-soyuza-ssr-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.