.RU

Направления современной глобалистики

Министерство образования и науки Украины

Донецкий инженерно-экономический колледж

Кафедра философии

Реферат

на тему:

«Направления современной глобалистики»

План

Введение

1. Сущность глобалистики

1.1 Термин «глобалистика». Структура глобалистики. Этапы развития глобалистики

1.2 Глобализация: подходы к определению термина, периоды глобализации, основные черты глобализации

2. Направления современной глобалистики

2.1 Философско-методологическое направление

2.2 Естественнонаучное направление

2.3 Технико-экономическое направление

2.4 Социо-природное направление

2.5 Социальное направление

2.6 Политическое направление

2.7 Культурологическое направление

2.8 Прогностическое направление

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что всё человечество и мир в целом находятся в особо остром положении, это положение с каждым днём становится всё острее и острее. Человечество стоит на той ступени, когда ему надо преодолеть тяжёлый кризис, который в свою очередь касается политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. И этот кризис станет перед каждым человеком в мире, каждому придется его испытать на себе, потому что это «глобальный», он же мировой, кризис.

Цель моей работы заключается в том, чтобы более подробно рассмотреть структуру глобалистики, её этапы развития, узнать, когда и кем впервые был использован термин «глобалистика» и какие задачи ставит перед собой данная дисциплина. А также рассмотреть направления «глобалистики» на современном этапе, какие проблемы и задачи она рассматривает, какие методы предлагает для решения глобальных проблем, и какие именно глобальные проблемы она пытается решить. Сделать выводы о том, какое место занимает глобалистика на фоне других современных наук.

Задачей моей является рассмотреть следующие вопросы:

Дать чёткое определение термину «глобалистика», рассмотреть её структуру и этапы развития.

Дать определение термину «глобализация» и рассмотреть периоды глобализации, основные черты глобилизации.

Рассмотреть глобальные проблемы.

Выяснить направления современнойглобалистики.

Сделать выводы

Если дать определение глобалистике одним предложением, то можно сказать, что глобалистика – это наука, которая изучает глабальные проблемы. Глобальные проблемы не возникли неожиданно и в какой-то один определённый день. Большинство из них существовали ещё давно и были актуальны во все времена. К ним, например, отнести можно проблему войны и мира, проблему здоровья и образования. А такие проблемы, как освоение космоса, загрязнение мирового океана, появились намного позже и вызваны деятельностью человека по отношению к окружающей среде. И именно это изучает глобалистика.


1.Понятие глобалистики

1.1 Термин «глобалистика». Структура глобалистики. Этапы развития глобалистики

Глобалистика - система междисциплинарных знаний о важнейших проблемах всемирного масштаба, стоящих перед человечеством. Если рассмотреть более подробно, то термин „глобалистика" обозначает всю совокупность научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая полученные результаты таких исследований, а также их реализацию в экономической, социальной и политической сферах, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе.

Понятие глобальные проблемы [от французского слова global - всеобщий, от латинского globus (terrae) - земной шар]вошло в широкое употребление в конце 1960-х годов. Под глобальными проблемами следует понимать сложную и развивающуюся совокупность каких-либо конфликтных ситуаций, тупиковых ветвей развития или глобального риска, которые порождены цивилизацией современного типа и требуют своего экстренного и неотложного регулирования и решения. Это такие проблемы, которые затрагивают все проблемы общества, всё человечество, для решения которых требуются воля, знания всего человечества, а не отдельных народов, групп. К глобальным проблемам относятся:

проблема войны и сохранения мира,

проблема преодоления отсталости экономического роста,

энергетическая проблема,

проблема освоения космоса и мирового океана,

проблема загрязнения окружающей среды, т.е. воды, почвы, воздуха,

проблема взаимодействия общества и природы,

международный терроризм,

наркотрафик,

международная торговля людьми и человеческими органами,

проблема диалога цивилизаций,

демографическая проблема,

проблема здравоохранения и образования,

проблема управления внутриличностного противоречия и хаоса.

К сожалению, с каждым днём появляется всё более новые и новые глобальные проблемы. К недавно возникшим проблемам относятся такие проблемы, как международный терроризм, наркотики, международная торговля людьми и человеческими органами, проблема освоения космоса и мирового океана, проблема диалога цивилизаций.

Структура глобалистики:

глобальное экономическое пространство;

глобальное разделение труда;

глобальная конкуренция;

глобальная культура;

глобальный кризис.

Формирование глобалистики можно разделить на 4 этапа:

Конец 1960-х - начало 1970-х годов. Этот этап был посвящен изучению отдельных глобальных проблем и не объединял их в целостную систему. В этот период был издан доклад Римского клуба на основе исследований Джея Форрестера и его ученика Дэниса Медоуза, который назывался «Пределы роста» (1972 г.). Они взяли за основные переменные численность населения, уровень жизни, уровень питания, уровень загрязнения окружающей среды, природные ресурсы, капитал, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, масштабы стрессовых ситуаций на работе и в быту, качество охраны здоровья, а затем, изменяя эти переменные, получили ряд сценариев развития человечества на 21в.Авторы пришли к выводу, что катастрофическая ситуация в 21в. будет неизбежна, а причиной такой сложившейся ситуации видели в новейших технологиях и именно поэтому призывали отказаться от телевидения, радио, машин и т.д. Такая теория была сильно раскритикована, но использовалась, потому что не было предложено более оптимальных теорий.

Вторая половина 1970-х годов. Римский клуб продолжает свои исследования глобальных проблем. В 1974г. в свет выходит второй их доклад «Человечество на поворотном пункте», в котором Месарович и Пестель пытаются преодолеть недочёты Форрестера и Медоуза. Они предложили сценарий, который касается различных вариантов помощи развивающимся странам со стороны развитых. Другой сценарий касается различных вариантов урегулирования отношений между странами – производителями и потребителями нефти. Ещё один сценарий – различных вариантов решения мировой продовольственной проблемы. Вывод работы Месаровича – Пестеля таков: при сохранении существующих тенденций катастрофа ожидается, прежде всего, в ближайшие десятилетия в развивающихся странах мира, позднее катастрофа скажется и на развитых странах. В 1976г. издаются доклады «Обновление международного порядка» под редакцией Тимбергена и «За пределами века расточительства» Габора. В «Обновлении международного порядка» предлагается перестройка экономических отношений между развитыми и развивающимися странами, т.е. существенно увеличить финансовую и продовольственную помощь развивающимся странам по средствам субсидий, займов, торговли. А в докладе «За пределами века расточительства» рассматривается проблема и перспектива истощения минеральных ресурсов мира. Вывод Габора был таков, что неизбежно крушение мирового топливо – энергетического и материально – сырьевого баланса. В докладе «Цели человечества» (1977 – 1978 гг.) под редакцией Ласло рассматриваются цели крупнейших международных организаций, многонациональных корпораций и главнейших мировых церквей, а также проблема международной безопасности, продовольствия, энергетики и минеральных ресурсов, общего глобального развития. А в 1979г. в докладе «Нет пределов обучению» была поднята проблема народного образования. Авторы считают, что существующая система народного образования в глобальных масштабах стала неспособной содействовать решению труднейших задач, вставших перед человечеством, способствовать ускоренному прогрессу экономики и культуры стран. Они рекомендуют абсолютно реформировать систему народного образования, совершенствуя процесс обучения путём внедрения новых, более прогрессивных методов.

1980-е года. Осуществление попыток практических действий, принцип: «Думать глобально, действовать локально». В «Диалоге о богатстве и благосостоянии» Джиарини представлена попытка создания новой теории политической экономии с полной ревизией всех предшествующих экономических учений. Автор считал, что при развитии экономики и культуры человечеству приходиться считаться не только с особенностями общественного производства, но и с масштабом и характером невозобновимых природных ресурсов. Вывод доклада звучал следующим образом: дальнейшее развитие экономики без учёта экологии чревато катастрофой. Джиарини рекомендовал объединить политическую экономию и социальную экологию в единую научную дисциплину, научиться принимать во внимание не только финансовую сторону производства, но и природные ресурсы.

Рубеж 1980-х - 1990-х годов. Особенно остро встают проблемы обеспечения безопасности, развивается политическая глобалистика. Важным событием периода стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой была выдвинута концепция устойчивого развития, которая была выдвинута в противовес форрестеровской концепции. Под устойчивым развитием понимается такое развитие человечества, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. [2, стр. 27-35]


specifika-tehnicheskih-nauk.html
specifika-zhanra-poemi-ven-erofeeva-moskva-petushki-programma-xii-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
specifikaciya-postavochnogo-fyuchersnogo-kontrakta-stranica-3.html
specodezhda-i-obuv.html
spektakl-dokumentov-kurs-dlya-dokumentalistov.html
spektralnie-zakonomernosti-konspekt-lekcij-po-fizike-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-metodika-resheniya-raschetnih-himicheskih-zadach-kurs-lekcij-elektronnij-uchebnik-dlya-studentov-pedagogicheskih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/multikulturalizm-v-britanii-oborotnaya-storona-e-v-drozhzhina-velikobritaniya-pered-vseobshimi-viborami-2010-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-pasport-stranica-13.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktikum-po-discipline-menedzhment-v-agropromishlennom-komplekse-dlya-studentov-starshih-kursov-obuchayushihsya-na-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-harakter-i-kultura-anton-semenovich-makarenko.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-10obrabotka-liternih-velichin-na-yazike-turbopaskal.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-issledovaniya-na-zaklyuchyonnih-rekomendacii-prednaznacheni-dlya-chlenov-komitetov-po-etike-klinicheskih-issledovatelej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-poryadok-zashiti-diplomnogo-proekta-moskovskij-gosudarstvennij-oblastnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/narodnaya-medicina-narodnoe-celitelstvo-v-v-konovalov-sovsem-drugaya-medicina.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sluzhebnie-zapiski-rasporyazheniya-instrukcii-i-drugie-vnutrennie-dokumenti-kompanii.html
  • college.bystrickaya.ru/1-ocherednaya-antistalinskaya-kampaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshie-svedeniya-o-konkurse-a-yu-konkov-glavnij-inzhener-zamestitel-generalnogo-direktora.html
  • education.bystrickaya.ru/23-metodika-razvitiya-mediakulturimediakompetentnosti-starsheklassnikov-na-materiale-kinopressi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-spektaklya-dyujmovochka.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-2-antichnaya-filosofiya-miletskaya-shkola-pifagor-i-pifagorejci-geraklit-parmenid-atomisti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-nati-sanni-p-drezhel-tbr-zhne-oni-asietter.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vekselya-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskaya-gorodskaya-pedagogicheskaya-gimnaziya-laboratoriya-referat-na-temu-ivan-groznij-tiran-ili-svyatoj.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/monitoring-i-upravlenie-portfelem-cennih-bumag.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan--1gosudarstvennie-organi-upravleniya-v-oblasti-bzhd-konspekt-lekcij-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/6socialno-politicheskie-mehanizmi-ustojchivogo-razvitiya-nacionalnaya-strategiya-ustojchivogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionno-metodicheskie-ukazaniya-v-m-shulyatev-nesterovskij-d-i-n561-basketbol-teoriya-i-metodika-obucheniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-19-posluzhnoj-spisok-pa-izhorina-ot-aprelya-1738-g-petrus-magnus-i-ego-administratori-vstupitelnie-zametki.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-ustanovka-freebsd-rukovodstvo-freebsd.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-srok-ispolne-niya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/den-vtoroj-veliki-tvoi-tvoreniya-o-gospodi-skol-grandiozni-tvoi-zamisli-psalmi-92-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenieo-federalnoj-gosudarstvennoj-informacionnoj-sisteme-edinij-portal-gosudarstvennih-i-municipalnih-uslug-funkcijutv-postanovleniem-pravitelstva-rf-ot-24-oktyabrya-2011gn861.html
  • grade.bystrickaya.ru/mihail-horosho-tebe-a-u-menya-eshe-eta-durackaya-repeticiya-lebedinogo-ozera-tatyana-.html
  • urok.bystrickaya.ru/probegayut-goda-i-veka-nad-zemlej-i-zaoblachnoj-kazhutsya-skazkoj-orden-lva-ili-orden-marii-svyatoj-slavnij-ricarskij-orden-podvyazki.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-ekonomicheskih-uchenij-shpargalka-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-regulirovaniya-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-chast-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-dostopamyatnih-svedenij-perevod.html
  • credit.bystrickaya.ru/ooo-adidas-priglashaet-na-dolzhnost.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture-stranica-14.html
  • klass.bystrickaya.ru/artikl-the-article-imya-sushestvitelnoe-the-noun.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.