.RU

Направления современной глобалистики

Министерство образования и науки Украины

Донецкий инженерно-экономический колледж

Кафедра философии

Реферат

на тему:

«Направления современной глобалистики»

План

Введение

1. Сущность глобалистики

1.1 Термин «глобалистика». Структура глобалистики. Этапы развития глобалистики

1.2 Глобализация: подходы к определению термина, периоды глобализации, основные черты глобализации

2. Направления современной глобалистики

2.1 Философско-методологическое направление

2.2 Естественнонаучное направление

2.3 Технико-экономическое направление

2.4 Социо-природное направление

2.5 Социальное направление

2.6 Политическое направление

2.7 Культурологическое направление

2.8 Прогностическое направление

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что всё человечество и мир в целом находятся в особо остром положении, это положение с каждым днём становится всё острее и острее. Человечество стоит на той ступени, когда ему надо преодолеть тяжёлый кризис, который в свою очередь касается политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. И этот кризис станет перед каждым человеком в мире, каждому придется его испытать на себе, потому что это «глобальный», он же мировой, кризис.

Цель моей работы заключается в том, чтобы более подробно рассмотреть структуру глобалистики, её этапы развития, узнать, когда и кем впервые был использован термин «глобалистика» и какие задачи ставит перед собой данная дисциплина. А также рассмотреть направления «глобалистики» на современном этапе, какие проблемы и задачи она рассматривает, какие методы предлагает для решения глобальных проблем, и какие именно глобальные проблемы она пытается решить. Сделать выводы о том, какое место занимает глобалистика на фоне других современных наук.

Задачей моей является рассмотреть следующие вопросы:

Дать чёткое определение термину «глобалистика», рассмотреть её структуру и этапы развития.

Дать определение термину «глобализация» и рассмотреть периоды глобализации, основные черты глобилизации.

Рассмотреть глобальные проблемы.

Выяснить направления современнойглобалистики.

Сделать выводы

Если дать определение глобалистике одним предложением, то можно сказать, что глобалистика – это наука, которая изучает глабальные проблемы. Глобальные проблемы не возникли неожиданно и в какой-то один определённый день. Большинство из них существовали ещё давно и были актуальны во все времена. К ним, например, отнести можно проблему войны и мира, проблему здоровья и образования. А такие проблемы, как освоение космоса, загрязнение мирового океана, появились намного позже и вызваны деятельностью человека по отношению к окружающей среде. И именно это изучает глобалистика.


1.Понятие глобалистики

1.1 Термин «глобалистика». Структура глобалистики. Этапы развития глобалистики

Глобалистика - система междисциплинарных знаний о важнейших проблемах всемирного масштаба, стоящих перед человечеством. Если рассмотреть более подробно, то термин „глобалистика" обозначает всю совокупность научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая полученные результаты таких исследований, а также их реализацию в экономической, социальной и политической сферах, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе.

Понятие глобальные проблемы [от французского слова global - всеобщий, от латинского globus (terrae) - земной шар]вошло в широкое употребление в конце 1960-х годов. Под глобальными проблемами следует понимать сложную и развивающуюся совокупность каких-либо конфликтных ситуаций, тупиковых ветвей развития или глобального риска, которые порождены цивилизацией современного типа и требуют своего экстренного и неотложного регулирования и решения. Это такие проблемы, которые затрагивают все проблемы общества, всё человечество, для решения которых требуются воля, знания всего человечества, а не отдельных народов, групп. К глобальным проблемам относятся:

проблема войны и сохранения мира,

проблема преодоления отсталости экономического роста,

энергетическая проблема,

проблема освоения космоса и мирового океана,

проблема загрязнения окружающей среды, т.е. воды, почвы, воздуха,

проблема взаимодействия общества и природы,

международный терроризм,

наркотрафик,

международная торговля людьми и человеческими органами,

проблема диалога цивилизаций,

демографическая проблема,

проблема здравоохранения и образования,

проблема управления внутриличностного противоречия и хаоса.

К сожалению, с каждым днём появляется всё более новые и новые глобальные проблемы. К недавно возникшим проблемам относятся такие проблемы, как международный терроризм, наркотики, международная торговля людьми и человеческими органами, проблема освоения космоса и мирового океана, проблема диалога цивилизаций.

Структура глобалистики:

глобальное экономическое пространство;

глобальное разделение труда;

глобальная конкуренция;

глобальная культура;

глобальный кризис.

Формирование глобалистики можно разделить на 4 этапа:

Конец 1960-х - начало 1970-х годов. Этот этап был посвящен изучению отдельных глобальных проблем и не объединял их в целостную систему. В этот период был издан доклад Римского клуба на основе исследований Джея Форрестера и его ученика Дэниса Медоуза, который назывался «Пределы роста» (1972 г.). Они взяли за основные переменные численность населения, уровень жизни, уровень питания, уровень загрязнения окружающей среды, природные ресурсы, капитал, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, масштабы стрессовых ситуаций на работе и в быту, качество охраны здоровья, а затем, изменяя эти переменные, получили ряд сценариев развития человечества на 21в.Авторы пришли к выводу, что катастрофическая ситуация в 21в. будет неизбежна, а причиной такой сложившейся ситуации видели в новейших технологиях и именно поэтому призывали отказаться от телевидения, радио, машин и т.д. Такая теория была сильно раскритикована, но использовалась, потому что не было предложено более оптимальных теорий.

Вторая половина 1970-х годов. Римский клуб продолжает свои исследования глобальных проблем. В 1974г. в свет выходит второй их доклад «Человечество на поворотном пункте», в котором Месарович и Пестель пытаются преодолеть недочёты Форрестера и Медоуза. Они предложили сценарий, который касается различных вариантов помощи развивающимся странам со стороны развитых. Другой сценарий касается различных вариантов урегулирования отношений между странами – производителями и потребителями нефти. Ещё один сценарий – различных вариантов решения мировой продовольственной проблемы. Вывод работы Месаровича – Пестеля таков: при сохранении существующих тенденций катастрофа ожидается, прежде всего, в ближайшие десятилетия в развивающихся странах мира, позднее катастрофа скажется и на развитых странах. В 1976г. издаются доклады «Обновление международного порядка» под редакцией Тимбергена и «За пределами века расточительства» Габора. В «Обновлении международного порядка» предлагается перестройка экономических отношений между развитыми и развивающимися странами, т.е. существенно увеличить финансовую и продовольственную помощь развивающимся странам по средствам субсидий, займов, торговли. А в докладе «За пределами века расточительства» рассматривается проблема и перспектива истощения минеральных ресурсов мира. Вывод Габора был таков, что неизбежно крушение мирового топливо – энергетического и материально – сырьевого баланса. В докладе «Цели человечества» (1977 – 1978 гг.) под редакцией Ласло рассматриваются цели крупнейших международных организаций, многонациональных корпораций и главнейших мировых церквей, а также проблема международной безопасности, продовольствия, энергетики и минеральных ресурсов, общего глобального развития. А в 1979г. в докладе «Нет пределов обучению» была поднята проблема народного образования. Авторы считают, что существующая система народного образования в глобальных масштабах стала неспособной содействовать решению труднейших задач, вставших перед человечеством, способствовать ускоренному прогрессу экономики и культуры стран. Они рекомендуют абсолютно реформировать систему народного образования, совершенствуя процесс обучения путём внедрения новых, более прогрессивных методов.

1980-е года. Осуществление попыток практических действий, принцип: «Думать глобально, действовать локально». В «Диалоге о богатстве и благосостоянии» Джиарини представлена попытка создания новой теории политической экономии с полной ревизией всех предшествующих экономических учений. Автор считал, что при развитии экономики и культуры человечеству приходиться считаться не только с особенностями общественного производства, но и с масштабом и характером невозобновимых природных ресурсов. Вывод доклада звучал следующим образом: дальнейшее развитие экономики без учёта экологии чревато катастрофой. Джиарини рекомендовал объединить политическую экономию и социальную экологию в единую научную дисциплину, научиться принимать во внимание не только финансовую сторону производства, но и природные ресурсы.

Рубеж 1980-х - 1990-х годов. Особенно остро встают проблемы обеспечения безопасности, развивается политическая глобалистика. Важным событием периода стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой была выдвинута концепция устойчивого развития, которая была выдвинута в противовес форрестеровской концепции. Под устойчивым развитием понимается такое развитие человечества, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. [2, стр. 27-35]


specifika-tehnicheskih-nauk.html
specifika-zhanra-poemi-ven-erofeeva-moskva-petushki-programma-xii-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
specifikaciya-postavochnogo-fyuchersnogo-kontrakta-stranica-3.html
specodezhda-i-obuv.html
spektakl-dokumentov-kurs-dlya-dokumentalistov.html
spektralnie-zakonomernosti-konspekt-lekcij-po-fizike-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-ekonomicheskaya-i-finansovaya-sistema-rossii-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki-specialnosti-ej.html
  • school.bystrickaya.ru/lebanon-foreign-relations-essay-research-paper-lebanon.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-internet-kursov-intuit-intuit-124-istoriya-informacionnih-tehnologij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-kompozicionnoe-postroenie-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-leksikologiya-anglijskogo-yazika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-pravo-sobstvennosti-grazhdan-uchebnaya-programma-disciplini-pravo-sobstvennosti-dlya-napravleniya-030501-65-yurisprudenciya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obosnovanie-i-razrabotka-effektivnih-metodov-lekarstvennogo-obespecheniya-na-urovne-visokospecializirovannoj-medicinskoj-pomoshi-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-phd-po-stranica-11.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strukturnie-urovni-organizacii-materii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-biografiya.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-kontrolnoj-raboti-p-i-izuchenie-novogo-materiala.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-tatarstane-konsultativnaya-pomosh-agrariyam-stala-okazivatsya-press-sluzhba-oao-tattelekom-dajdzhest-smi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnie-seti-plyusi-i-minusi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shelling-f-v-j-sh-44-sochineniya-v-2-t-per-s-nem-t-1sost-red-avt-vstup-st-a-v-guliga-stranica-27.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-masati-dris-krbrishtar-sabati-masati.html
  • lesson.bystrickaya.ru/negromkie-telefonnie-zvonki-kniga-pervaya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-ordinaturu-i-internaturu-po-specialnosti-akusherstvo-i-ginekologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annaumov-osobie-ekonomicheskie-zoni-vazhnij-instrument-investicionnoj-politiki-i-innovacionnoj-deyatelnosti-gosudarstva.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-referatov-5-literatura-rekomenduemaya-k-kursu-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vdannoj-bakalavrskoj-rabote-obemom-45-stranici-vklyuchayushim-2-tablicu-3-shemi-8-prilozhenij-izuchaetsya-aktualnaya-dlya-sovremennoj-bankovskoj-praktiki-problema.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predsedatel-din-prof-sp-ramazanov-programma-nauchnih-meropriyatij-16-30-aprelya-2007-goda-volgograd-2007.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vesi-laboratornie-lot2-poz-1-opisanie-stranica-16.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-organizaciya-i-menedzhment-turizma-dlya-napravleniya-100200-turizm-profilya-tehnologiya-i-organizaciya-ekskursionnih-uslug-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/mnogoznachnie-termini-kniga-predstavlyaet-soboj-zanimatelnoe-povestvovanie-o-poyavlenii-mnogih-geograficheskih-nazvanij.html
  • education.bystrickaya.ru/19-0701-08-1901-07-07-1974-geroj-sovetskogo-soyuza-1945-v-krasnoj-armii-s-1918-g-uchastnik-grazhdanskoj-i-velikoj-otechestvennoj-vojn-urozhenec-slobodi-ga.html
  • lecture.bystrickaya.ru/85-usloviya-obespecheniya-ispolneniya-obyazatelstv-po-obligaciyam-vipuska.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tv-verzilina-yu-s-stepanov-redakcionnaya-kollegiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-usole-sibirskom-pozharnie-spasli-pyaterih-chelovek-v-tom-chisle-dvoih-detej-informacionnoe-agentstvo-teleinform-01042011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-v-elektronnoj-forme-v-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/3mesto-disciplini-v-strukture-obrazovatelnoj-programmi-programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosudarstvennogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/standartizaciya-v-turizme-rukovodstvo-po-organizacii-selskogo-turisticheskogo-biznesa-v-altajskom-krae-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anatolij-azolskij-stranica-8.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vozrastnaya-psihologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-kubani-po-prezhnemu-visoka-veroyatnost-vozniknoveniya-podtoplenij-i-opolznej-internet-resurs-itar-tasskubanru-22062011.html
  • urok.bystrickaya.ru/principi-istorii-yazika-v-a-zvegincev-istoriya-yazikoznaniya-xix-xx-vekov-v-ocherkah-i-izvlecheniyah.html
  • reading.bystrickaya.ru/kosvennie-metodi-v-obuchenii-upravlyayushih-aktivami-koncepciya-refleksivnosti-12-klassicheskij-process-nauchnogo-poznaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsyo-chto-mi-vidim-vidimost-tolko-odna-kniga-sostavlena-po-zametkam-iz-lichnogo-dnevnika-bivshej-desyatiklassnici.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.