.RU

На пути к современной науке. Научная картина мира - часть 2

Какой системы ответов придерживаться, это дело свободного выбора каждого человека и не стоило бы об этом столько говорить, если бы атеистическое мировоззрение нам настойчиво не навязывалось идеологиями коммунизма и глобализма. К сожалению, приведенные здесь атеистические мировоззренческие взгляды объявляются частью научной картины мира, хотя, лежащие в их основе постулаты составляют предмет веры, т.е. к науке имеют малое отношение и должны быть выведены за ее рамки.

Научная картина мира

Во все времена осознание существования закономерностей в природе и возможности ее рационального познания приводило ученых и философов к попыткам живописать научную картину мира. При этом людям для объяснения всего на свете всегда хватало имеющихся в наличии научных знаний, составляющих ядро научной картины мира - совокупности наиболее устойчивых во времени гипотез и теорий, каковыми ныне являются начала термодинамики, законы сохранения, постоянство фундаментальных физических величин. Замена ядра научной картины мира связано с революцией в науке, в силу чего научная картина мира – устойчива, а теории, подрывающие ее, встречают ожесточенное сопротивление, как со стороны научного сообщества, так и со стороны околонаучных и далеких от науки слоев общества. Для последних господствующая картина мира успевает стать объектом веры.

Научная картина мира - модель, сформированная в результате неограниченной экстраполяции конкретных ограниченных научных знаний за пределы возможных в данный момент времени наблюдений и экспериментов. Стихийно научная картина мира распространяется на всю мыслимую действительность. Так было во все времена, не исключением был и Ньютон, создавший первую научную картину мира.

Ньютон как богослов и мыслитель крупнейшего масштаба не мог не задумываться и над проблемами, касающимися устройства Вселенной. При этом он, следуя своим правилам, применял метод индукции путем анализа следствий из установленных законов. Так, анализируя следствия из закона всемирного тяготения, в применении его ко всей Вселенной (хотя в то время закон был подтвержден движением планет лишь в пределах Солнечной системы), Ньютон пришел к выводу о бесконечности Вселенной в пространстве. Вселенная должна быть бесконечной, так как только в этом случае в ней могли бы существовать равноправные центры гравитации и множество космических объектов. В конечной же Вселенной все эти объекты рано или поздно слились бы в единое тело (центр мира). Поэтому фундаментом модели Вселенной Ньютона и многих последующих моделей (вплоть до создания общей теории относительности в начале XX века) стало представление о бесконечном пространстве и бесчисленном количестве космических объектов. Эти объекты притягиваются друг к другу силой всемирного тяготения, которая и определяет характер их движения.

Стержнем механистической картины мира Ньютона была идея материального единства небесного и земного, т. е. мира, созданного некогда Богом и существующего по естественным законам природы. Основой всех явлений и процессов виделось механическое движение, и наиболее универсальной и главной силой в Космосе считалась гравитация. Физическая картина мира рисовалась категориями абсолютного пространства и абсолютного времени, существующих независимо от материи. Сотворение же самой материи представлялось как некая отдаленная увертюра к бесконечному спектаклю, действие которого разворачивается уже по естественным законам природы под действием гравитационных сил.

Ньютона волновал и вопрос о происхождении Вселенной. Он понимал, что, ограничиваясь только механическими силами, не объяснить не только происхождения Вселенной, но и происхождения Солнечной системы. Поэтому, в вопросах происхождения Ньютон прибегал к более могучей, чем тяготение, организующей силе, каковою он мыслил Бога Творца. «Божественная рука» сообщила планетам необходимый первоначальный импульс для их орбитального движения, благодаря которому они не упали на Солнце. Затем движение планет объяснялось естественной физической причиной - законом всемирного тяготения. Однако не было никаких объяснений устойчивого характера движения планет. Более того, взаимное притяжение планет неизбежно должно было вызывать возмущение в их движении и как результат отклонения от строго эллиптических траекторий. Эти отклонения могли иметь вековой характер, нарастая со временем, и Ньютон сделал вывод о необходимости время от времени корректировать посредством божественного вмешательства механизм движения планет, расшатываемый взаимными возмущениями, т.е. заводить «мировые часы», как метко выразился Лейбниц.

Феноменологическая, но опиравшаяся на строгие количественные законы, физика Ньютона определила главные черты новой, космофизической картины мира, на два века ставшей направляющим и контролирующим фактором в развитии естествознания. Но мировоззренческие идеи Ньютона не во всем вдохновляли грядущей за веком Ньютона век XVIII - век просвещения, век возрождающихся материалистических учений. Потребовалось полвека развития не науки, а, главным образом, атеистического мировоззрения, чтобы идею божественного «начального толчка» категорически отвергли. Ее место в естествознании заняла забытая идея естественной эволюции материи в Космосе, движущей силой которой на этот раз была гравитация.

Открытие Ньютоном основных законов механики породило мнение об их универсализме, и понимание этих законов, а также открытие новых - гарантия полного понимания природы и общества и власти над ними. В таком мире, подчиненном строгим математическим законам, по мнению атеистов не находилось места Богу. Наука была призвана для объяснения происхождения Солнечной системы, – родоначальником этих идей был французский ученый Ж. Бюффон. По мысли Бюффона все планеты образовались из струи огнедышащего вещества, выбитого из Солнца при столкновении его с кометой (на возможность такого столкновения указывал сам Ньютон); далее из фрагментов струи сформировались планеты, в том числе и Земля.

Еще дальше пошел классик немецкой философии Иммануил Кант (1724-1804), не ограничившийся рассмотрением Солнечной системы, а устремивший свои мысли в просторы Вселенной. Выдвинув идеи эволюции Вселенной, Кант детально разработал космогонию Солнечной системы, включая и происхождение Солнца, получившую впоследствии название «небулярной гипотезы». Главный недостаток космогонии Канта – предположение о возможности возникновения вращательного движения системы в результате взаимодействия ее составных частей.

Многие недостатки гипотезы Канта были устранены великим французским ученым П.С. Лапласом (1749-1827). В 1796 г. Лаплас в работе «Изложение системы мира» предположил, что те же самые гравитационные силы, которые определяют движение планет, могут рассматриваться и причиной возникновения Солнечной системы и рассмотрел возможность ее формирования из первоначально вращающейся разреженной туманности. Под действием гравитационных сил охлаждение туманности сопровождалось сжатием, что привело к формированию в ее центре звезды – Солнца и одновременного к отслаиванию в экваториальной плоскости колец, из которых, в конце концов, образовались планеты и их спутники. В течение короткого времени гипотеза Лапласа стала популярной и, казалось, доказывала всемогущество рационального подхода к объяснению природы. Если Кант отводил в своей космогонии Богу роль творца материи, то безбожник Лаплас отказался от Бога вовсе. Известно, что когда Наполеон Бонапарт, проявлявший интерес к естественным наукам и, особенно к математике, спросил Лапласа о месте Бога в системе мира, тот высокомерно ответил: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе».

Таким образом, менее чем за сто лет научная картина мира Ньютона, неотъемлемой частью которой был Бог Творец и Промыслитель, сначала лишилась Промыслителя, а затем в системе Лапласа – и Творца. И нас пытаются убедить, что произошло это под давлением научных фактов. Но в этом случае такой поворот был бы окончательным и необратимым, однако, и в более поздние времена находились ученые, не менее крупные, чем Лаплас, обладающие существенно большим объемом знаний, которые не отвергали Бога и придерживались христианского мировоззрения. И в XIX начале XX веков таких ученых было большинство. Так христианского мировоззрения придерживались Ампер, Беккерель, Вольта, Гаусс, Дальтон, Джоуль, Кельвин, Кулон, Шарль, Майер, Максвелл, Ом, Планк, Фарадей. Альберт Эйнштейн хоть христианином и не был, но не был он и атеистом.

Будет ли правильным утверждать, что ученых-христиан не убедила гипотеза Лапласа в силу ряда ее существенных неустранимых недочетов, наиболее важными из которых является несоответствие распределения момента количества движения между Солнцем и планетами, обратное вращение Венеры и Урана? Вряд ли. Зададим еще один вопрос - далеко ли со времен Лапласа продвинулась наука в познании природы? Успехи науки в материальной сфере колоссальны, она основа технического прогресса, охватившего многие стороны человеческой деятельности. Наука рисует картину мира красками многих отраслей естествознания, но следует признать, что в вопросах происхождения Вселенной, Солнечной системы, Земли новые гипотезы являются скорее плодом изощренного ума, пусть и оснащенного самыми современными математическими изысками, чем отображением каких-то новых открытий и законов физики. Недаром гипотеза Лапласа, подправленная и видоизмененная, например О.Ю. Шмидтом, и поныне в ходу, хотя ее недостатки в настоящее время не только не устранены, но и стали еще более очевидными. Вывод напрашивается сам собой, – основой научной картины мира является мировоззрение, которое не исчерпывается лишь данными науки. Именно поэтому атеистам и христианам, оперируя одной и той же суммой научных знаний, удается рисовать принципиально различные научные картины мира.


rezultati-kontrolnih-rabot-prikaz-ob-utverzhdenii-trebovanij-k-kvalifikacionnim-kategoriyam-po-dolzhnostyam-i-predmetam.html
rezultati-obrazovatelnoj-deyatelnosti-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii-polnoe-naimenovanie-obrazovatelnogo.html
rezultati-oer-l-b-kucenko-barskova-otv-red-n-v-chepulis-umo-innovacij-v-obrazovanii-loiro.html
rezultati-realizacii-konkretnogo-plana-raboti-po-borbe-s-obescvechivaniem-korallov.html
rezultati-torgovoj-deyatelnosti-stran-s-nizkim-urovnem-dohoda-i-naimenee-razvitih-stran.html
rezultati-vneshnego-kontrolya-deyatelnosti-ou-publichnij-otchet-rezultatov-deyatelnosti-mou-ssh-11-g-o-tolyatti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyataya-pyatidesyatnica-andrej-slyushkin.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-territorialnie-faktori-i-osobennosti-razvitiya-rasseleniya-tema-territorialnaya-organizaciya-naseleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-raboti-sistema-yazikovogo-obrazovaniya-v-neyazikovih-specializirovannih-vuzah-na-materiale-anglijskogo-yazika.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oslozhneniya-i-ih-lechenie-l-l-hundanov-doktor-medicinskih-nauk-professor-v-1989-g-izbiralsya-vice-prezidentom.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnimanie-ohotnichya-izba-predlagaet-obedi-na-vibor-s-ponedelnika-po-pyatnicu-s-12-00-do-17-00-salati.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-programmnoe-obespechenie-i-arhitektura-evm-regionalnogo-komponenta-cikla-opd-po-specialnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-germaniya-vo-vtoroj-polovine-xvi-i-v-nachale-xvii-v-istochniki-po-istorii-srednih-vekov-v-xv-vv-glava-sushnost.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-roditelskih-sobranij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-sankt-peterburg-2011-god.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/donskova-os-2-kurs-programma-nauchnih-meropriyatij-16-30-aprelya-2007-goda-volgograd-2007-otvetstvennij-za-vipusk.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/medal-lermontova.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajni-vremeni-vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-kursa-tehnologiya-viezdnogo-turizma.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-luchshih-uchitelyah-troickoj-srednej-shkoli.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-glavi-goroda-o-deyatelnosti-administracii-goroda-kanska.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-obshaya-harakteristika-filosofii-platona-1-osnovnie-harakteristiki-kitajskoj-filosofii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-probiotika-bacell-iprebiotika-laktacid-na-molochnuyu-produktivnost-i-vosproizvoditelnie-kachestva-korov-holmogorskoj-porodi-v-usloviyah-udmurtskoj-respubliki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/semejstvo-hemitripteridae-volosatkovie-katalog-pozvonochnih-kamchatki-i-sopredelnih-morskih-akvatorij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhidkie-kristalli-chast-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/30stil-i-tip-rechi-v-oratorskom-iskusstve-darya-golovanova-ekaterina-mihajlova-russkij-yazik-i-kultura-rechi-kratkij-kurs.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-detskih-uchrezhdenij-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-neneckom-avtonomnom-okruge-v-2009-godu.html
  • composition.bystrickaya.ru/oglavleni-e-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhangelskij-gubernator-vstupilsya-za-svoego-protezhe-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gornie-i-stroitelno-dorozhnie-mashini-transport-stroitelstvo-stranica-9.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-gosudarstvennie-sredstva-peredavaemie-organam-msu-organami-gosudarstvennoj-vlasti.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-metodicheskie-ukazaniya-plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-yuristov-nizhnij-novgorod-2006.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-filosofiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programm-a-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/kino-vospitatel-molodezhi-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvetstvennost-za-narushenie-trebovanij-reglamenta-i-obshie-polozheniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-zakonu-o-tamozhennom-tarife-stranica-35.html
  • student.bystrickaya.ru/13-osnovnie-ponyatiya-i-klassifikaciya-sistem-osnovannih-na-znaniyah-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2006.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-kontrastirovanie-nejronov-metodi-nejroinformatiki-sbornik-nauchnih-trudov-pod-redakciej-doktora-fiziko-matematicheskih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-s-rekomendaciyami-po-proektirovaniyu-osnovnih-programmnih.html
  • student.bystrickaya.ru/2-kak-polzovatsya-slovarem-barteneva-o-a-shapiro-v-d-olderogge-n-g-korporativnij-i-proektnij-menedzhment.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-mezhdunarodnie-standarti-finansovoj-otchetnosti-80-chasov-programma-podgotovki-i-attestacii-professionalnih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.