.RU

Методические рекомендации к семинарским занятиям по направлению «философские проблемы естествознания и математики»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МАТЕМАТИКИ»

Нижний Новгород 2007

ББК 87я73

Составители: К.Г. Мальцев, А.М. Бекарев, В.И. Казакова, Т.Л. Михайлова, Е.Н. Соснина

/ НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Н.Новгород, 2007. - с.

Представлены методические рекомендации к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей НГТУ, обучающихся по направлению «Философия естествознания и математики». Изложены список основной литературы, тематика семинарских занятий, рекомендации для самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов. Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями к подготовке аспирантов и соискателей, изложенных в «Программе-минимум кандидатского экзамена», разработанной Институтом философии РАН и одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологи ВАК в 2004 г.

Ответственный редактор: проф. Мальцев К.Г.

Редактор О.В. Пугина

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ.л. 2. Уч-изд. л. Тираж 500 экз. Заказ

________________________________________________________________________________

Нижегородский Государственный Технический Университет.

Типография НГТУ. 603600, Н. Новгород, ул. Минина, 24.

© Нижегородский государственный

технический университет, 2007

В В Е Д Е Н И Е

Предлагаемое методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей НГТУ в рамках изучения ими курса «История и философия науки» разработан на основе программы-минимум кандидатского экзамена, одобренной президиумом ВАК Минобразования России и утверждённой приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697. Методические рекомендации разработаны на кафедре «Методология, история и философия науки» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева как результат опыта преподавания дисциплины «История и философия науки» в рамках приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности НГТУ. Тематический план семинарских занятий составлен с учётом специфики научной подготовки обучающихся по специальностям: 01.00.00 – «Физико-математические науки» и 02.00.00 – «Химические науки». Круг рассматриваемых вопросов соответствует разделам I.«Общие проблемы философии науки» и II.«Современные философские проблемы областей научного знания» («Философские проблемы математики», «Философские проблемы физики», «Философские проблемы химии»).

Основной задачей курса ставится выход на качественно новый уровень философско-методологических знаний, способствующий максимальному раскрытию творческого потенциала будущего учёного. Курс ориентирован на тесную связь со специализацией аспирантов и призван представить широкий спектр основных мировоззренческих и методологических ориентиров научной деятельности. Наряду с традиционной философской составляющей в программу кандидатского минимума включена историко-научная тематика, что является, на наш взгляд, одной из наиболее удачных инноваций современного образования. Этот акцент на динамику развития научной мысли, процессы её становления и эволюции представляется чрезвычайно актуальным, главным образом, с точки зрения современных проблем науки.

Пособие включает в себя список основной литературы, рекомендуемую тематику семинарских занятий и программные вопросы курса. Рекомендуемые программы семинарских занятий с необходимостью включают в себя как информативный, так дискуссионный аспекты. Тематика предлагаемых докладов носит полемически-поисковый характер и ориентирована на творческое осмысление тех или иных вопросов, их активное обсуждение в ходе занятия. Подобный подход призван инициировать как формирование собственной точки зрения, так и умение корректно и обоснованно её излагать.

1. ИСХОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы философии науки / под ред. Э.В. Гирусова. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 344 с.

2. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 521 с.

3. Джегутанов, Б.К. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / Б.К. Джегутанов, В.И. Стрельченков, В.В. Балахонский, Г.Н. Хон. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.

4. Ильин, В.В. Философия науки: учебник / В.В. Ильин. – М.: изд-во МГУ, 2003. – 360 с.

5. Котенко, В.П. История и философия классической науки / В.П. Котенко. – М.: Академический проект, 2005. – 473 с.

6. Кохановский, В.П. Философия науки: учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. – М. – Ростов-на-Дону: ИКЦ МарТ, 2006. – 496 с.

7. Современные философские проблемы естествознания, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук / под ред. В.В. Миронова . – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

8. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с.

9. Философия науки: учебное пособие / под ред. А.И. Липкина . – М.: Эксмо, 2007. – 608 с.

10. Философия науки: общие проблемы познания, методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов / - М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 992 с.

3. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИКИ

1. Математика как объект философского анализа.

1.1. Математика как наука: особенности предмета и метода.

1.1.1.Математика: «часть теоретической физики» (В.И.Арнольд) или язык науки?

1.1.2.Природа математического мышления. Рациональное и иррациональное в математике: философско-методологические аспекты. Проблема поиска и обоснования исторических закономерностей развития математики.

1.1.3.Понятие метаматематики и метаматематической теории.

1.2.Аксиоматический метод математики: его сущность, периоды становления.

1.2.1.Период содержательной аксиоматизации: «Начала» Евклида.

1.2.2. Период полуформальной аксиоматизации: Н.И. Лобачевский, Бойяи, Гаусс. Неевклидовы геометрии, их общие черты.

1.2.3.Период формальной аксиоматизации: зарождение аксиоматического метода как самостоятельной теории. Д.Гильберт: теоретико-множественная концепция как фундамент всего математического знания.

1.2.4.Парадоксы теории бесконечных множеств как причина появления философии математики.

1.2.5.Особенности языка науки современной математики.

1.3. Фундаменталистское и нефундаменталистское направления как основные направления современной философии науки.

1.3.1. Фундаментализм: проблема сущности математики. Математический объект, его специфика. Математическое доказательство.

1.3.2. Нефундаментализм: проблема поиска законов функционирования математики. И.Лакатос, Р.Уайлдер, Ф.Китчер как представители нефундаменталистского направления.

1.3.3. Прикладные функции нефундаменталистской математики, соотношение теоретических и прикладных исследований.

1.3.4. Историко-математические проблемы как исходная клеточка нефундаменталистского направления.

1.4. Математика как феномен культуры.

1.4.1.Принципы влияния культурной среды на внутренние интенции развития математики. Соотношение внутренних и внешних факторов развития математики.

1.4.2. Математика в контексте научных революций. Проблема возможности выделения «математической парадигмы», и ее соотношение с научной парадигмой.

1.4.3.Социокультурные аспекты математического знания. Национальные математические школы и традиции.

1.4.4. Философские проблемы математики и современное математическое образование. Стили математического мышления в современной науке.

2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики.

2.1. Феномен дедуктивной математики и проблема ее зарождения.

2.1.1.Практический характер математики Древнего Востока.

2.1.2.Влияние европейского социокода на возникновение дедуктивно-аксиоматического метода. Необходимые условия возникновения дедуктивного способа рассуждений. Число как элемент духовной культуры: пифагорейско-платоновская математика. Диалектика числа. Число и проблема смысла. Теорема Евдокса.

2.1.3.Аксиоматика как необходимое условие развития науки. Математический аппарат и мысленное конструирование в дедуктивно-аксиоматической теории.

2.1.4.Система аксиом геометрии Евклида и система аксиом арифметики Пеано: общее и особенное.

2.1.5.Роль теоретической геометрии в становлении идей аксиоматического метода. Неевклидовы геометрии как первый случай диверсификации аксиоматики. Н.И.Лобачевский: возможность открытой дедукции.

2.2. Математизация науки: историческая эволюция и современные тенденции.

2.2.1. Математизация: один из методологических принципов физики или общая черта теоретизации научного знания.

2.2.2. Математизация как теоретический репрезентант научного знания.


odin-za-drugim-podnimalis-oni-na-pomost-i-derzali-kosnutsya-rukoyati-mecha-stranica-25.html
odinnadcatij-tom-posvyashaets-ya-sv-grigori-yu-palam-a-charuyut-ne-cherti-a-iskrennost-stremlenij-avtoportret-soderzhani-e-zhdushaya-novella-uokna-rasskaz-stranica-11.html
odinoka-li-katerina-v-svoem-proteste.html
odisseya-chast-10.html
odisseya-chast-15.html
odisseya-chast-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kejs-23-uchebnoe-posobie-dlya-resheniya-prakticheskih-situacij-avtori-sostaviteli-e-o-chebakova.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan-raboti-gou-dppo-cpks-nauchno-metodicheskij-centr.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-professionalnij-portret-socialnogo-pedagoga.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/6-rol-strukturi-upravleniya-v-is-funkcii-i-tipovaya-organizaciya-sovremennoj-subd.html
  • spur.bystrickaya.ru/lokalnie-centralizovannie-i-avtomatizirovannie.html
  • school.bystrickaya.ru/himicheskij-sostav-mineralnih-vod.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oplate-truda-rabotnikov-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ej-vi-v-bochkah-vi-kto-avstralijskaya-pegaya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajna-letayushih-detej-golomolzin-evgenij-golomzina-marina-grani-novogo-mira.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-2a-329.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-paranojya-httpd-theupload-infodownsd1q9nnekv1dbc21i1p699oggn2wipy1didenko-b-a-hishnaja-vlast-txt.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rechnoj-bunt-rossijskaya-gazeta-nedelya-29042010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-29-aprelya-2010-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-disciplina-fizicheskaya-kultura.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-istoriya-deloproizvodstva-v-dorevolyucionnoj-rossii-tema-predmet-soderzhanie-i-zadachi-kursa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uslovnie-oboznacheniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-s-rekomendaciyami.html
  • college.bystrickaya.ru/122-oprosnik-za-i-protiv1-pryazhnikov-n-s-p77-metodi-aktivizacii-professionalnogo-i-lichnostnogo-samoopredeleniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tajna-yantarnoj-komnati.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-telekanala-sts-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/17-otnoshenie-pripisivaemih-sushestvu-bozhiyu-svojstv-k-samomu-ego-sushestvu.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-034300-62-fizicheskaya-kultura-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russkij-yazik-v-mire-ialopuhina-rossiya-polsha-vsplesk-interesa-k-yaziku-i-kulture-rossii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/wwf-rasschitivaet-na-ugolovnoe-delo-po-faktu-brakonerstva-na-altae-novosti-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-obyazatelnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-dlya-specialnostej-050102-65.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-raspredeleniya-sluchajnoj-velichini.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsledovanie-sluha-v-rannem-vozraste.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofskie-shkoli-drevnej-grecii-konspekt-lekcij-po-k-ulturologii-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • esse.bystrickaya.ru/provedenie-nauchnih-i-nauchno-prakticheskih-konferencij-simpoziumov-otchyot-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-za-2009-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-kotorogo-posle-padeniya-respubliki-bila-internirovana-vo-franciyu-posle-teoriya-i-praktika-gosudarstvennogo-perevorota-moskva-2002.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-pyataya-lekcij-prochitannih-v-dornahe-i-berne-s-29-noyabrya-po-21-dekabrya-1918-goda-socialnij-kurs.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-postavka-produkcii-knig-broshyur-dlya-gbuk-g-moskvi-moskovskaya-gorodskaya-delovaya-biblioteka-mesto-postavki-129301-g-moskva-ul-borisa-galushkina-d-19-kor-1-obshie-trebovaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-zhiznennij-material-mediateksta-fabula-i-v-chelisheva-mediaobrazovanie-dlya-roditelej.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trofimov-v-n-iskusstvennij-intellekt-dobro-i-zlo-kak-zapretnij-plod-v-n-trofimov-e-v-trofimova-stranica-106.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvodstvoto-v-drvoobrabotvashiya-sektor-se-svi-s-40-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-formi-pedagogicheskih-testovih-zadanij-po-biologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.