Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пу
.RU

Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пу

Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».)

Автор: Пушкин А.С.

Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства.

В первом же диалоге Сальери доказывает на примере всей своей жизни, что никогда не был завистником. Почему именно Моцарт так изменил характер немолодого уже Сальери, помог пробудиться в нем неведомому ранее чувству зависти? Да и зависть пи это? Не прячет ли Сальери под этим благовидным в данном случае предлогом другое чувство, более серьезное и болезненное для него?

О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?..

О Моцарт, Моцарт!

Это “О Моцарт, Моцарт!” звучало бы почти по-отечески, попытайся Сальери поговорить с другом, намекнуть о вреде “праздности”, образумить “безумца”. Но оказывается, что сколько-нибудь нормальные отношения между так называемыми друзьями невозможны, приговор уже вынесен, а “О Моцарт!” звучит как лицемерное сожаление над гробом. Откуда же столько ненависти, исключающей примирение, отмену или хотя бы отсрочку приговора? Тем более что из текста “обвинительного заключения” ясно: сам Моцарт абсолютно невинен. Виноват Бог, Божий промысел.

Непонятно также, откуда взялся “безумец, гуляка праздный”. У Пушкина Моцарт таков только со слов Сальери, автор же дает совсем иной образ гения. Моцарт вовсе не гуляка праздный в общепринятом, мирском понимании — он “гуляка” в искусстве. Это и составляет криминал — в глазах Сальери, конечно. Моцарт серьезно, ответственно относится к жизни, к семье, но в отношении к искусству он частенько подчеркнуто ироничен, небрежен

Чудо!

Не вытерпел, привел я скрыпача

Чтоб угостить тебя его искусством.

Очевидно, что за иронией Моцарт по-юношески целомудренно прячет свою любовь к музыке, более живую, человечную, а значит, и более ранимую. Но Сальери не желает разбираться в этих тонкостях, всякая ирония в отношении к святым для него понятиям недопустима.

Волнуясь, бессвязно и алогично Сальери говорит о бесполезности Моцарта для искусства. Это верх несуразицы: за бесполезность умерщвляются рабы, но не композиторы. ...

я избран, чтоб его

Остановить — не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки...

Здесь уже Сальери приписывает себе право (называя его долгом) казнить Моцарта не просто от своего имени, а от имени целого цеха композиторов. Что это: новая неуклюжая попытка самооправдания или Моцарт действительно представляет опасность для “жрецов, служителей музыки”? Во всяком случае, Пушкин эту линию продолжает (вопрос элиты вообще для него один из самых важных), и Моцарт в своем предсмертном монологе мечтает:

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!

Но нет: тогда б не мог И мир существовать;

никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Единого прекрасного жрецов.

Не правда ль?

Здесь все у Пушкина построено на иронии; Моцарт, не подозревая о том, заочно издевается над рассуждениями Сальери о “жрецах” и о “пользе”. Явно просматриваются следы, а может быть, и результаты размышлений Пушкина о взаимоотношениях гения и толпы. Логический каркас речи Моцарта (наивной или псевдонаивной?!) выглядит следующим образом: не являются ли наивность и несколько приниженное дружелюбие наигранными, ироническими? Искреннее отношение к Сальери однажды проскакивает: выпив вина, Моцарт в ответ на слащавый лепет старшего друга бросает салфетку на стол (выделено Пушкиным в ремарку) и говорит весьма небрежно, свысока: “Довольно, сыт я... Слушай же, Сальери, мой Реквием”. (Это далеко не просительное: “Послушай, друг Сальери”.)

Такие прорывы искреннего чувства сквозь маску почтительного дружелюбия, вероятно, случались и прежде и не могли не заставить Сальери насторожиться. О степени опасности Моцарта для тогдашней композиторской элиты мы, желая оставаться в рамках пушкинского текста, не можем сказать больше ни слова. Вероятно, Сальери, стремясь защитить собственные интересы, прикрывается интересами Общего Дела.

Судьба Моцарта, а также и судьба искусства, теперь уже связанного с именем Моцарта, зависят, таким образом, от настроения Сальери, от степени его удовлетворенности самим собой.

Резюмируем: в основе трагедии конфликт отнюдь не между представителями двух различных методологий творческого воспитания — конфликт происходит между человеком и идеей (какой бы эта идея ни была прекрасной и великой в сравнении с отдельно взятым человеком). Сальери, чтобы убить одного человека, призывает на помощь все известные ему идеологии: он обращается за Справедливостью к Богу, затем действует во имя Искусства, как Общего Дела.

На стороне Моцарта — просто человек и просто гений...

И роль диалогов, часто перерастающих в самостоятельные монологи, в том числе — внутренние, весьма важна, именно на них строится композиция произведения.


metodika-gdrogeologchnih-dosldzhen.html
metodika-i-rezultati-primeneniya-georadiolokatora-17-grl-1-na-zakarstovannom-uchastke-rossipi.html
metodika-issledovaniya-fiziko-mehanicheskih-svojstv-skalnih-treshinovatih-porod-stranica-12.html
metodika-izucheniya-elementov-matematicheskogo-modelirovaniya-v-kurse-matematiki-5-6-klassov-2.html
metodika-izucheniya-obemov-mnogogrannikov-v-kurse-stereometrii.html
metodika-konkursnogo-otbora-personala-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-vvedenie-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/assortiment-pushno-mehovih-tovarov-chast-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vinagi-sm-se-uchudvala-kolko-e-dlboko-razbiraneto-na-drevnite-grci-za-choveshkata-priroda-i-na-proniknovenieto-s-koeto-sa-ya-razkrivali-v-mitovete-i-legendite.html
  • essay.bystrickaya.ru/chernyaev-as-proekt-fonda-gorbachevskie-chteniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/710-prilozheniya-zadanie-10-4-spisok-ispolnitelej-11-5-referat-annotaciya-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-vliyaniyu-bolonskogo-processa-na-ocenochnie-shemi-primenyaemie-v-stranah-evrosoyuza-vsvete-nekotorih-problem-svyazannih-s-ispolzovaniem-evropejskoj-sistemi-perenosa-zachetnih-edinic-stranica-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-u-sebya-odna-ili-vereteno-vasilisi-stranica-22.html
  • klass.bystrickaya.ru/abalakov-aleksandr-nikolaevich-stranica-5.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazi-i-povesti-povest-o-tom-kak-possorilsya-ivan-ivanovich-s-ivanom-nikiforovichem-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-metod-matematicheskogo-modelirovaniya-v-ekonomike-ponyatie-modeli-i-modelirovanie-elementi-i-etapi-processa-modelirovaniya-formi-modelirovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-ekzamenacionnih-biletov-temi-referatov-dayutsya-vipuskniku-zablagovremenno-zhelatelno-v-nachale-vtorogo-polugodiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenskaya-depressiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-41-742-ot-31-oktyabrya-2011-g-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-doshkolnika-k-mladshemu-shkolniku-krizis-semi-let-zachem-rebenku-krizis.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmaireglamen-t-xxix-obshego-sobraniya-asdg-i-konferencii-rukovoditelej-municipalnih-obrazovanij-sibiri-i-dalnego-vostoka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/313pismo-donos-nachalniku-kizelovskogo-gorodskogo-otdela-nkvd-gmfajnbergu-o-podozritelnom-povedenii-pedagogov-nepolnoj-srednej-shkoli-pvsevolodo-vilva-kizelovskogo-rajona-sverdlovskoj-oblasti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-informacionno-konsultacionnoj-sluzhbi-v-razvitii-apk-rossii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsemirnaya-torgovaya-oborona-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/politicheskie-trudi-n-ya-danilevskogo-nikolaj-yakovlevich-danilevskij-1822-1885-estestvoispitatel-filosof-sociolog-rodilsya-v-s-oberec-orlovskoj-gubernii-p-stranica-17.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metodika-prepodavaniya-matematiki-specialnost-05070-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-nmc-nevskogo-rajona-na-noyabr-2009-2010-uchebnogo-goda-direktor-nmc-nesterenkova-olga-serafimovna-tel-560-49-10.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestaya-zechana-sitchin-the-lost-realms-moskva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-devyataya-andrej-ilin-shkola-vizhivaniya-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnaya-spravka-o-shkole-stranica-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organicheskie-soedineniya-polimeri-metodicheskie-ukazaniya-programma-reshenie-tipovih-zadach-i-kontrolnie-zadaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/samoanaliz-uchitelya-nachalnih-klassov-sazonovoj-g-m.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vot-voprosi-viktorini-eto-otveti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-materiya-vo-vlasti-razuma-net-nichego-prekrasnej-na-etoj-planete-chem-cvetok-za-isklyucheniem-pozhaluj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-prikazom-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rf-ot-16-marta-2011-1365-ob-utverzhdenii-federalnih-trebovanij-gosudarstvennih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-duh-dusha-i-telo-osnovnie-religioznie-doktrini-ekzamen-filosofiya-religii-voprosi-otveti-ot-logovo-beloj.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soyuz-transportnikov-rossii-materiali-otchyotno-vibornogo-sobraniya-sezda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskaya-detskaya-obshestvennaya-organizaciya-obshestvennaya-malaya-akademiya-nauk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-vip-50-sentyabr-oktyabr-2007-g-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-vodnie-rekreacionnie-resursi-dlya-razvitiya-turisticheskih-marshrutov-otchyot-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-14-sovokupnij-spros-i-sovokupnoe-predlozhenie-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroven-radiacionnogo-fona-na-dalnem-vostoke-ostaetsya-v-predelah-normi-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-06052011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.