.RU

Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пу

Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».)

Автор: Пушкин А.С.

Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства.

В первом же диалоге Сальери доказывает на примере всей своей жизни, что никогда не был завистником. Почему именно Моцарт так изменил характер немолодого уже Сальери, помог пробудиться в нем неведомому ранее чувству зависти? Да и зависть пи это? Не прячет ли Сальери под этим благовидным в данном случае предлогом другое чувство, более серьезное и болезненное для него?

О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?..

О Моцарт, Моцарт!

Это “О Моцарт, Моцарт!” звучало бы почти по-отечески, попытайся Сальери поговорить с другом, намекнуть о вреде “праздности”, образумить “безумца”. Но оказывается, что сколько-нибудь нормальные отношения между так называемыми друзьями невозможны, приговор уже вынесен, а “О Моцарт!” звучит как лицемерное сожаление над гробом. Откуда же столько ненависти, исключающей примирение, отмену или хотя бы отсрочку приговора? Тем более что из текста “обвинительного заключения” ясно: сам Моцарт абсолютно невинен. Виноват Бог, Божий промысел.

Непонятно также, откуда взялся “безумец, гуляка праздный”. У Пушкина Моцарт таков только со слов Сальери, автор же дает совсем иной образ гения. Моцарт вовсе не гуляка праздный в общепринятом, мирском понимании — он “гуляка” в искусстве. Это и составляет криминал — в глазах Сальери, конечно. Моцарт серьезно, ответственно относится к жизни, к семье, но в отношении к искусству он частенько подчеркнуто ироничен, небрежен

Чудо!

Не вытерпел, привел я скрыпача

Чтоб угостить тебя его искусством.

Очевидно, что за иронией Моцарт по-юношески целомудренно прячет свою любовь к музыке, более живую, человечную, а значит, и более ранимую. Но Сальери не желает разбираться в этих тонкостях, всякая ирония в отношении к святым для него понятиям недопустима.

Волнуясь, бессвязно и алогично Сальери говорит о бесполезности Моцарта для искусства. Это верх несуразицы: за бесполезность умерщвляются рабы, но не композиторы. ...

я избран, чтоб его

Остановить — не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки...

Здесь уже Сальери приписывает себе право (называя его долгом) казнить Моцарта не просто от своего имени, а от имени целого цеха композиторов. Что это: новая неуклюжая попытка самооправдания или Моцарт действительно представляет опасность для “жрецов, служителей музыки”? Во всяком случае, Пушкин эту линию продолжает (вопрос элиты вообще для него один из самых важных), и Моцарт в своем предсмертном монологе мечтает:

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!

Но нет: тогда б не мог И мир существовать;

никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Единого прекрасного жрецов.

Не правда ль?

Здесь все у Пушкина построено на иронии; Моцарт, не подозревая о том, заочно издевается над рассуждениями Сальери о “жрецах” и о “пользе”. Явно просматриваются следы, а может быть, и результаты размышлений Пушкина о взаимоотношениях гения и толпы. Логический каркас речи Моцарта (наивной или псевдонаивной?!) выглядит следующим образом: не являются ли наивность и несколько приниженное дружелюбие наигранными, ироническими? Искреннее отношение к Сальери однажды проскакивает: выпив вина, Моцарт в ответ на слащавый лепет старшего друга бросает салфетку на стол (выделено Пушкиным в ремарку) и говорит весьма небрежно, свысока: “Довольно, сыт я... Слушай же, Сальери, мой Реквием”. (Это далеко не просительное: “Послушай, друг Сальери”.)

Такие прорывы искреннего чувства сквозь маску почтительного дружелюбия, вероятно, случались и прежде и не могли не заставить Сальери насторожиться. О степени опасности Моцарта для тогдашней композиторской элиты мы, желая оставаться в рамках пушкинского текста, не можем сказать больше ни слова. Вероятно, Сальери, стремясь защитить собственные интересы, прикрывается интересами Общего Дела.

Судьба Моцарта, а также и судьба искусства, теперь уже связанного с именем Моцарта, зависят, таким образом, от настроения Сальери, от степени его удовлетворенности самим собой.

Резюмируем: в основе трагедии конфликт отнюдь не между представителями двух различных методологий творческого воспитания — конфликт происходит между человеком и идеей (какой бы эта идея ни была прекрасной и великой в сравнении с отдельно взятым человеком). Сальери, чтобы убить одного человека, призывает на помощь все известные ему идеологии: он обращается за Справедливостью к Богу, затем действует во имя Искусства, как Общего Дела.

На стороне Моцарта — просто человек и просто гений...

И роль диалогов, часто перерастающих в самостоятельные монологи, в том числе — внутренние, весьма важна, именно на них строится композиция произведения.


metodika-gdrogeologchnih-dosldzhen.html
metodika-i-rezultati-primeneniya-georadiolokatora-17-grl-1-na-zakarstovannom-uchastke-rossipi.html
metodika-issledovaniya-fiziko-mehanicheskih-svojstv-skalnih-treshinovatih-porod-stranica-12.html
metodika-izucheniya-elementov-matematicheskogo-modelirovaniya-v-kurse-matematiki-5-6-klassov-2.html
metodika-izucheniya-obemov-mnogogrannikov-v-kurse-stereometrii.html
metodika-konkursnogo-otbora-personala-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-vvedenie-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/97-unichtozhenie-nadpisej-na-drevnih-pamyatnikah-egipta-kniga-soderzhit-ischerpivayushee-opisanie-astronomicheskogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priroda-perevodcheskogo-processa-rekonstrukciya-diskursa-kak-odin-iz-sposobov-resheniya-perevodcheskih-problem.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-pozhelaniyami-uspehov-na-nive-horovogo-iskusstva-i-dostizheniem-naivisshih-rezultatov-v-svoej-professionalnoj-deyatelnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/task-2-read-the-text-for-detailed-understanding-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-vtorogo-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-analiz-osnovnih-polozhenij-uchebnogo-plana-specializacii-03050408-tehnologii-i-tehnologicheskij-menedzhment-v-svarochnom-proizvodstve-po-discipline-vvedenie-v-professionalno-pedagogicheskuyu-specialnost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-predistoriya-razvitiya-pismennoj-rechi-vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-9-psihologiya-lichnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-territorialnie-sistemi-obrazovaniya-v-sssr-programmi-dlya-pedagogicheskih-vuzov-edukologi-ya.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-raboti-ddyut-za-2006-2007-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/100-procenta-prisstvie-opredelenie-na-rotari.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-k-nir-ts-ozhidaemie-iili-poluchennie-rezultati-vivodi.html
  • letter.bystrickaya.ru/nashi-krilatie-polzovateli.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-russkomu-yaziku-i-literature-dlya-podgotovitelnih-kursov-vstupitelnaya-lekciya-proverochnij-diktant-bezudarnie-glasnie-chereduyushiesya-glasnie.html
  • urok.bystrickaya.ru/predproektnaya-podgotovka-razrabotki-organizacionnogo-proekta-podsistemi-hozyajstvennogo-obespecheniya-sistemi-upravleniya-organizacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-zakonnosti-v-rossijskoj-federacii-chast-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-detejs-narusheniyami-v-razvitii-kurs-lekcij-chepik-yu-i-psihologiya-bolnogo-rebenka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-53-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-32.html
  • university.bystrickaya.ru/gendernie-razlichiya-v-podrostkovom-vozraste.html
  • education.bystrickaya.ru/23plan-raboti-pedagoga-psihologa-plan-raboti-kolledzha-na-2006-2007-uchebnij-god-soderzhanie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-upravleniya-sudebnogo-departamenta.html
  • student.bystrickaya.ru/14-gruppovaya-dinamika-komandovat-ili-podchinyatsya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/77-fotografiya-kinematografiya-i-podobnie-processi-1-956-0-obshij-otdel-00-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kaluzhskoj-oblasti.html
  • control.bystrickaya.ru/dissertaciya-v-vide-nauchnogo-doklada-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vosennem-efire-ocherednie-sladkie-novosti-chitaem-lakomimsya-i-primerivaem-novinki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-edinstve-ili-soedinenii-bez-poglosheniya-i-rozni14-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-odezhda-anglijskij-yazik-dlya-detej-6-7-let.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-obuchayushie-tehnologii-v-prepodavanii-kursa-kvantovoj-himii-v-rhtu-im-d-i-mendeleeva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-smolenska-ego-zamestitel-i-ohrannik-tverskoe-regionalnoe-otdelenie-fonda-socialnogo-strahovaniya-gotovo.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-5-srednie-velichini-v-statistike.html
  • writing.bystrickaya.ru/6092007-chetvertij-rabochij-den-programma-konferencii-uchrediteli-konferencii-rossijskaya-akademiya-nauk.html
  • school.bystrickaya.ru/gidravlika-gidropnevmoprivod-2.html
  • college.bystrickaya.ru/23-tematicheskoe-soderzhanie-disciplini-rabochaya-programma-disciplina-ds-02-01-nadezhnost-bitovih-mashin-i-priborov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-na-sostavlenie-terminov-i-ih-opredelenij-zadanie-na-klassifikaciyu-terminov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-5-mehanizm-upravleniya-finansovimi-riskami-v-kreditnih-obshestvah-finansovoj-vzaimopomoshi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.