.RU

Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пу

Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».)

Автор: Пушкин А.С.

Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства.

В первом же диалоге Сальери доказывает на примере всей своей жизни, что никогда не был завистником. Почему именно Моцарт так изменил характер немолодого уже Сальери, помог пробудиться в нем неведомому ранее чувству зависти? Да и зависть пи это? Не прячет ли Сальери под этим благовидным в данном случае предлогом другое чувство, более серьезное и болезненное для него?

О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?..

О Моцарт, Моцарт!

Это “О Моцарт, Моцарт!” звучало бы почти по-отечески, попытайся Сальери поговорить с другом, намекнуть о вреде “праздности”, образумить “безумца”. Но оказывается, что сколько-нибудь нормальные отношения между так называемыми друзьями невозможны, приговор уже вынесен, а “О Моцарт!” звучит как лицемерное сожаление над гробом. Откуда же столько ненависти, исключающей примирение, отмену или хотя бы отсрочку приговора? Тем более что из текста “обвинительного заключения” ясно: сам Моцарт абсолютно невинен. Виноват Бог, Божий промысел.

Непонятно также, откуда взялся “безумец, гуляка праздный”. У Пушкина Моцарт таков только со слов Сальери, автор же дает совсем иной образ гения. Моцарт вовсе не гуляка праздный в общепринятом, мирском понимании — он “гуляка” в искусстве. Это и составляет криминал — в глазах Сальери, конечно. Моцарт серьезно, ответственно относится к жизни, к семье, но в отношении к искусству он частенько подчеркнуто ироничен, небрежен

Чудо!

Не вытерпел, привел я скрыпача

Чтоб угостить тебя его искусством.

Очевидно, что за иронией Моцарт по-юношески целомудренно прячет свою любовь к музыке, более живую, человечную, а значит, и более ранимую. Но Сальери не желает разбираться в этих тонкостях, всякая ирония в отношении к святым для него понятиям недопустима.

Волнуясь, бессвязно и алогично Сальери говорит о бесполезности Моцарта для искусства. Это верх несуразицы: за бесполезность умерщвляются рабы, но не композиторы. ...

я избран, чтоб его

Остановить — не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки...

Здесь уже Сальери приписывает себе право (называя его долгом) казнить Моцарта не просто от своего имени, а от имени целого цеха композиторов. Что это: новая неуклюжая попытка самооправдания или Моцарт действительно представляет опасность для “жрецов, служителей музыки”? Во всяком случае, Пушкин эту линию продолжает (вопрос элиты вообще для него один из самых важных), и Моцарт в своем предсмертном монологе мечтает:

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!

Но нет: тогда б не мог И мир существовать;

никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Единого прекрасного жрецов.

Не правда ль?

Здесь все у Пушкина построено на иронии; Моцарт, не подозревая о том, заочно издевается над рассуждениями Сальери о “жрецах” и о “пользе”. Явно просматриваются следы, а может быть, и результаты размышлений Пушкина о взаимоотношениях гения и толпы. Логический каркас речи Моцарта (наивной или псевдонаивной?!) выглядит следующим образом: не являются ли наивность и несколько приниженное дружелюбие наигранными, ироническими? Искреннее отношение к Сальери однажды проскакивает: выпив вина, Моцарт в ответ на слащавый лепет старшего друга бросает салфетку на стол (выделено Пушкиным в ремарку) и говорит весьма небрежно, свысока: “Довольно, сыт я... Слушай же, Сальери, мой Реквием”. (Это далеко не просительное: “Послушай, друг Сальери”.)

Такие прорывы искреннего чувства сквозь маску почтительного дружелюбия, вероятно, случались и прежде и не могли не заставить Сальери насторожиться. О степени опасности Моцарта для тогдашней композиторской элиты мы, желая оставаться в рамках пушкинского текста, не можем сказать больше ни слова. Вероятно, Сальери, стремясь защитить собственные интересы, прикрывается интересами Общего Дела.

Судьба Моцарта, а также и судьба искусства, теперь уже связанного с именем Моцарта, зависят, таким образом, от настроения Сальери, от степени его удовлетворенности самим собой.

Резюмируем: в основе трагедии конфликт отнюдь не между представителями двух различных методологий творческого воспитания — конфликт происходит между человеком и идеей (какой бы эта идея ни была прекрасной и великой в сравнении с отдельно взятым человеком). Сальери, чтобы убить одного человека, призывает на помощь все известные ему идеологии: он обращается за Справедливостью к Богу, затем действует во имя Искусства, как Общего Дела.

На стороне Моцарта — просто человек и просто гений...

И роль диалогов, часто перерастающих в самостоятельные монологи, в том числе — внутренние, весьма важна, именно на них строится композиция произведения.


metodika-gdrogeologchnih-dosldzhen.html
metodika-i-rezultati-primeneniya-georadiolokatora-17-grl-1-na-zakarstovannom-uchastke-rossipi.html
metodika-issledovaniya-fiziko-mehanicheskih-svojstv-skalnih-treshinovatih-porod-stranica-12.html
metodika-izucheniya-elementov-matematicheskogo-modelirovaniya-v-kurse-matematiki-5-6-klassov-2.html
metodika-izucheniya-obemov-mnogogrannikov-v-kurse-stereometrii.html
metodika-konkursnogo-otbora-personala-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-vvedenie-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-principi-ravnovesiya-tverdih-tel.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-shestaya-velichie-saturna-celitelnij-mif-pod-redakciej-roberta-svobodi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-pervaya-pravotvorchestvo-i-pravotvorcheskaya-politika-problemi-vzaimodejstviya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-informaciya-o-kandidatah-v-razreze-odnomandatnih-izbiratelnih-okrugov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-12-metodologicheskie-osnovi-organizacii-visshej-shkoli.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prodazhapokupka-metodika-organizacii-vneklassnoj-raboti-po-matematike-v-malokomplektnoj-nachalnoj-shkole-uchebnoe-posobie.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezenhimalnie-distrofii-prodolzhenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raspredelitelnaya-sbitovaya-logistika-chast-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-pedagoga-psihologa-gou-94-potashevskoj-t-g-na-2011-2012-uchebnij-god-s-1-oktyabrya-2011-po-31-maya-2012-formi-i-vidi-raboti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-nabora-2005-goda-s-izmeneniyami-goda-raspredelenie-uchebnogo-vremeni-lekcii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fundament-biznesa-v-internete.html
  • grade.bystrickaya.ru/mitropolit-isidor-znamenskij-rukovodstvo-po-istorii-russkoj-cerkvi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-sankt-peterburg.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-aktualnost-dannoj-temi-obuslovlena-tem-chto-semya-igraet-vazhnuyu-rol-v-zhizni-kazhdogo-cheloveka-i.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurskaya-ruda-neobichnoe-zadanie-kurskaya-ruda-smert-komissara-kruglova-kak-uchili-komandiri-pod-vinogradnimi-lozami.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-logistika-po-napravleniyu-080100-68-ekonomika-ufa-2009.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovij-menedzhment-v-d-shadrikov-10-03-2000-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6--leninskij-rajon-reshenie-ot-24-06-2009.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sinip-zhetekshsn-izmet-men-lauazimdi-mndetter.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogika-negramotnosti-shkolnie-tehnologii-2011-s-25-30.html
  • literature.bystrickaya.ru/elejskaya-shkola-istoriya-antichnoj-filosofii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/turistsko-kraevedcheskaya-harakteristika-kaliningradskoj-oblasti-chast-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/48-zapovedi-hristai-realizaciya-ih-sluzhitelyami-cerkvi-sobranie-sochinenij-kniga-5-vospominaniya-i-razmishleniya-o.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/principi-postroeniya-elektronnogo-uchebnogo-materiala-v-forme-multimedijnoj-lekcii-zhislin-a-ya-korshunov-s-v-taldikin-s-b-shetinin-a-v.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tverskaya-guberniya-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-itogi-raboti-stranica-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/prinyatie-reshenij-na-osnove-situacionnih-modelej-v-usloviyah-neshtatnih-situacij-pri-proizvodstve-listovogo-stekla.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radiacionnij-fon-v-primore-v-norme-mchs-informacionnoe-agentstvo-interfaks-06052011.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-specialnosti-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-fakulteta-sportivnogo-menedzhmenta.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-raschetnih-operacij-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-maya-2006-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ak-zhe-chto-po-ocenke-zapadnoevropejskih-ekspertov-bolonskie-reformi-nosyat-kompleksnij-sistemnij-i-protivorechivij-harakter-11-primem-tak-zhe-vo-vnimanie-eshe-stranica-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-030501-yurisprudenciya-2-e-izdanie-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izmeneni-stavki-strahovih-vznosov-etot-i-drugie-voprosi-stali-temoj-obsuzhdenij-uchastnikov-kruglogo-stola-pod-nazvaniem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.