.RU

Марокко: Фес

В Фесе к гостинице нельзя было подъехать на такси или гостиничном микроавтобусе. Здесь служащие отеля встречают тебя у городских ворот с осликом или мулом, на спину которого и грузят багаж.

Другого транспорта в старом городе нет в принципе — потому что здесь нет ни одной проезжей улицы. Оно и понятно, ведь средневековый Фес не затронули никакие перепланировки. При том что населения в нем почти миллион.

Меня так долго вели по темным, невзрачным улочкам, что невольно возникло сомнение: а вдруг и гостиница окажется такой.

За неприметной дверью открылся богато украшенный внутренний дворик, посреди которого тихо журчал фонтан.

В Марокко любят украшать дома резьбой, мозаикой, росписью и витражами. Особенно это заметно в Фесе. Оно и понятно: уже 1200 лет Фес славится на весь арабский мир своими мастерами.

Фес — первый город, основанный арабами на землях современного Марокко. И, соответственно, первая столица страны.

По преданию, своим названием город обязан мотыге. Именно так с одного из марокканских диалектов переводится слово «фес». В VIII веке Идрис I, сын Фатимы, дочери пророка Магомета, решил построить новую столицу, границу которой очертил мотыгой из золота и серебра.

Идрис I заложил Фес, а построил город его сын — Идрис II, мавзолей которого расположен в самом центре. Его четырехскатную, зеленую, черепичную крышу не спутаешь ни с какой другой.

При этом, даже стоя рядом, мавзолей можно не заметить. А все потому, что на узких улочках все здания кажутся одинаковыми, поскольку их нельзя толком рассмотреть.

Через двери мавзолея, если они открыты, можно заглянуть в молельный двор. Он никогда не бывает пуст. Поклониться Идрису II, почитаемому мусульманскому святому, люди приезжают издалека.

Считается, что вода фонтанчика, устроенного в стене мавзолея, обладает целительными свойствами. Родители непременно стараются напоить ею детей.

В отверстие в стене мавзолея правоверные кидают монету, потом прикладывают руку и проворачиваются под ней. Так происходит общение с душой святого, который передает молящемуся барака милость Аллаха.

Район вокруг гробницы Идриса II считается священным. Входы в него перегорожены деревянными палками. Проходя под ними, невольно кланяешься, выражая уважение святому. Кроме того, они не подпускают к гробнице нагруженных ослов.

Не так давно на эти улицы немусульман не пускали вовсе. Сейчас таких строгостей уже нет.

На протяжении многих веков Фес остается одним из центров исламского богословия и учености. Одних религиозных школ —медресе, в городе десятка два. Многие основаны еще в Средние века.

В медресе Сеффарин, построенное в начале XIV века, живут и обучаются мусульманскому богословию три десятка студентов.

Молиться мусульманам положено пять раз в день. Поэтому там есть своя мечеть. Она совсем маленькая. Под стать ей и минарет. Если бы ученики ходили в какую-нибудь из городских мечетей, а их в Фесе около восьмисот, у них бы совсем не оставалось времени на занятия.

Прямо напротив медресе Сеффарин находятся главные ворота исламского Университета Карауин. Именно в этом университете родилось выражение «халиф на час». А произошло это так: во время ежегодного праздника студенты выбирали себе правителя на следующую неделю. Вечером в день избрания халиф-студент отправлялся к настоящему халифу в гости, и тот в течение часа принимал его как равного.

Университет основан в XII веке и считается в мусульманском мире вторым по значимости после каирского Университета Аль-Азхар.

В Средние века Карауин пользовался таким уважением, что город Фес называли «Африканскими Афинами». Тогда в этом самом западном университете исламского мира обучались 80 000 студентов.

Здесь преподавали выдающиеся арабские богословы, математики, астрономы, много сделавшие для науки, в том числе и светской.

По сей день в древний арабский университет Карауин приезжают учиться молодые люди из Ливии, Алжира и Судана. В его стенах получили образование многие политические деятели Марокко.

Улочки в районе университета очень колоритны, только вот запах стоит довольно неприятный. Оказывается, за стенами построек располагаются мастерские по выделке кож.

У входа в мастерскую, на лестнице посетителям вручают по пучку мяты — она отбивает удушливый запах.

Вонь в мастерской стоит отвратительная. А с другой стороны, как еще должна пахнуть кожа, если она два месяца пролежала в извести, а потом еще несколько дней в курином помете.

Сверху, с терассы в мастерской открывается удивительная картина: голоногие люди копошатся вокруг каких-то разноцветных сот — это чаны, в которых обрабатывают и окрашивают кожи. За тысячу лет, что в Фесе существует кожевенное производство, оно нисколько не изменились.

Не изменилась и технология выделки кож. Поступившие с бойни шкуры сначала освобождают от шерсти. Она, в отличие от той, что состригают с живых животных, называется «мертвой шерстью» и идет главным образом на войлок.

Потом со шкур срезают остатки жира и мяса, после чего их на два месяца погружают в ванны с известью. Там они «дубеют», приобретают нужную прочность, но при этом становятся жесткими, заскорузлыми.

Мягкости и эластичности добиваются тем, что поочередно вымачивают кожи в растворе куриного помета и в солоде — настое проращенных зерен ячменя и ржи.

Единственное техническое приспособление в мастерской — вращающиеся деревянные барабаны. На самом деле, это ни что иное, как огромная примитивная стиральная машина.

В эти ужасные барабаны кожа попадает три раза. После вымачивания в извести, после обработки куриным пометом и после солодовой ванны.

Достигшую нужной кондиции кожу вывешивают для просушки здесь же, во дворе мастерской.

Процесс обработки одинаков для всех шкур — козьей, коровьей, овечьей или верблюжьей. Правда верблюжьей кожи стало меньше, потому что в Сахару теперь ездит много туристов, и бедуинам гораздо выгоднее катать на верблюдах туристов, чем сдавать их шкуры сюда.

Сейчас только два цвета получают с помощью естественных красителей: желтый — это кожица граната, а коричневый — кора мимозы. А все остальные цвета — это уже химия.

Желтые козьи шкурки пойдут на знаменитые марокканские шлепанцы — бабуши, причем шьют их только мужчины.

Профессия кожевенника — не самая престижная. Зато работник мастерской имеет стабильный, хоть и не слишком высокий доход.

Д.С.: — Кому принадлежит это бизнес? Он частный или государственный?

Абдали, мастер-кожевенник: — У нас кооператив. В нем около трехсот членов, все владеют делом в равных долях. Кто-то унаследовал долю и профессию от отца, кто-то просто пришел и стал работать.

Д.С.: — Кто эти люди? Какая у кого профессия?

Абдали: — Это и есть члены нашего кооператива. Каждый из них способен выполнять здесь любую работу. Узких специалистов в нашей мастерской нет.

Марокканские ремесленники не платят налогов. Так правительство пытается сохранить традиционные промыслы, которые в противном случае неизбежно бы исчезли. Выдержать конкуренцию с современным массовым производством им не под силу.

Из Феса товар расходится по всему Марокко. Изделия здешних кожевенников занимают почетное место на рынках Марракеша, Рабата, Касабланки… Продаются они и в России.

Но там, где вещи делают, они, естественно, дешевле. Продаются изделия из местной кожи на рынке, куда я и решила прогуляться:

Д.С.: — Все тут действительно недорого. К тому же, как и на любом восточном рынке, можно торговаться. Сколько стоит?

Продавец: — Сто дирхамов.

Д.С.: — Восемьдесят.

Продавец: — Нет, сто. Качество какое, посмотрите.

Д.С.: — Девяносто.

Д.С.: — Ну ладно, по рукам.

Одну пару таких тапочек мастер делает целый день и получает за них четыре доллара. А на рынке их можно сторговать за девять, Что ж, эти тапочки-бабуши будут дома напоминать мне о Фесе — этот город, пожалуй, самый колоритный в Марокко.


mestorozhdeniya-poleznih-iskopaemih.html
mestorozhdeniya-zolota-chast-2.html
mestorozhdeniya-zolota-chast-7.html
meta-zlochinu-ta-znachennya-dlya-kvalfkac-zlochinnogo-dyannya-yuridichna-faktichna-pomilki-ta-.html
metabolizm.html
metafora-razreshenie-kak-v-pismennoj-istorii-kogda-ona-voznikla-tak-i-v-mifah-vedushih-v-samie-dalekie-i-sokrovennie.html
  • control.bystrickaya.ru/cikl-v-smezhnie-nauchnie-disciplini-programmi-i-uchebnij-plan-otdeleniya-teoreticheskoj-i-prikladnoj-lingvistiki-izdatelstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnaya-gigiena-i-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-nashi-vnutrennie-zadachi-uchebnoe-posobie-dlya-7-go-k-las.html
  • klass.bystrickaya.ru/86-tvorcheskie-i-sportivnie-dostizheniya-uchenikov-shkoli-i-i-cherepnin-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-3-parallelnie-i-raspredelennie-vichisleniya-v-zadachah-matematicheskogo-modelirovaniya-itogovij-otchet-za-2007-2009-godi-po-proektu-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-s-chego-mne-nachat-i-s-chego-podstupitsya-strochki-iz-zhizni.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-metodicheskaya-razrabotka-proekta-po-teme-drugaya-storona-radugi-ili-primenenie-opticheskoj-spektroskopii-v-issledovanii-sostava-veshestva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-dlya-traktorov-modeli-t603-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/nemnogo-po-tehnike-raboti-yurij-nikitin.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-istoricheskij-muzej-sisteme-obrazovaniya-i-mgarskova-moskva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-daet-znachimuyu-informaciyu-o-polozhenii-del-uspehah-i-problemah-shkoli.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-sintaksicheskie-sredstva-obraznie-sredstva-russkogo-yazika.html
  • school.bystrickaya.ru/himicheskaya-tehnologiya-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-fevral-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nezamenimaya-mehanizaciya-dlya-selskogo-hozyajstva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mirovoj-rinok-i-vneshnyaya-torgovlya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-krayu-ozer-i-lesov-urala-eta-press-konferenciya-polozhila-nachalo-diskussii-po-vsemu-kompleksu-problem-proizvodstvennogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po-stranica-44.html
  • control.bystrickaya.ru/burova-z-i-uchebnik-anglijskogo-yazika-dlya-gumanitarnih-specialnostej-vuzov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8-menedzhment-i-proizvodstvennij-potencial-predpriyatiya-1-vozniknovenie-sovremennogo-menedzhmenta-istoki.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodologicheskie-i-teoreticheskie-problemi-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/summiruyushee-zavershenie-risyov-n-yu-aktivnie-prodazhi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prazdnik-bukvarya-uroki-nachinayutsya-133.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-rabochaya-programma-po-literature-6-klass-poyasnitelnaya-zapiska-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-sostavleno-na-osnove-avtorskoj-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-2006-g-n-r-rb-ob-organizacii-kursovogo-obucheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/torfyanoj-pozhar-ploshadyu-05-gektara-potushen-v-podmoskove-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-edinaya-lenta-02082011.html
  • school.bystrickaya.ru/avvakum-petrov.html
  • books.bystrickaya.ru/biologicheskij-redukcionizm-social-darvinistskaya-shkola.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-issledovanie-v-10-klasse.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-konsultirovaniya-dlya-specialnostej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemi-upravleniya-tehnologicheskimi-processami-i-informacionnie-tehnologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-5-2325-marta-2011-g-organizator-salona.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-pitaniya-chast-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/statisticheskij-analiz-roznichnogo-tovarooborota-zapasov-i-oborachivaemosti-tovarov-chast-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-tura-italyanskij-ekspress-moskva-brest-varshava-drezden-veneciya-piza-florenciya-neapol-pompei-rim-vatikan-vena-krakov-brest-moskva-dati-viezda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-p-naumov-g-o-samara-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.