.RU

Марокко: Фес

В Фесе к гостинице нельзя было подъехать на такси или гостиничном микроавтобусе. Здесь служащие отеля встречают тебя у городских ворот с осликом или мулом, на спину которого и грузят багаж.

Другого транспорта в старом городе нет в принципе — потому что здесь нет ни одной проезжей улицы. Оно и понятно, ведь средневековый Фес не затронули никакие перепланировки. При том что населения в нем почти миллион.

Меня так долго вели по темным, невзрачным улочкам, что невольно возникло сомнение: а вдруг и гостиница окажется такой.

За неприметной дверью открылся богато украшенный внутренний дворик, посреди которого тихо журчал фонтан.

В Марокко любят украшать дома резьбой, мозаикой, росписью и витражами. Особенно это заметно в Фесе. Оно и понятно: уже 1200 лет Фес славится на весь арабский мир своими мастерами.

Фес — первый город, основанный арабами на землях современного Марокко. И, соответственно, первая столица страны.

По преданию, своим названием город обязан мотыге. Именно так с одного из марокканских диалектов переводится слово «фес». В VIII веке Идрис I, сын Фатимы, дочери пророка Магомета, решил построить новую столицу, границу которой очертил мотыгой из золота и серебра.

Идрис I заложил Фес, а построил город его сын — Идрис II, мавзолей которого расположен в самом центре. Его четырехскатную, зеленую, черепичную крышу не спутаешь ни с какой другой.

При этом, даже стоя рядом, мавзолей можно не заметить. А все потому, что на узких улочках все здания кажутся одинаковыми, поскольку их нельзя толком рассмотреть.

Через двери мавзолея, если они открыты, можно заглянуть в молельный двор. Он никогда не бывает пуст. Поклониться Идрису II, почитаемому мусульманскому святому, люди приезжают издалека.

Считается, что вода фонтанчика, устроенного в стене мавзолея, обладает целительными свойствами. Родители непременно стараются напоить ею детей.

В отверстие в стене мавзолея правоверные кидают монету, потом прикладывают руку и проворачиваются под ней. Так происходит общение с душой святого, который передает молящемуся барака милость Аллаха.

Район вокруг гробницы Идриса II считается священным. Входы в него перегорожены деревянными палками. Проходя под ними, невольно кланяешься, выражая уважение святому. Кроме того, они не подпускают к гробнице нагруженных ослов.

Не так давно на эти улицы немусульман не пускали вовсе. Сейчас таких строгостей уже нет.

На протяжении многих веков Фес остается одним из центров исламского богословия и учености. Одних религиозных школ —медресе, в городе десятка два. Многие основаны еще в Средние века.

В медресе Сеффарин, построенное в начале XIV века, живут и обучаются мусульманскому богословию три десятка студентов.

Молиться мусульманам положено пять раз в день. Поэтому там есть своя мечеть. Она совсем маленькая. Под стать ей и минарет. Если бы ученики ходили в какую-нибудь из городских мечетей, а их в Фесе около восьмисот, у них бы совсем не оставалось времени на занятия.

Прямо напротив медресе Сеффарин находятся главные ворота исламского Университета Карауин. Именно в этом университете родилось выражение «халиф на час». А произошло это так: во время ежегодного праздника студенты выбирали себе правителя на следующую неделю. Вечером в день избрания халиф-студент отправлялся к настоящему халифу в гости, и тот в течение часа принимал его как равного.

Университет основан в XII веке и считается в мусульманском мире вторым по значимости после каирского Университета Аль-Азхар.

В Средние века Карауин пользовался таким уважением, что город Фес называли «Африканскими Афинами». Тогда в этом самом западном университете исламского мира обучались 80 000 студентов.

Здесь преподавали выдающиеся арабские богословы, математики, астрономы, много сделавшие для науки, в том числе и светской.

По сей день в древний арабский университет Карауин приезжают учиться молодые люди из Ливии, Алжира и Судана. В его стенах получили образование многие политические деятели Марокко.

Улочки в районе университета очень колоритны, только вот запах стоит довольно неприятный. Оказывается, за стенами построек располагаются мастерские по выделке кож.

У входа в мастерскую, на лестнице посетителям вручают по пучку мяты — она отбивает удушливый запах.

Вонь в мастерской стоит отвратительная. А с другой стороны, как еще должна пахнуть кожа, если она два месяца пролежала в извести, а потом еще несколько дней в курином помете.

Сверху, с терассы в мастерской открывается удивительная картина: голоногие люди копошатся вокруг каких-то разноцветных сот — это чаны, в которых обрабатывают и окрашивают кожи. За тысячу лет, что в Фесе существует кожевенное производство, оно нисколько не изменились.

Не изменилась и технология выделки кож. Поступившие с бойни шкуры сначала освобождают от шерсти. Она, в отличие от той, что состригают с живых животных, называется «мертвой шерстью» и идет главным образом на войлок.

Потом со шкур срезают остатки жира и мяса, после чего их на два месяца погружают в ванны с известью. Там они «дубеют», приобретают нужную прочность, но при этом становятся жесткими, заскорузлыми.

Мягкости и эластичности добиваются тем, что поочередно вымачивают кожи в растворе куриного помета и в солоде — настое проращенных зерен ячменя и ржи.

Единственное техническое приспособление в мастерской — вращающиеся деревянные барабаны. На самом деле, это ни что иное, как огромная примитивная стиральная машина.

В эти ужасные барабаны кожа попадает три раза. После вымачивания в извести, после обработки куриным пометом и после солодовой ванны.

Достигшую нужной кондиции кожу вывешивают для просушки здесь же, во дворе мастерской.

Процесс обработки одинаков для всех шкур — козьей, коровьей, овечьей или верблюжьей. Правда верблюжьей кожи стало меньше, потому что в Сахару теперь ездит много туристов, и бедуинам гораздо выгоднее катать на верблюдах туристов, чем сдавать их шкуры сюда.

Сейчас только два цвета получают с помощью естественных красителей: желтый — это кожица граната, а коричневый — кора мимозы. А все остальные цвета — это уже химия.

Желтые козьи шкурки пойдут на знаменитые марокканские шлепанцы — бабуши, причем шьют их только мужчины.

Профессия кожевенника — не самая престижная. Зато работник мастерской имеет стабильный, хоть и не слишком высокий доход.

Д.С.: — Кому принадлежит это бизнес? Он частный или государственный?

Абдали, мастер-кожевенник: — У нас кооператив. В нем около трехсот членов, все владеют делом в равных долях. Кто-то унаследовал долю и профессию от отца, кто-то просто пришел и стал работать.

Д.С.: — Кто эти люди? Какая у кого профессия?

Абдали: — Это и есть члены нашего кооператива. Каждый из них способен выполнять здесь любую работу. Узких специалистов в нашей мастерской нет.

Марокканские ремесленники не платят налогов. Так правительство пытается сохранить традиционные промыслы, которые в противном случае неизбежно бы исчезли. Выдержать конкуренцию с современным массовым производством им не под силу.

Из Феса товар расходится по всему Марокко. Изделия здешних кожевенников занимают почетное место на рынках Марракеша, Рабата, Касабланки… Продаются они и в России.

Но там, где вещи делают, они, естественно, дешевле. Продаются изделия из местной кожи на рынке, куда я и решила прогуляться:

Д.С.: — Все тут действительно недорого. К тому же, как и на любом восточном рынке, можно торговаться. Сколько стоит?

Продавец: — Сто дирхамов.

Д.С.: — Восемьдесят.

Продавец: — Нет, сто. Качество какое, посмотрите.

Д.С.: — Девяносто.

Д.С.: — Ну ладно, по рукам.

Одну пару таких тапочек мастер делает целый день и получает за них четыре доллара. А на рынке их можно сторговать за девять, Что ж, эти тапочки-бабуши будут дома напоминать мне о Фесе — этот город, пожалуй, самый колоритный в Марокко.


mestorozhdeniya-poleznih-iskopaemih.html
mestorozhdeniya-zolota-chast-2.html
mestorozhdeniya-zolota-chast-7.html
meta-zlochinu-ta-znachennya-dlya-kvalfkac-zlochinnogo-dyannya-yuridichna-faktichna-pomilki-ta-.html
metabolizm.html
metafora-razreshenie-kak-v-pismennoj-istorii-kogda-ona-voznikla-tak-i-v-mifah-vedushih-v-samie-dalekie-i-sokrovennie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednesrochnij-finansovij-plan-ooo-avanta-soderzhanie-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-razvitiya-mnogoprofilnogo-obrazovaniya-na-baze-informacionnih-tehnologij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ftd-02-biohimicheskij-praktikum.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ustanovke-pered-ustanovkoj-ekotop.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iskusstvo-hohlomi-istoki-i-sovremennoe-razvitie.html
  • exam.bystrickaya.ru/vlazhnost-vozduha.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vasilij-fedorovich-arshiinkin-mertvyak-viglyadel-dovolno-neprivlekatelno-i-esli-bi-ne-ego-socialnoe-polozhenie-nikogda-bi-ne-podumal-kto-libo-glyadya-na-etogo-sh-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-sudebnie-organi-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-kazanskogo-universiteta-1962.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-dinamiki-i-strukturi-deficita-gosudarstvennogo-byudzheta-respubliki-belarus-chast-6.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-izveshenie-ot-11-dekabrya-2008-g-4-municipalnogo-uchrezhdeniya-gorodskaya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovet-po-vizualizacii-khenchen-palden-sherab-rinpoche-khenpo-cevang-dongyal-rinpoche.html
  • books.bystrickaya.ru/dosvd-derzhavnogo-regulyuvannya-ekonomki-v-zarubzhnih-kranah.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-napisaniyu-kursovih-rabot-po-politicheskoj-ekonomii-d.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-2008-2009-gg-specialnost-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-3-semestr-4-semestr-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/21-obshie-polozheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zhelezobetonnie-i-kamennie-konstrukcii-specialnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzor-kassacionnoj-praktiki-sudebnoj-kollegii-po-ugolovnim-stranica-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-veroyatnostej-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-l-ionina-stranica-22.html
  • student.bystrickaya.ru/37-krediti-i-zajmi-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-izhstal-kod-emitenta.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-i-probuzhdenie-uma-k-sozercaniyu-boga-httpwww-agnuz-infolibrarybooksantologiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-sredstv-plavnoj-kommutacii-elektroustanovok-v-usloviyah-kriticheskih-nagruzok-na-predpriyatiyah-apk.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-videlenie-svojstv-predmetov-velichini-i-otnosheniya-mezhdu-nimi-otnoshenie-ravenstva-neravenstva-pri-sravnenii-predmetov-po-vibrannomu-priznaku-68-ch.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-nastoyashee-uchebnoe-posobie-koncentriruet-vnimanie-na-odnom-iz-vazhnejshih-aspektov-missii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i3-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-konkursa.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yazik-liricheskih-miniatyur-mm-prishvina.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-rol-himii-v-reshenii-sirevoj-prodovolstvennoj-energeticheskoj-ikak-ekologiya-prodovolstvie-energiya-zastavlyayut-zadumatsya-o-buduyushem.html
  • grade.bystrickaya.ru/nastavlenie-po-gazodimozashitnoj-sluzhbe-gosuda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-psihodelicheskie-metamorfozi-processa-smerti-programma-issledovanij-spring-grouv.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-predusmatrivaet-provedenie-plenarnogo-zasedaniya-i-rabotu-kruglih-stolov-osnovnie-napravleniya-raboti-konferencii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-razrabotana-primenitelno-k-uchebnoj-programme-tehnologiya-6-klass-variant-dlya-malchikov-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-legkoj-atletike-s-metodikoj-prepodavaniya-dlya-specialnosti-050108-fizicheskaya-kultura-i-sport-ust-kamenogorsk-2006.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-nekotorih-rezultatov-proektnoj-deyatelnosti-uchashihsya-ioso-rao.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhgosudarstvennij-klassifikator-mezhgosudarstvennij-klassifikator-standartov-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oshibki-mozhno-ispravit-lavavulina-skazka-dlya-starshih-s-kommentariem-d-i-ushakov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.