Марокко: Фес
.RU

Марокко: Фес

В Фесе к гостинице нельзя было подъехать на такси или гостиничном микроавтобусе. Здесь служащие отеля встречают тебя у городских ворот с осликом или мулом, на спину которого и грузят багаж.

Другого транспорта в старом городе нет в принципе — потому что здесь нет ни одной проезжей улицы. Оно и понятно, ведь средневековый Фес не затронули никакие перепланировки. При том что населения в нем почти миллион.

Меня так долго вели по темным, невзрачным улочкам, что невольно возникло сомнение: а вдруг и гостиница окажется такой.

За неприметной дверью открылся богато украшенный внутренний дворик, посреди которого тихо журчал фонтан.

В Марокко любят украшать дома резьбой, мозаикой, росписью и витражами. Особенно это заметно в Фесе. Оно и понятно: уже 1200 лет Фес славится на весь арабский мир своими мастерами.

Фес — первый город, основанный арабами на землях современного Марокко. И, соответственно, первая столица страны.

По преданию, своим названием город обязан мотыге. Именно так с одного из марокканских диалектов переводится слово «фес». В VIII веке Идрис I, сын Фатимы, дочери пророка Магомета, решил построить новую столицу, границу которой очертил мотыгой из золота и серебра.

Идрис I заложил Фес, а построил город его сын — Идрис II, мавзолей которого расположен в самом центре. Его четырехскатную, зеленую, черепичную крышу не спутаешь ни с какой другой.

При этом, даже стоя рядом, мавзолей можно не заметить. А все потому, что на узких улочках все здания кажутся одинаковыми, поскольку их нельзя толком рассмотреть.

Через двери мавзолея, если они открыты, можно заглянуть в молельный двор. Он никогда не бывает пуст. Поклониться Идрису II, почитаемому мусульманскому святому, люди приезжают издалека.

Считается, что вода фонтанчика, устроенного в стене мавзолея, обладает целительными свойствами. Родители непременно стараются напоить ею детей.

В отверстие в стене мавзолея правоверные кидают монету, потом прикладывают руку и проворачиваются под ней. Так происходит общение с душой святого, который передает молящемуся барака милость Аллаха.

Район вокруг гробницы Идриса II считается священным. Входы в него перегорожены деревянными палками. Проходя под ними, невольно кланяешься, выражая уважение святому. Кроме того, они не подпускают к гробнице нагруженных ослов.

Не так давно на эти улицы немусульман не пускали вовсе. Сейчас таких строгостей уже нет.

На протяжении многих веков Фес остается одним из центров исламского богословия и учености. Одних религиозных школ —медресе, в городе десятка два. Многие основаны еще в Средние века.

В медресе Сеффарин, построенное в начале XIV века, живут и обучаются мусульманскому богословию три десятка студентов.

Молиться мусульманам положено пять раз в день. Поэтому там есть своя мечеть. Она совсем маленькая. Под стать ей и минарет. Если бы ученики ходили в какую-нибудь из городских мечетей, а их в Фесе около восьмисот, у них бы совсем не оставалось времени на занятия.

Прямо напротив медресе Сеффарин находятся главные ворота исламского Университета Карауин. Именно в этом университете родилось выражение «халиф на час». А произошло это так: во время ежегодного праздника студенты выбирали себе правителя на следующую неделю. Вечером в день избрания халиф-студент отправлялся к настоящему халифу в гости, и тот в течение часа принимал его как равного.

Университет основан в XII веке и считается в мусульманском мире вторым по значимости после каирского Университета Аль-Азхар.

В Средние века Карауин пользовался таким уважением, что город Фес называли «Африканскими Афинами». Тогда в этом самом западном университете исламского мира обучались 80 000 студентов.

Здесь преподавали выдающиеся арабские богословы, математики, астрономы, много сделавшие для науки, в том числе и светской.

По сей день в древний арабский университет Карауин приезжают учиться молодые люди из Ливии, Алжира и Судана. В его стенах получили образование многие политические деятели Марокко.

Улочки в районе университета очень колоритны, только вот запах стоит довольно неприятный. Оказывается, за стенами построек располагаются мастерские по выделке кож.

У входа в мастерскую, на лестнице посетителям вручают по пучку мяты — она отбивает удушливый запах.

Вонь в мастерской стоит отвратительная. А с другой стороны, как еще должна пахнуть кожа, если она два месяца пролежала в извести, а потом еще несколько дней в курином помете.

Сверху, с терассы в мастерской открывается удивительная картина: голоногие люди копошатся вокруг каких-то разноцветных сот — это чаны, в которых обрабатывают и окрашивают кожи. За тысячу лет, что в Фесе существует кожевенное производство, оно нисколько не изменились.

Не изменилась и технология выделки кож. Поступившие с бойни шкуры сначала освобождают от шерсти. Она, в отличие от той, что состригают с живых животных, называется «мертвой шерстью» и идет главным образом на войлок.

Потом со шкур срезают остатки жира и мяса, после чего их на два месяца погружают в ванны с известью. Там они «дубеют», приобретают нужную прочность, но при этом становятся жесткими, заскорузлыми.

Мягкости и эластичности добиваются тем, что поочередно вымачивают кожи в растворе куриного помета и в солоде — настое проращенных зерен ячменя и ржи.

Единственное техническое приспособление в мастерской — вращающиеся деревянные барабаны. На самом деле, это ни что иное, как огромная примитивная стиральная машина.

В эти ужасные барабаны кожа попадает три раза. После вымачивания в извести, после обработки куриным пометом и после солодовой ванны.

Достигшую нужной кондиции кожу вывешивают для просушки здесь же, во дворе мастерской.

Процесс обработки одинаков для всех шкур — козьей, коровьей, овечьей или верблюжьей. Правда верблюжьей кожи стало меньше, потому что в Сахару теперь ездит много туристов, и бедуинам гораздо выгоднее катать на верблюдах туристов, чем сдавать их шкуры сюда.

Сейчас только два цвета получают с помощью естественных красителей: желтый — это кожица граната, а коричневый — кора мимозы. А все остальные цвета — это уже химия.

Желтые козьи шкурки пойдут на знаменитые марокканские шлепанцы — бабуши, причем шьют их только мужчины.

Профессия кожевенника — не самая престижная. Зато работник мастерской имеет стабильный, хоть и не слишком высокий доход.

Д.С.: — Кому принадлежит это бизнес? Он частный или государственный?

Абдали, мастер-кожевенник: — У нас кооператив. В нем около трехсот членов, все владеют делом в равных долях. Кто-то унаследовал долю и профессию от отца, кто-то просто пришел и стал работать.

Д.С.: — Кто эти люди? Какая у кого профессия?

Абдали: — Это и есть члены нашего кооператива. Каждый из них способен выполнять здесь любую работу. Узких специалистов в нашей мастерской нет.

Марокканские ремесленники не платят налогов. Так правительство пытается сохранить традиционные промыслы, которые в противном случае неизбежно бы исчезли. Выдержать конкуренцию с современным массовым производством им не под силу.

Из Феса товар расходится по всему Марокко. Изделия здешних кожевенников занимают почетное место на рынках Марракеша, Рабата, Касабланки… Продаются они и в России.

Но там, где вещи делают, они, естественно, дешевле. Продаются изделия из местной кожи на рынке, куда я и решила прогуляться:

Д.С.: — Все тут действительно недорого. К тому же, как и на любом восточном рынке, можно торговаться. Сколько стоит?

Продавец: — Сто дирхамов.

Д.С.: — Восемьдесят.

Продавец: — Нет, сто. Качество какое, посмотрите.

Д.С.: — Девяносто.

Д.С.: — Ну ладно, по рукам.

Одну пару таких тапочек мастер делает целый день и получает за них четыре доллара. А на рынке их можно сторговать за девять, Что ж, эти тапочки-бабуши будут дома напоминать мне о Фесе — этот город, пожалуй, самый колоритный в Марокко.


mestorozhdeniya-poleznih-iskopaemih.html
mestorozhdeniya-zolota-chast-2.html
mestorozhdeniya-zolota-chast-7.html
meta-zlochinu-ta-znachennya-dlya-kvalfkac-zlochinnogo-dyannya-yuridichna-faktichna-pomilki-ta-.html
metabolizm.html
metafora-razreshenie-kak-v-pismennoj-istorii-kogda-ona-voznikla-tak-i-v-mifah-vedushih-v-samie-dalekie-i-sokrovennie.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-uchrezhdeniya-polnoe-naimenovanie-uchrezhdeniya.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-gosudarstvennih-i-obshestvennih-organizacij-zapadnoj-sibiri-po-podgotovke-molodezhi-k-zashite-rodini-1937-iyun-1941-godi.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-neobhodimost-i-sushnost-integracii-sozdanie-evropejskogo-soyuza-ii-i-predposilki-sozdaniya-es.html
  • predmet.bystrickaya.ru/robert-de-niro-aleksandr-fedorov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-izmeneniyah-vnesennih-v-federalnij-zakon-ot-22-11-1995-171-fz.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-girooptika-s-peterburg-polunaturnoe-modelirovanie-funkcionirovaniya-bpla.html
  • essay.bystrickaya.ru/bi-ponyatie-kulturi-v-m-najdish-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obektivnie-i-subektivnie-priznaki-iznasilovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/roman-moskva-detskaya-literatura-1976-stranica-43.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koroche-govorya-s-bogom-xi-prilozhenie-slovar-literatura-i-portret.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-6-19-gosudarstvo-v-rinochnoj-ekonomike-rossijskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnie-problemi-promishlennosti-pfo-v-usloviyah-vstupleniya-rossii-v-vto.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-programma.html
  • crib.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-16062006-00000-gosduma-rf-monitoring-smi-17-19.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strategii-uspeha-vvodnij-kurs-perevod-k-semyonov-redakciya-m-dobrovolskij-m-nevolin-oblozhka-o-kuklina.html
  • report.bystrickaya.ru/knigata-e-izdadena-s-konkurs-na-nacionalniya-centr-za-knigata-s-g-jung-stranica-15.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posvyashayu-etu-knigu-toni-moemu-muzhu-glavnoj-lyubvi-moej-zhizni-stranica-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-srednej-polnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-uchebnij-plan-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-tgp-eto-naibolee-obshie-zakonomernosti-vozniknoveniya-stanovleniya-funkcionirovaniya-i-razvitiya-gosudarstva-i-prava-gosudarstvenno-pravovih-yavlenij-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernie-temi-kompleksnoj-mezhdisciplinarnoj-kursovoj-raboti.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-biologii-problema-saharnogo-diabeta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/autsorsing-v-logistike-preimushestva-i-nedostatki.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-i-reviziya-kassovih-disciplin-i-kassovih-operaciya-v-respublike-belarus-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/stimulirovanie-dostizheniya-uspeha-uchashimisya-v-kulturno-obrazovatelnom-prostranstve-shkoli-rezultati-raboti-vihod-v-final-konkursa-luchshie-shkoli-rossii-i-pobeda-v-pnp-obrazovanie.html
  • studies.bystrickaya.ru/klassifikaciya-nauk-ee-kriterii-neobhodimost-i-znachenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/gicheskie-nauki-nizhnij-tagil-2004-s-106-111.html
  • znanie.bystrickaya.ru/92prava-i-obyazannosti-pobeditelya-aukciona-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandrgelmanov-drevo-proshloj-zhizni-chast-3-stranica-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/narushenie-obmena-slozhnih-belkov-krupoznaya-pnevmoniya-salmonellez-telyat.html
  • urok.bystrickaya.ru/priobretenie-literaturi-dlya-muk-urvanskaya-rajonnaya-biblioteka-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1obshie-polozheniya-koncepciya-programmi-razvitie-sudebnoj-sistemi-rossii-na-2007-2011-g-g-i-perspektivi.html
  • college.bystrickaya.ru/-49-defektoskopist-po-magnitnomu-kontrolyu-v-red-postanovlenij-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps-ot-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/orindaan-zerde-mekteb-direktorini-innovaciyali-zhmis-zhnndeg-orinbasari-n-nrtaeva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-integralnaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.