Марксизм в реальности и уроки его развития за полтора века
.RU

Марксизм в реальности и уроки его развития за полтора века

Семенов В.С.

К.Маркс как энциклопедист выдвигал и обосновывал положения разного уровня: идею и идеал, научное учение и идеологию, теорию и метод, анализ и прогноз. Марксизм поэтому выступает и как мировоззрение, и как наука, учение, и как идеология, и как метод, методология. Это целостная сложная система знаний и ценностных установок.

Марксизм выражает разные содержательные уровни представленной в нем научной абстракции. Высший и самый общий уровень абстракции дает марксистская идея, идеал, прогноз, цель. Они выражают общую закономерную направленность и тенденцию мирового общественного и глобального цивилизационного развития к социально справедливому и гуманному устройству – к социализму и коммунизму. Средний уровень абстракции представлен определенной марксистской научной теорией, учением о тех или иных процессах диалектического развития природы, общества и мышления, обобщающей реальные изменения в объективной и субъективной действительности (например, теория классов и классовой борьбы, учение о государстве и др.). Низший уровень абстракции выражен в материалах, суммирующих и обобщающих реальные данные о совершающихся объективных процессах, например, о росте капитала, изменениях в заработной плате, в положении рабочих, которых много в “Капитале” К.Маркса и других работах и которые сами по себе не содержат теоретических обобщений в виде научных концепций.

Все эти уровни научной абстракции присутствуют в марксизме, органично связаны между собой, выражая как процесс абстрагирования, обобщения путем перехода от конкретного и единичного к общему, от менее общего к более общему, абстрактному, так и Марксов метод восхождения от абстрактного к конкретному, посредством которого абстрактное мышление усваивает объективную конкретность во всем ее многообразии, сложности и расчлененности и воспроизводит ее в связанной и целостной научной теории.

Огромное теоретическое, научное наследство К.Маркса заключается в разработке четырех масштабных, широких и глубоких научных систем, фундаментальных теоретических концепций: (1) философско-материалистической и диалектической системы взглядов (учения) о развитии мира, общества, всемирной истории, познания; (2) учения об отношениях между капиталом и трудом, теории прибавочной стоимости; (3) теории классов и классовой борьбы; (4) научной теории (учения) о социализме и коммунизме. Этими главнейшими системными научными теориями К.Маркс, марксизм обеспечил себе постоянное великое место в мировой науке и мировой практике, во всемирной человеческой истории, что подтвердили более 100 лет после его смерти и более 150 лет после создания известнейших Марксовых работ и формирования марксизма.

Между марксизмом и коммунизмом есть и общее, объединяющее, единое, и различное, особенное, отличающее их друг от друга.

Общее – с точки зрения науки, теории, учения – что коммунизм есть органическая часть марксизма, входит в марксизм, объединяется марксизмом. Поскольку весь марксизм выражает диалектическую неразрывность, диалектическое единство теории и практики.

С точки зрения различий и отличий марксизм и коммунизм выражают как бы разные качественные ступени этого единства теории и практики. В марксизме перевес, преимущество имеет научная теория, опирающаяся на практику, ориентирующаяся на практические изменения и преобразования и воплощающаяся в практике. В коммунизме, исходной частью которого является марксистская теория, перевес, приоритет и доминирование принадлежит практике – практическому общественному движению и борьбе за освобождение труда, практическому революционному переходу от господства капитала к господству труда, практическому созиданию социалистической и коммунистической действительности.

Коммунизм есть качественно особая составная часть марксизма, сконцентрированная на общественной, революционной, созидательной практике, и потому и завершающая марксизм и, как преимущественная практика, идущая дальше его в виде самостоятельного практического движения.

Главные характеристики марксизма

Наиболее важные характеристики марксизма, на наш взгляд, сводятся к следующим.

(1). Это новоес середины XIX в. всеобъемлющее учение со своим новымметодом, новоемировоззрение и идеология. Более двух с половиной тысячелетий в странах Азии, Африки, Европы развивались мировоззренческие, философские взгляды и концепции материалистического или идеалистического характера, воплотившиеся в именах великих, крупных философов и в оригинальных, выдающихся научных разработках. Продолжая эти поисковые традиции, К.Маркс совместно с Ф.Энгельсом создал оригинальное и уникальное новое мировоззрение, включающее диалектико-материалистическую философию, политическую экономию, научный коммунизм, опирающиеся на определенный научный метод и выраженные в собственной идеологии. Это в совокупности и получило с середины XIX в. название марксизма. Это, несомненно, – качественно новая и выдающаяся ступень в развитии общечеловеческой мысли.

(2). Марксизм явился преемникоми оригинальным, творческим продолжателемвеличайших достижений человеческой научной мысли. Учение К.Маркса, писал В.И.Ленин, “есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма”1 .

Следовательно, марксизм есть и новое, и наиболее передовое учение, продолжившее, завершившее и поднявшее на новую ступень в то время самую передовую в общемировом развитии западную научную мысльв Германии, Англии, Франции, а также в других странах, включая Россию.

Эту линию и традицию преемственности развивающийся, живой марксизм должен и обязан продолжать постоянно и по сей день, и в современных условиях, и в перспективе, в будущем. Тогда он и останется подлинным марксизмом с заложенной в него К.Марксом и Ф.Энгельсом этой важнейшей творческой традицией и чертой. Диалектически она выражается в такой тройной цепочке творческого саморазвития: освоение новейших достижения научной мысли (преемственность) – формулирование на основе анализа новых научных знаний собственных новых выводов, постановок, заключений, обобщений – развитие, обновление, корректировка в результате этого системных и целостных марксистских концепций и теорий.

(3). Свои выводы и теоретические заключения К.Маркс и Ф.Энгельс делали на основе изучения и обобщения объективнойреальности, объективныхфактов, объективныхпроцессов, в результате познания и раскрытия объективныхзакономерностей и тенденций мирового, глобального, цивилизационного, общественного развития.

Марксизм выразил объективные интересымирового общественного развития, объективные интересыклассовой борьбы и рабочего движения, объективные интересытрудящихся и всех честных людей в их борьбе за освобождение, в их устремленности к созиданию нового, справедливого, гуманного и процветающего общества.

(4). Сочетая линии преемственности и новаторства, марксизм в своем учении ответил на главнейшие и острейшие вопросы современности, поставленные всемирным развитием человечества. В.И.Ленин писал: “История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на “сектантство” в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в сторонеот столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила... Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета”2 .

Это важнейшее свойство и качество марксизма (как и все другие) носит не одноразовый, а постоянный, неизменно присущий развивающемуся марксизму характер. И связано оно не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Развивающийся, осовременивающийся марксизм должен постоянно и своевременно отвечать на все новые и новые возникающие вопросы действительности. Так относился к марксизму и так воплощал марксизм в своей деятельности В.И.Ленин. Именно при таком саморазвитии и самореализации марксизма он будет постоянно и всегда оставаться всесильным, живым, полным, стройным, жизненным.

(5). Смелые, бескомпромиссные, принципиальные ответы К.Маркса на поставленные временем и человечеством главнейшие и острейшие вопросы носили обоснованно критический и революционный характер, были революционными по содержанию и существу. И это был не субъективный выбор К.Маркса, а обоснованный вывод об объективно необходимых путях изменения, переустройства мира, поворота на путь социализма и коммунизма. Как писал К.Маркс, “социализмне может быть осуществлен без революции. Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается в уничтожениии разрушениистарого”3 .

(6). Критическо-революционный подход К.Маркс соединил с научным прогнозированием и предвидением будущего. Марксизм обращен не назад, а устремлен вперед на основе скрупулезнейшего анализа настоящего. Марксизму органически присущ прогностический подход, ныне обращенный к выявлению тенденций и проблем развития грядущего XXI столетия.

(7). Одним из важнейших научных открытий К.Маркса (и Ф.Энгельса) стало создание учения о коммунизме, социализме. Марксизм как учение включает в себя коммунизм, и вместе с тем коммунизм, социализм, как реальное практическое общественное движение, как революционная борьба и революция, как практика созидания социализма и коммунизма приобретает собственные черты и характеристики, продолжает и дополняет марксизм, о чем уже говорилось. Теоретический марксизм воплотился в практическом коммунизме, социализме, завершился в нем.

(8). Практическо-политическое, практическо-революционное существо марксизма и коммунизма находит выражение в их последовательной партийности.


mesto-obrazovaniya-v-sisteme-cennostej-molodogo-pokoleniya.html
mesto-predprinimatelstva-v-nacionalnoj-innovacionnoj-sisteme.html
mesto-raspolozheniya-ozhoga-i-sostoyanie-zdorovya-s-n-popova-izdanie-trete.html
mesto-severnoj-i-yuzhnoj-korei-v-mirovih-ekonomicheskih-svyazyah-sravnitelnaya-harakteristika-chast-4.html
mesto-uchebnogo-predmeta-v-uchebnom-plane-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-kinelskaya.html
mestoimenie-4-chasov-razvitie-rechi-1-chasa-kontrolnaya-rabota-1-chas-intervyu.html
  • university.bystrickaya.ru/f-r-a-g-m-e-n-t-eta-provincialnaya-istoriya-sluchila-sebya-v-yarostnie-no-otnositelno-bezzabotnie-vremena-mahrovogo-zastoya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-gidrocefali-i-mikrocefali-pedagogicheskij-zakon-183.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grinev-v-belgorodskoj-kreposti.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-i-razvitie-upravlencheskogo-potenciala-molodih-menedzherov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-uchashihsya-starshih-klassov-obsheobrazovatelnih-shkol-studentov-srednih-specialnih-i-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-ispolnitelnoj-vlasti-nizhegorodskoj-oblasti-i-ih-strukturnih-podrazdeleniyah.html
  • turn.bystrickaya.ru/oskolki-ranyat-i-ubivayut-moskovskaya-pravda-oleg-sultanov-24042008-086-str-3-prilozhe.html
  • college.bystrickaya.ru/-nauka-ob-izmereniyah-metodah-i-sredstvah-obespecheniya-ih-edinstva-i-sposobah-dostizheniya-trebuemoj-tochnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-viii-vii-politika-v-sovete-ministrov-voprosi-vneshnej-i-vnutrennej-politiki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kuponnij-procentnij-period-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-moskovskaya-gorodskaya-telefonnaya-set-inn-7710016640.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mikromir-koncepcii-sovremennoj-fiziki-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/22-struktura-generalnogo-plana-titulnij-list.html
  • education.bystrickaya.ru/125009-rossiya-moskva-tverskaya-6-str-2-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ikt-v-zdravoohranenii-administraciya-dubenskogo-municipalnogo-rajona-respubliki-mordoviya-postanovlenie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-vipolnenie-poleta-41podgotovka-k-virulivaniyu-i-rulenie-rukovodstvo-po-letnoj-ekspluatacii-samoleta-pzl-104.html
  • grade.bystrickaya.ru/nvsoboleva-god-rozhdeniya-tisyacha-devyatsot-dvadcat-tretij-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-l-karunin-predsedatel.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukopis-orilyakskogo-monaha-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-osnove-fgos-vpo.html
  • college.bystrickaya.ru/1-kurs-programma-disciplini-gse-f-02-fizicheskaya-kultura-osnovnoe-otdelenie-cel-i-zadachi-disciplini-1-cel-disciplini.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-predmetuteoriya-finansov-na-temu-sostoyanie-ekonomiki-i-finansov-respubliki-belarus-na-sovremennom-etape.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-sozdaniya-kompyuternih-prezentacij-s-pomoshyu-ms-powerpoint.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-na-temu-myod-i-produkti-pchelovodstva-biologicheskoe-vliyanie-na-organizm.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-osnovnaya-hozyajstvennaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet.html
  • crib.bystrickaya.ru/inok-filofej-domostroj-stavlennicheskaya-gramota-visokopreosvyashennejshij-ioann-mitropolit-sankt-peterburgskij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-materiali-po-discipline-programma-po-gistologii-citologii-i-embriologii-dlya-studentov-dnevnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/krestnij-hod-istoriya-vidi-naznachenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialist-guz-arhangelskij-oblastnoj-centr-medicinskoj-profilaktiki-prodolzhitelnost-zanyatiya-90-minut-struktura-zanyatiya-vvodnaya-chast-5-min.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-oao-dek-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-15-dekabrya-2010-goda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-dlya-studentov-otdeleniya-dnevnogo-obucheniya-pp.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervaya-arhangelskaya-elektrostanciya-nachala-rabotu-na-anglijskom-ugle-ia-dvina-inform-22082005.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekarstvennie-rasteniya-i-sire-soderzhashie-purinovie-alkaloidi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-vesele-bilo-v-samom-razgare-vsyo-shlo-kak-obichno-podvipivshie-gosti-perebivaya-drug-druga-pozdravlyali.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizicheskaya-karta-mira-2009-sd-predlagaem-vashemu-vnimaniyu-pyatnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-pressa-zakoni-iz-dolgogo-yashika-14.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.