.RU

Марксизм в реальности и уроки его развития за полтора века

Семенов В.С.

К.Маркс как энциклопедист выдвигал и обосновывал положения разного уровня: идею и идеал, научное учение и идеологию, теорию и метод, анализ и прогноз. Марксизм поэтому выступает и как мировоззрение, и как наука, учение, и как идеология, и как метод, методология. Это целостная сложная система знаний и ценностных установок.

Марксизм выражает разные содержательные уровни представленной в нем научной абстракции. Высший и самый общий уровень абстракции дает марксистская идея, идеал, прогноз, цель. Они выражают общую закономерную направленность и тенденцию мирового общественного и глобального цивилизационного развития к социально справедливому и гуманному устройству – к социализму и коммунизму. Средний уровень абстракции представлен определенной марксистской научной теорией, учением о тех или иных процессах диалектического развития природы, общества и мышления, обобщающей реальные изменения в объективной и субъективной действительности (например, теория классов и классовой борьбы, учение о государстве и др.). Низший уровень абстракции выражен в материалах, суммирующих и обобщающих реальные данные о совершающихся объективных процессах, например, о росте капитала, изменениях в заработной плате, в положении рабочих, которых много в “Капитале” К.Маркса и других работах и которые сами по себе не содержат теоретических обобщений в виде научных концепций.

Все эти уровни научной абстракции присутствуют в марксизме, органично связаны между собой, выражая как процесс абстрагирования, обобщения путем перехода от конкретного и единичного к общему, от менее общего к более общему, абстрактному, так и Марксов метод восхождения от абстрактного к конкретному, посредством которого абстрактное мышление усваивает объективную конкретность во всем ее многообразии, сложности и расчлененности и воспроизводит ее в связанной и целостной научной теории.

Огромное теоретическое, научное наследство К.Маркса заключается в разработке четырех масштабных, широких и глубоких научных систем, фундаментальных теоретических концепций: (1) философско-материалистической и диалектической системы взглядов (учения) о развитии мира, общества, всемирной истории, познания; (2) учения об отношениях между капиталом и трудом, теории прибавочной стоимости; (3) теории классов и классовой борьбы; (4) научной теории (учения) о социализме и коммунизме. Этими главнейшими системными научными теориями К.Маркс, марксизм обеспечил себе постоянное великое место в мировой науке и мировой практике, во всемирной человеческой истории, что подтвердили более 100 лет после его смерти и более 150 лет после создания известнейших Марксовых работ и формирования марксизма.

Между марксизмом и коммунизмом есть и общее, объединяющее, единое, и различное, особенное, отличающее их друг от друга.

Общее – с точки зрения науки, теории, учения – что коммунизм есть органическая часть марксизма, входит в марксизм, объединяется марксизмом. Поскольку весь марксизм выражает диалектическую неразрывность, диалектическое единство теории и практики.

С точки зрения различий и отличий марксизм и коммунизм выражают как бы разные качественные ступени этого единства теории и практики. В марксизме перевес, преимущество имеет научная теория, опирающаяся на практику, ориентирующаяся на практические изменения и преобразования и воплощающаяся в практике. В коммунизме, исходной частью которого является марксистская теория, перевес, приоритет и доминирование принадлежит практике – практическому общественному движению и борьбе за освобождение труда, практическому революционному переходу от господства капитала к господству труда, практическому созиданию социалистической и коммунистической действительности.

Коммунизм есть качественно особая составная часть марксизма, сконцентрированная на общественной, революционной, созидательной практике, и потому и завершающая марксизм и, как преимущественная практика, идущая дальше его в виде самостоятельного практического движения.

Главные характеристики марксизма

Наиболее важные характеристики марксизма, на наш взгляд, сводятся к следующим.

(1). Это новоес середины XIX в. всеобъемлющее учение со своим новымметодом, новоемировоззрение и идеология. Более двух с половиной тысячелетий в странах Азии, Африки, Европы развивались мировоззренческие, философские взгляды и концепции материалистического или идеалистического характера, воплотившиеся в именах великих, крупных философов и в оригинальных, выдающихся научных разработках. Продолжая эти поисковые традиции, К.Маркс совместно с Ф.Энгельсом создал оригинальное и уникальное новое мировоззрение, включающее диалектико-материалистическую философию, политическую экономию, научный коммунизм, опирающиеся на определенный научный метод и выраженные в собственной идеологии. Это в совокупности и получило с середины XIX в. название марксизма. Это, несомненно, – качественно новая и выдающаяся ступень в развитии общечеловеческой мысли.

(2). Марксизм явился преемникоми оригинальным, творческим продолжателемвеличайших достижений человеческой научной мысли. Учение К.Маркса, писал В.И.Ленин, “есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма”1 .

Следовательно, марксизм есть и новое, и наиболее передовое учение, продолжившее, завершившее и поднявшее на новую ступень в то время самую передовую в общемировом развитии западную научную мысльв Германии, Англии, Франции, а также в других странах, включая Россию.

Эту линию и традицию преемственности развивающийся, живой марксизм должен и обязан продолжать постоянно и по сей день, и в современных условиях, и в перспективе, в будущем. Тогда он и останется подлинным марксизмом с заложенной в него К.Марксом и Ф.Энгельсом этой важнейшей творческой традицией и чертой. Диалектически она выражается в такой тройной цепочке творческого саморазвития: освоение новейших достижения научной мысли (преемственность) – формулирование на основе анализа новых научных знаний собственных новых выводов, постановок, заключений, обобщений – развитие, обновление, корректировка в результате этого системных и целостных марксистских концепций и теорий.

(3). Свои выводы и теоретические заключения К.Маркс и Ф.Энгельс делали на основе изучения и обобщения объективнойреальности, объективныхфактов, объективныхпроцессов, в результате познания и раскрытия объективныхзакономерностей и тенденций мирового, глобального, цивилизационного, общественного развития.

Марксизм выразил объективные интересымирового общественного развития, объективные интересыклассовой борьбы и рабочего движения, объективные интересытрудящихся и всех честных людей в их борьбе за освобождение, в их устремленности к созиданию нового, справедливого, гуманного и процветающего общества.

(4). Сочетая линии преемственности и новаторства, марксизм в своем учении ответил на главнейшие и острейшие вопросы современности, поставленные всемирным развитием человечества. В.И.Ленин писал: “История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на “сектантство” в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в сторонеот столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила... Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета”2 .

Это важнейшее свойство и качество марксизма (как и все другие) носит не одноразовый, а постоянный, неизменно присущий развивающемуся марксизму характер. И связано оно не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Развивающийся, осовременивающийся марксизм должен постоянно и своевременно отвечать на все новые и новые возникающие вопросы действительности. Так относился к марксизму и так воплощал марксизм в своей деятельности В.И.Ленин. Именно при таком саморазвитии и самореализации марксизма он будет постоянно и всегда оставаться всесильным, живым, полным, стройным, жизненным.

(5). Смелые, бескомпромиссные, принципиальные ответы К.Маркса на поставленные временем и человечеством главнейшие и острейшие вопросы носили обоснованно критический и революционный характер, были революционными по содержанию и существу. И это был не субъективный выбор К.Маркса, а обоснованный вывод об объективно необходимых путях изменения, переустройства мира, поворота на путь социализма и коммунизма. Как писал К.Маркс, “социализмне может быть осуществлен без революции. Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается в уничтожениии разрушениистарого”3 .

(6). Критическо-революционный подход К.Маркс соединил с научным прогнозированием и предвидением будущего. Марксизм обращен не назад, а устремлен вперед на основе скрупулезнейшего анализа настоящего. Марксизму органически присущ прогностический подход, ныне обращенный к выявлению тенденций и проблем развития грядущего XXI столетия.

(7). Одним из важнейших научных открытий К.Маркса (и Ф.Энгельса) стало создание учения о коммунизме, социализме. Марксизм как учение включает в себя коммунизм, и вместе с тем коммунизм, социализм, как реальное практическое общественное движение, как революционная борьба и революция, как практика созидания социализма и коммунизма приобретает собственные черты и характеристики, продолжает и дополняет марксизм, о чем уже говорилось. Теоретический марксизм воплотился в практическом коммунизме, социализме, завершился в нем.

(8). Практическо-политическое, практическо-революционное существо марксизма и коммунизма находит выражение в их последовательной партийности.


mesto-obrazovaniya-v-sisteme-cennostej-molodogo-pokoleniya.html
mesto-predprinimatelstva-v-nacionalnoj-innovacionnoj-sisteme.html
mesto-raspolozheniya-ozhoga-i-sostoyanie-zdorovya-s-n-popova-izdanie-trete.html
mesto-severnoj-i-yuzhnoj-korei-v-mirovih-ekonomicheskih-svyazyah-sravnitelnaya-harakteristika-chast-4.html
mesto-uchebnogo-predmeta-v-uchebnom-plane-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-kinelskaya.html
mestoimenie-4-chasov-razvitie-rechi-1-chasa-kontrolnaya-rabota-1-chas-intervyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-vipolneniya-plana-pervoocherednih-dejstvij-po-realizacii-iniciativi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/43-organizaciya-uchebnogo-processa-otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-abiturienti-rekomendovannie-k-zachisleniyu-na-mesta-s-oplatoj-stoimosti-obucheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-dmitriev-odna-iz-ne-tolko-vazhnih-no-i-ostro-sovremennih-dazhe-politizirovannih-tem-nashego-universitetskogo-prepodavaniya-eto-tema-identichnosti-i-granic-evropi-v-sootnesenii-s-rolyu-hristianstva-i-inih-relig.html
  • education.bystrickaya.ru/-nedobrosovestnih-perevozchikov-uberut-s-marshrutov-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-v-ivanchenko-plenarnoe-zasedanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/specifika-raboti-sekretarya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-nazvanie-knigi-52-000-pyatdesyat-dve-tisyachi-rub-00kop-v-t-ch-nds.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleksnij-investicionnij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-shumerlya-na-2010-2012-godi-i-na-period-do-2020-goda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russkij-yazik-v-mire-vestnik-mapryal-ot-pervogo-nomera-do-pyatidesyatogo-kratkij-ekskurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-socialnosti-posvyashaetsya-80-letiyu-nngasu-1930-2010-gg-sistema-socialnoj-ekologii-nizhnij-novgorod-2010.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-napravleniyu-kompleksnie-sistemi-informacionnoj-bezopasnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzika-sabai-3-sinip-oo-oblisi-abaj-audani-93-v-tereshkova-atindai-zhalpi-orta-mektep-muzika-pn-malm-sardarbekova-gulnar-dajindaan-orkestr-ramindai-aspaptar.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-obespechenie-informacionno-obrazovatelnoj-sredi-sredstvami-setevih-i-multimedia-tehnologij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urokov-po-teme-umnozhenie-i-delenie-obiknovennih-drobej-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-s-zajceva-e-a-zadorozhnaya-v-a-nikitin-o-v-etezova-stranica-10.html
  • grade.bystrickaya.ru/mgnovennoe-poznanie-talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-osnovnie-napravleniya-analiza-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-predmeta-osnovi-ekonomiki-po-specialnosti-himicheskaya-tehnologiya-organicheskih-veshestv-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-gosudarstvennaya-sistema-obespecheniya-edinstva-izmerenij-rashod-vodi-na-rekah-i-kanalah-metodika-vipolneniya-izmerenij-metodom-skorost-ploshad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anatolij-marchenko-o-sebe-vse-rasskazal-sam-stranica-23.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikant-v-yuridicheskij-otdel-vremennaya-rabota-s-perspektivoj-na-postoyannoe-mesto-raboti-vozmozhna-oplata-pri-horoshih-rezultatah-raboti-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/akcii-po-zakonodatelstvu-rossijskoj-federacii.html
  • school.bystrickaya.ru/izobrazitelnie-sredstva-radio-7-radioveshanie-istoriya-razvitiya-izobrazitelnie-sredstva-radiozhurnalistika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasprostranenie-difillobotrioza-v-kostromskoj-oblasti-i-borba-s-nim.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-obshestvoznaniyu-vvedenie-v-sovremennie-socialnie-problemi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-botanika-dlya-studentov-specialnosti-020803-bioekologiya-napravleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kakuyu-vodu-mi-pem-analiz-kachestva-pitevoj-vodi-rez-ternii-k-zvezdam-materiali-64-j-itogovoj-mezhvuzovskoj-nauchnoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trudi-3-ego-soveshaniya-upravlenie-dvizheniem-malogabaritnih-sputnikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-tezisov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/portable-computers-kurs-letnyaya-sessiya-great-britain-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-osnovi-sociologii-i-politologii-dlya-specialnosti-2202-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekta-gorbachevskie-chteniya-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udivitelnie-treugolniki-v-loskutnom-shite.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.