.RU

Марксизм в реальности и уроки его развития за полтора века

Семенов В.С.

К.Маркс как энциклопедист выдвигал и обосновывал положения разного уровня: идею и идеал, научное учение и идеологию, теорию и метод, анализ и прогноз. Марксизм поэтому выступает и как мировоззрение, и как наука, учение, и как идеология, и как метод, методология. Это целостная сложная система знаний и ценностных установок.

Марксизм выражает разные содержательные уровни представленной в нем научной абстракции. Высший и самый общий уровень абстракции дает марксистская идея, идеал, прогноз, цель. Они выражают общую закономерную направленность и тенденцию мирового общественного и глобального цивилизационного развития к социально справедливому и гуманному устройству – к социализму и коммунизму. Средний уровень абстракции представлен определенной марксистской научной теорией, учением о тех или иных процессах диалектического развития природы, общества и мышления, обобщающей реальные изменения в объективной и субъективной действительности (например, теория классов и классовой борьбы, учение о государстве и др.). Низший уровень абстракции выражен в материалах, суммирующих и обобщающих реальные данные о совершающихся объективных процессах, например, о росте капитала, изменениях в заработной плате, в положении рабочих, которых много в “Капитале” К.Маркса и других работах и которые сами по себе не содержат теоретических обобщений в виде научных концепций.

Все эти уровни научной абстракции присутствуют в марксизме, органично связаны между собой, выражая как процесс абстрагирования, обобщения путем перехода от конкретного и единичного к общему, от менее общего к более общему, абстрактному, так и Марксов метод восхождения от абстрактного к конкретному, посредством которого абстрактное мышление усваивает объективную конкретность во всем ее многообразии, сложности и расчлененности и воспроизводит ее в связанной и целостной научной теории.

Огромное теоретическое, научное наследство К.Маркса заключается в разработке четырех масштабных, широких и глубоких научных систем, фундаментальных теоретических концепций: (1) философско-материалистической и диалектической системы взглядов (учения) о развитии мира, общества, всемирной истории, познания; (2) учения об отношениях между капиталом и трудом, теории прибавочной стоимости; (3) теории классов и классовой борьбы; (4) научной теории (учения) о социализме и коммунизме. Этими главнейшими системными научными теориями К.Маркс, марксизм обеспечил себе постоянное великое место в мировой науке и мировой практике, во всемирной человеческой истории, что подтвердили более 100 лет после его смерти и более 150 лет после создания известнейших Марксовых работ и формирования марксизма.

Между марксизмом и коммунизмом есть и общее, объединяющее, единое, и различное, особенное, отличающее их друг от друга.

Общее – с точки зрения науки, теории, учения – что коммунизм есть органическая часть марксизма, входит в марксизм, объединяется марксизмом. Поскольку весь марксизм выражает диалектическую неразрывность, диалектическое единство теории и практики.

С точки зрения различий и отличий марксизм и коммунизм выражают как бы разные качественные ступени этого единства теории и практики. В марксизме перевес, преимущество имеет научная теория, опирающаяся на практику, ориентирующаяся на практические изменения и преобразования и воплощающаяся в практике. В коммунизме, исходной частью которого является марксистская теория, перевес, приоритет и доминирование принадлежит практике – практическому общественному движению и борьбе за освобождение труда, практическому революционному переходу от господства капитала к господству труда, практическому созиданию социалистической и коммунистической действительности.

Коммунизм есть качественно особая составная часть марксизма, сконцентрированная на общественной, революционной, созидательной практике, и потому и завершающая марксизм и, как преимущественная практика, идущая дальше его в виде самостоятельного практического движения.

Главные характеристики марксизма

Наиболее важные характеристики марксизма, на наш взгляд, сводятся к следующим.

(1). Это новоес середины XIX в. всеобъемлющее учение со своим новымметодом, новоемировоззрение и идеология. Более двух с половиной тысячелетий в странах Азии, Африки, Европы развивались мировоззренческие, философские взгляды и концепции материалистического или идеалистического характера, воплотившиеся в именах великих, крупных философов и в оригинальных, выдающихся научных разработках. Продолжая эти поисковые традиции, К.Маркс совместно с Ф.Энгельсом создал оригинальное и уникальное новое мировоззрение, включающее диалектико-материалистическую философию, политическую экономию, научный коммунизм, опирающиеся на определенный научный метод и выраженные в собственной идеологии. Это в совокупности и получило с середины XIX в. название марксизма. Это, несомненно, – качественно новая и выдающаяся ступень в развитии общечеловеческой мысли.

(2). Марксизм явился преемникоми оригинальным, творческим продолжателемвеличайших достижений человеческой научной мысли. Учение К.Маркса, писал В.И.Ленин, “есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма”1 .

Следовательно, марксизм есть и новое, и наиболее передовое учение, продолжившее, завершившее и поднявшее на новую ступень в то время самую передовую в общемировом развитии западную научную мысльв Германии, Англии, Франции, а также в других странах, включая Россию.

Эту линию и традицию преемственности развивающийся, живой марксизм должен и обязан продолжать постоянно и по сей день, и в современных условиях, и в перспективе, в будущем. Тогда он и останется подлинным марксизмом с заложенной в него К.Марксом и Ф.Энгельсом этой важнейшей творческой традицией и чертой. Диалектически она выражается в такой тройной цепочке творческого саморазвития: освоение новейших достижения научной мысли (преемственность) – формулирование на основе анализа новых научных знаний собственных новых выводов, постановок, заключений, обобщений – развитие, обновление, корректировка в результате этого системных и целостных марксистских концепций и теорий.

(3). Свои выводы и теоретические заключения К.Маркс и Ф.Энгельс делали на основе изучения и обобщения объективнойреальности, объективныхфактов, объективныхпроцессов, в результате познания и раскрытия объективныхзакономерностей и тенденций мирового, глобального, цивилизационного, общественного развития.

Марксизм выразил объективные интересымирового общественного развития, объективные интересыклассовой борьбы и рабочего движения, объективные интересытрудящихся и всех честных людей в их борьбе за освобождение, в их устремленности к созиданию нового, справедливого, гуманного и процветающего общества.

(4). Сочетая линии преемственности и новаторства, марксизм в своем учении ответил на главнейшие и острейшие вопросы современности, поставленные всемирным развитием человечества. В.И.Ленин писал: “История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на “сектантство” в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в сторонеот столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила... Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета”2 .

Это важнейшее свойство и качество марксизма (как и все другие) носит не одноразовый, а постоянный, неизменно присущий развивающемуся марксизму характер. И связано оно не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Развивающийся, осовременивающийся марксизм должен постоянно и своевременно отвечать на все новые и новые возникающие вопросы действительности. Так относился к марксизму и так воплощал марксизм в своей деятельности В.И.Ленин. Именно при таком саморазвитии и самореализации марксизма он будет постоянно и всегда оставаться всесильным, живым, полным, стройным, жизненным.

(5). Смелые, бескомпромиссные, принципиальные ответы К.Маркса на поставленные временем и человечеством главнейшие и острейшие вопросы носили обоснованно критический и революционный характер, были революционными по содержанию и существу. И это был не субъективный выбор К.Маркса, а обоснованный вывод об объективно необходимых путях изменения, переустройства мира, поворота на путь социализма и коммунизма. Как писал К.Маркс, “социализмне может быть осуществлен без революции. Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается в уничтожениии разрушениистарого”3 .

(6). Критическо-революционный подход К.Маркс соединил с научным прогнозированием и предвидением будущего. Марксизм обращен не назад, а устремлен вперед на основе скрупулезнейшего анализа настоящего. Марксизму органически присущ прогностический подход, ныне обращенный к выявлению тенденций и проблем развития грядущего XXI столетия.

(7). Одним из важнейших научных открытий К.Маркса (и Ф.Энгельса) стало создание учения о коммунизме, социализме. Марксизм как учение включает в себя коммунизм, и вместе с тем коммунизм, социализм, как реальное практическое общественное движение, как революционная борьба и революция, как практика созидания социализма и коммунизма приобретает собственные черты и характеристики, продолжает и дополняет марксизм, о чем уже говорилось. Теоретический марксизм воплотился в практическом коммунизме, социализме, завершился в нем.

(8). Практическо-политическое, практическо-революционное существо марксизма и коммунизма находит выражение в их последовательной партийности.


mesto-obrazovaniya-v-sisteme-cennostej-molodogo-pokoleniya.html
mesto-predprinimatelstva-v-nacionalnoj-innovacionnoj-sisteme.html
mesto-raspolozheniya-ozhoga-i-sostoyanie-zdorovya-s-n-popova-izdanie-trete.html
mesto-severnoj-i-yuzhnoj-korei-v-mirovih-ekonomicheskih-svyazyah-sravnitelnaya-harakteristika-chast-4.html
mesto-uchebnogo-predmeta-v-uchebnom-plane-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-kinelskaya.html
mestoimenie-4-chasov-razvitie-rechi-1-chasa-kontrolnaya-rabota-1-chas-intervyu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-v-epohu-globalizacii-chuvashskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-im-i-ya-yakovleva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvo-1-obshaya-harakteristika-teorii-gosudarstva-i-prava-kak-nauki-i-uchebnoj-disciplini.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolin-uilson-stranica-9.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zasedaniya-soveta-associacii-nacionalnoe-obedinenie-samoreguliruemih-organizacij-upravlyayushih-nedvizhimostyu.html
  • school.bystrickaya.ru/etika-biznesa-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-kontrole-za-samostoyatelnoj-rabotoj-studentov-tezisi-dokladov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhaichnie-prostranstvennie-otnosheniya-v-anglosaksonskoj-yazikovoj-modeli-mira-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-119-ot-31-08-2011-prinyata-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-shkoli-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/iscelyayushee-iskusstvo-zhurnal-art-terapii-institut-nauchnoj-informacii-i-monitoringa-rao-antopolskij-a-b-koncepciya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mou-sosh-125-s-uim-g-snezhinsk-chelyabinskaya-obl-mnogolikoe-trenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problema-otnosheniya-bloka-k-revolyucii-slozhna-i-zagadochna-s-odnoj-storoni-zavershaya-dvenadcat-obrazom-hrista-nesushego-flag-blok-daet-ponyat-chto-revolyuciya-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktikumi-po-filosofii-izuchenie-istochnikov-i-osnovnih-filosofskih-tekstov-osnovnaya-zadacha-prakticheskih-zanyatij-po-filosofii-so-studentami-gumanitarnih-fakult-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4organizaciya-vneauditornoj-raboti-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-prikaz-ot-20-g-obrazovatelnaya-programma.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2009-goda-stranica-11.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursa-atisushilara-ojilatin-zhalpi-blktlk-talaptari-s-r-4-sanati-shn.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predpriyatie-vnastoyashee-vremya-vedenie-buhgalterskogo-ucheta-maloeffektivno-bez-kompyuternoj-obrabotki-dannih-sejchas.html
  • shkola.bystrickaya.ru/protivodejstvie-korrupcii-problemi-i-perspektivi-formirovaniya-i-realizacii-nacionalnoj-regionalnoj-i-municipalnoj-antikorrupcionnoj-politiki-proshyol-nedavno-v-nizhnekamske-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2454-elektricheskij-raschet-pp-elektronnij-konspekt-lekcij-po-discipline-raschet-i-proektirovanie-elektronno-opticheskoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/eto-v-ogromnoj-stepeni-uvelichilo-ego-populyarnost-on-prevrashalsya-v-narodnogo-voennogo-lidera-glava-gosudarstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/strategiya-i-planirovanie-v-logistike-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/applications-dialogues-with-actors-russias-science-and-policy-gavrov-s-n-modernizaciya-rossii-postimperskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-a-pounojskij-pastuhova-i-p.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18smeshannie-tipi-stroenie-tela-i-psihologiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-11-fiziologiya-serdechno-sosudistoj-sistemi-uchebnik-po-kursu-vozrastnaya-anatomiya-fiziologiya-i-gigiena.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sobesedovaniya-po-napravleniyu-filologiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-12-aprelya-2012g-172-oprovedenii-i-uchastii-v-akcii-oblastnaya-zaryadka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-sm-sajt-wwwpvtiru-1-obshaya-harakteristika-sostoyaniya-rabot-po-formirovaniyu-elektronnogo-pravitelstva-regiona.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-mirovoj-hudozhestvennoj-kulture-sostavlena-na-osnove.html
  • studies.bystrickaya.ru/lyudvig-vitgenshtejn-i-problemi-psihologizma-filosofskie-idei-lyudviga.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizaciya-svyazej-s-obshestvennostyu-v-maloj-i-srednej-firme-chast-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-urovnya-zun-uchashihsya-5-9-11-klassov-publichnij-doklad-direktora-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-literaturovedcheskij-analiz-teksta-specialnost-031001-65.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-proektirovaniya-stroitelstva-i-ekspluatacii-volokonno-opticheskih-linij-svyazi-na-vozdushnih-liniyah-elektroperedachi-napryazheniem-110.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchitel-na-rubezhe-vekov-psihologicheskie-problemi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malcev-sergej-aleksandrovich-nevidimaya-bitva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.